Автор: Шабалина Галина Николаевна
Учебное заведение: МБДОУ дс №5
Краткое описание работы: Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?

Дата публикации: Система оздоровления детей в условиях ДОУ Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?
Просмотреть свитедельство о публикации

pres

Система оздоровления детей в условиях ДОУ

С незапамятных времен люди мечтают о долголетии. Они нашли множество средств, предупреждающих недуги, отодвигающих границы старости, продлевающих жизнь.

Понятие «здоровье» сформировалось в далекой древности и соотносилось с физическим состоянием:       здоровый человек – значит, не больной человек.

Известный русский врач и писатель В.Вересаев, так оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, Его потерять – значит потерять все. Без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих и обстановки; оно – высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно».

                Всемирная организация здравоохранения дает такое понятие: «здоровье – такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, душевное и социальное благополучие». Проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной.

В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Данная задача  регламентируется многими нормативными документами,  направленными на повышение качества и доступности медицинской помощи, на пропаганду здорового образа жизни, раннее выявление заболеваний совершенствование профилактики.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.

Важно на этом этапе сформировать у детей комплекс прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха, базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Для того чтобы решить эту проблему перед педагогами дошкольных образовательных учреждений ставятся следующие задачи:

воспитание потребности в здоровом образе жизни.

профилактика рецидивов болезни и улучшение здоровья дошкольников;

развитие физических качеств и обеспечение  нормального уровня  физической подвижности в соответствии  с возможностями и состоянием здоровья.

создание максимально благоприятных условий для физического развития здоровой личности;

   Психологи  выделяют  основные черты здоровой личности:

·                                             способность к теплым, сердечным социальным отношениям, в первую очередь в семье;

·                                             способность к самопознанию и наличие чувства юмора;

·                                             наличие идеальной жизненной философии;

·                                             реалистичность восприятия и способность к адекватной самооценке;

·                                             доверие к самому себе;

·                                             способность к принятию ответственности и самоуправлению.

Все истоки этих черт зарождаются в дошкольном детстве. Они формируются на основе любви к семье и близким, дружелюбного отношения к жизни.

       Задачи оздоровления детей трудно решаются еще и потому, что ребенок в силу возрастных особенностей не осознает необходимости заботиться о своем здоровье. И долгое время считалось, что в дошкольном возрасте он не может этого делать.

Дошкольник не замечает своего здоровья и воспринимает его как естественную данность и верит в его нерушимость. Пока ребенок мал, многое кажется ему достижимым. По мере взросления он начинает осознавать свои возможности, их неадекватность своим мечтам.

Так начинают образовываться комплексы, зарождаться пессимистически негативное настроение. Поэтому вся организация жизни ребенка в детском саду предусматривает, чтобы ребенок получил необходимые  знания: 

·             о правилах гигиены и ухода за своим телом;

·             о наиболее опасных факторах риска для здоровья и жизни;

·             о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;

·             о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

 

Как же научить детей-дошкольников здоровому образу жизни?

Отмечены  следующие пути реализации:

Активно заставлять делать то, что нужно, а то, что вредит здоровью, запрещать;

но ведь ребенок будет противиться, а следовательно такой путь наносит вред психологическому здоровью. Современная медицина относит 80% всех заболеваний от психической дисгармонии;

1.          Личным примером побуждать ребенка заботиться о своем здоровье.

Если родители небрежны в отношении своего здоровья, наверняка столь же небрежен будет и его ребенок.

Проблема эта существовала во все времена, но при слабом развитии медицины происходил естественный отбор, сегодня же при падении рождаемости стоит задача сделать крепким, физически и психологически здоровым каждого ребенка, но отношение части родителей сводит на нет усилия коллектива детского сада. Например, проводим большую разъяснительную работу о недопустимости в питании детей чипсов, сухариков, и других «ярких», но вредных для растущего организма продуктов. Но выйдя за ворота детского сада, родители «идут на поводу» у ребенка, приобретают ему эти «лакомства», разрушая несформировавшийся желудочно-кишечный тракт.

     3. Одной из проблем нашего времени – можно назвать  недостаток движений. Следовательно, необходимо Увеличить  двигательную активность детей, ведь в детстве не только развиваются основные органы и системы организма, но и формируется физический склад человека. Телевидение, компьютеры, обилие игрушек дома – и движений в дошкольном детстве ребенок недополучает.

 Особенно полезен бег на свежем воздухе болезненным, щуплым детям, важны прогулки, систематическое проветривание помещений..

Поэтому в детских садах это делается регулярно, но у родителей возникает боязнь простуды, и некоторые такую заботу воспринимают неадекватно.

