Автор: Щедрина Ирина Дамбаевна
Учебное заведение: ДШИ №1 г. Елец Липецкой области
Краткое описание работы: Предлагается использовать на уроке по развитию речи одновременно музыкальные и живописные иллюстрации. Перед ребенком ставится задача подыскать слова для грамотного описания увиденного и услышанного, найти точки соприкосновения двух искусств.

Дата публикации: Слово — золото Предлагается использовать на уроке по развитию речи одновременно музыкальные и живописные иллюстрации. Перед ребенком ставится задача подыскать слова для грамотного описания увиденного и услышанного, найти точки соприкосновения двух искусств.
Просмотреть свитедельство о публикации

download32

Слово — золото

Классическая музыка, классическая живопись, классическая речь – вот три кита культурного окружения интеллигентного человека. Если первыми двумя Бог награждает не каждого, то научиться с легкостью выражать свои мысли  – обязанность всякого, кто хочет походить на человека, созданного Творцом, а не происшедшего от обезьяны.

Учитель чего бы то ни было ничего не добьется в своем предмете, не имея толики красноречия – иначе, как же донести до ученика всю прелесть того, чему наставляешь. Ведь не каждый от рождения способен понимать музыку и живопись, многим помогает в этом талант рассказчика, оказавшегося рядом.

Дети всегда находятся в состоянии ожидания чего-то нового, яркого, необычного. Так почему же прямо сейчас не приступить к знакомству ребенка с доселе неведомой ему гармонией музыки, живописи и слова?

Слушая музыку ребенок заменяет музыкальный образ на зрительный. Наша задача привить ему способность донести до окружающих картину своего видения образной речью грамотного человека. И поскольку никто не знает какого божьего дара больше в ребенке, пришедшем в музыкальную школу или в студию живописи –Чайковского, Шишкина или Пушкина, то и начинать занятия по развитию речи надо как можно раньше. А искра таланта есть в каждом, в этом нет сомнения.

Предлагаемая ниже методика воплощения замысла в реальный урок и дает результат символически объединяющий главные искусства. Не так важно, станет ли именно эта идея главным подспорьем в работе по развитию речи или читающий эти строки найдет иной способ увлечь юную душу – важно, чтобы мы слышали от детей достойное человека выражение мысли, а не чарующие звуки «му».

Русские классики! Хотя они и появились, по общепринятому мнению, вслед за европейскими, но именно они являются столпами морали, без которой нет подлинного искусства. Нет более сильного инструмента для культурного воспитания, чем русская классическая литература с ее могучим русским языком.

Педагог, нашедший возможность хотя бы раз в неделю проводить такое занятие, откроет совершенно неведомую страничку в жизни учащегося. Ведь все дело в том, что, как предметы подаются в школе – вне всякой связи одного с другим, так они и воспринимаются: не одной культурой, а тремя! А надо лишь показать каким великолепным русским языком блещут письма композиторов, их статьи, речи; надо показать как замечательно рисовали Пушкин и Лермонтов; надо прослушать вальсы писателя Грибоедова; надо рассказать о творческом поиске композитора Скрябина, не отделявшего музыку от зрительных образов. Надо, наконец, рассказать о том, насколько многосторонне в культурном отношении были развиты русские военные: любой офицер мог свободно делать зарисовки окружающей местности, обязательно музицировал, а в стихосложении порой не уступал знаменитым литераторам.

Если не зажечь искру интеллигентности в ребенке, то улица разожжет в нем иной огонь, из-за которого, может статься, мы навсегда лишимся нашего нового Толстого, Глинки или Саврасова.

Практическая реализация задуманного с помощью предлагаемой методики видна из следующего описания.

Удачно сочетая одновременную работу с музыкальными и живописными произведениями,  преподаватель направляет усилия на то, чтобы ребенок мог развиваться и в области литературного изложения своих мыслей по поводу увиденного и услышанного. В отличие от традиционного подхода, когда преподаватель сам решает, какую картину и какое музыкальное сопровождение выбрать для урока, наш подход подразумевает свободный выбор самого дошкольника. Прослушав музыкальную зарисовку, ребенок обходит галерею рисунков и указывает на картину, которая, по его мнению, может служить иллюстрацией к ней. В равной мере он может высказать свое суждение о том, какое из нескольких проигранных преподавателем музыкальных произведений полнее отражает содержание предложенной его вниманию картины.

Дети легко улавливают нужное соответствие между настроением картины и характером музыки: скачущая лошадь непременно будет увязана с быстрым темпом в музыке, а бравурный и несколько тревожный «марш Черномора» остановит его внимание на рисунке с изображением боя богатырей, цветочная поляна или натюрморт чаще соответствуют тихой задумчивой музыке.

Трудности начинаются именно в момент, когда приходит время передать своими словами впечатление от увиденного или услышанного. Собственно, именно эта – третья составляющая, и является стержнем предлагаемой методики.

Приступая к передаче своими словами содержания картины, ребенок сталкивается с необходимость рассказать о персонаже или событии незнакомым ему из прошлого опыта – им нет названия в его словарном запасе. Так, в общем, догадываясь, что витязи из стихотворения «У лукоморья» должны быть люди военные, он не может в полной мере охарактеризовать специфику этих героев. Преподаватель дает развернутый рассказ: витязь это не просто солдат,  а человек необыкновенной отваги и силы, могущий делать на поле боя то, что не под силу рядовому воину, он сродни современному бойцу отряда «Альфа» (уж это дети знают!); имя витязь всегда употребляется в положительном смысле, произносится в восторженном тоне.

В этом же стихотворении выражение было бы недостаточным просто сказать, что «о заре» надо понимать как «на заре», потребует рассказа о том,

как изменяется разговорный русский язык с течением веков, как устаревшие слова выходят из употребления и их заменяют новые формы.

На детском рисунке могут присутствовать объекты еще не знакомые дошкольнику. Например, картина может изображать бабушку художника, занятую плетением кружева на коклюшках. Подушка и коклюшки вещи теперь весьма редкие – их нахождение на картине убеждает ребенка в необходимости узнать о назначении предмета. Так дошкольник пополняет арсенал своих технических возможностей для использования в следующих рассказах.

С течением времени ребенок в значительной мере пополняет не только словарный запас, но и расширяет свой кругозор – именно благодаря познавательной стороне рассказов преподавателя об окружающем мире в тесной связи с искусством, отображающим этот мир.

На начальном этапе  рисунок должен быть непременно доступен взору ребенка, чтобы не разрывать связи между зрительным образом и мыслительным процессом – иначе ему просто нечего сказать. После ряда занятий ребенок, держа картину перед глазами, старается охарактеризовать все, что на ней изображено; в его речи появляются связность, последовательность изложения, стремление к полноте и законченности высказывания. Позднее дошкольник сможет составить связный рассказ уже на основе ранее созданного образа, не имея оригинала перед глазами. Происходит качественный скачок в его владении родным языком, что и является конечной целью нашей методики.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.