Системно-деятельностный подход – как основа новых образовательных стандартов
Системно-деятельностный подход – как основа новых образовательных стандартов
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Системно-деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия– как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у обучающихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Для того, чтобы знания были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять обучающимися, развивать их познавательную деятельность.
Наша с вами задача – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность. Перед учителем встает вопрос: Какими средствами реализовать системно-деятельностный подход?
Реализация деятельностного подхода обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Характер обучения становится поисковым: освоение нового происходит на основе решения учебной задачи (проблемы) с помощью преобразования способов действий, конструирования новых, помимо предложенных учителем.
Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока.
Механизмом реализации системно – деятельностного подхода является такие технологии, как:
- Информационные и коммуникативные технологии.
- Технология, основанная на создании учебной ситуации.
- Технология, основанная на реализации проектной деятельности.
- Технология, основанная на уровневой дифференциации.
- Технология деятельностного метода.
Деятельностный метод - метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
----------------
Технология деятельностного метода предполагает следующую
последовательность шагов на уроке
В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя. И наиболее актуальным становится применение на уроках педагогических технологий.
Это такие технологии, как:
- Проблемно-диалогическая технология.
Основным средством развивающих технологий становятся продуктивные задания.
- Технология развития критического мышления.
- Кейс-технология.
- Исследовательская технология обучения.
- Информационная технология.
- Адаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парах.
- Проблемно-развивающая технология.
- Рейтинговая технология.
- Технология модульного обучения.
- Технология коллективного способа обучения (авторская).
- Здоровье-сберегающая технология.
- Личностно-ориентированная технология.
- Технологии игрового обучения.
- Далее мы вам предлагаем посмотреть видеоролики, в которых вы увидите, как педагоги применяют современные технологии системно-деятельностного подхода в образовательном процессе.