4 . Но легче всего заставить ребенка вести здоровый образ жизни, если присутствует интерес, занимательность, возможность доставить радость, приятные ощущения.

Если каждое занятие будет похоже одно на другое, ребенок теряет интерес, ощущения будут слабыми, поэтому в разные виды деятельности надо вносить элементы новизны для всех чувств, так как жизнь человека  — это сумма ощущений.

Проведение игр и физических занятий в зале, на площадке, на стадионе, в лесу – разнообразит жизнь ребенка, наполняет ее новыми ощущениями: новое место, запахи, шумы и т. д.

Детей ждут новые персонажи, атрибуты, разнообразная музыка, различные сюрпризы, развлечения на участках, стадионах, на опушках леса; а результат – дети с удовольствием двигаются. Впечатления детства, связанные с сильными ощущениями, остаются на всю жизнь.

Большое значение в детских садах имеет сохранение психического здоровья воспитанников. В условиях изменившихся отношений в обществе, семье, влияние СМИ, резко увеличилось количество детей с агрессивными проявлениями, гиперактивным поведением, поэтому возникла настоятельная необходимость повышения уровня взаимодействия педагогов с детьми:

спокойная, доброжелательная атмосфера, единые требования, уважительное отношение к личности ребенка — являются залогом воспитания у детей душевного здоровья. Ведь не всегда ребенок побеждает: бежал- упал, выиграл-проиграл, промок-заболел. Взрослый дает пример, как вести себя, когда ощущения не всегда приятны, надо учить ребенка управлять собой, спокойно проговаривая, анализируя, что не получилось, почему, как это надо сделать в следующий раз, уверенность взрослого в том, что у ребенка получится — предотвращает обиду и  неуверенность в собственных силах, воспитывает волю, решительность, настойчивость, то есть ребенок учится самоуправлению в простейших ситуациях.

Хочется особо подчеркнуть тот факт, что для поддержания физического здоровья детей, очень важны

нетрадиционные способы оздоровления.

·        Занятия, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы психики ребенка, были собраны в единый комплекс, под названием психогимнастика, необходимый   для развития памяти, внимания, воли, воображения, творческих способностей.

Такие виды психогимнастики, как вводная медитация, релаксация, помогают создать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. С их помощью у детей развиваются навыки концентрации, совершенствуется пластика, координация движений.

 Динамичные движения Хатха-йоги вводятся в разминку в игровой форме или с использованием образных представлений (бабочка, рыба, змея, дерево и другие). Они интересны им и малоутомительны.

·       Изучение растений с лечебной целью известно с глубокой древности. «Лечебный» опыт человека из поколения в поколение совершенствовался и обобщался новыми наблюдениями по использованию природы как источника лекарств.

Фитотерапия, т.е. лечение травами, широко применяется в дошкольных учреждениях с профилактической целью. Следует помнить, что витамины, содержащиеся в растениях, усваиваются значительно лучше, чем выделенные синтетическим путем.

·       В последнее время был достигнут хороший эффект от лечения в условиях микроклимата карстовых пещер и соляных выработок (спелеотерапия).Работа в солевой комнате проводится с целью профилактики и предотвращения проявления инфекций верхних дыхательных путей, а также её лечения.

·       В качестве  самомассажа в детском саду рекомендуется стимулирующий массаж ушных раковин, волосистой части головы, воротниковой зоны и кистей рук. Эти зоны можно массировать ежедневно в течение всего года, что способствует поддержанию хорошего самочувствия, снимает нервное напряжение, повышает активность внутренних органов. Вводить приемы самомассажа можно начиная со второй младшей группы .

·       Большое внимание педагоги детских садов уделяют серии  занятий по валеологическому воспитанию детей на тему: «Забочусь о своем здоровье». Воспитатели стремятся помочь ребенку в познании и сотворении себя, воспитать у него потребность в здоровье.

·       И не для кого не секрет, что на ряду с перечисленными нетрадиционными  способами  оздоровления самыми любимыми для детей являются  игры в воде, плавание. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, поэтому дети довольно быстро утомляются при статических нагрузках, им более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу, уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще неокрепший и податливый детский позвоночник,  вырабатывается хорошая осанка. В тоже время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия.

В результате всей работы укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Подводя итог, хотелось бы подчеркнуть, что основная задача дошкольного учреждения и семьи – прийти к взаимопониманию основной цели дошкольного детства – охраны, укрепления, развития здоровья ребенка, создавая для этого оптимальные условия, разрабатывая индивидуальный план для каждого ребенка, ведущая роль в претворении которого принадлежит семье при профессиональной консультативной  и  практической помощи коллектива  детского сада.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.