Урок №1
Урок литературы в 11-ом классе: Повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» в контексте эпохи. Проблематика повести.
В основе идеи изучения данной повести в контексте эпохи лежит статья Э. Безносова под названием «Образ послереволюционной советской действительности в повести Булгакова «Роковые яйца» и образы «новых» людей в сатирической повести «Собачье сердце», которая была опубликована в журнале «Литература – 1 сентября» (№38, 2004 г.).
1. Цели урока: сформировать у учащихся общекультурные и творческие навыки изучения художественного произведения:
– развить навыки проведения подробного анализа художественного текста:
Тема;
Идея;
Проблема;
Точка зрения автора;
Анализ эпизода.
– изучение основ интертекстуального анализа художественного произведения.
2. Сформировать коммуникативные навыки у учащихся:
Навыки письменной и устной речи;
Знакомство с методом дискуссии.
3. Сформировать у учащихся умения в формулировании своих мыслей и высказываний, так же ценностных ориентиров.
Ход урока:
Приветственное слово учителя.
Вступление.
Изучая русскую литературу, мы не раз находили подтверждение тому, что писатели – люди очень чуткие. Они очень остро реагировали даже на незначительные перемены в общественной жизни. Они пытались в своих произведениях отразить мысль, переживания и настроения людей, предопределить ход событий будущего.
Давайте вспомним историю нашей страны. Какое значимое событие произошло в России в первой половине 20-го века?
Абсолютно верно – октябрьская революция 1917-го года.
К данному событию можно относиться по разному, её можно осуждать, а можно поддерживать, но в любом случаи нельзя не признать тот факт, что эта революция стала судьбоносной для великой страны.
Мы не зря вспомнили о революции 1917-го года. Ведь сегодня мы продолжим говорить о повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Так как, вы уже знакомы с содержанием повести , вы знаете, что она сатирическая. Но о сатирическом мастерстве Булгакова мы уже говорили на предыдущем уроке. А сегодня мы заострим наше внимание на актуальности данной повести и на отражение в ней целостной картины эпохи начала 20-го века.
Небольшой опрос по предыдущему уроку:
– Вспомним в каком году повесть была написана? (В 1925 году)
– В каком году она была напечатана? (В 1987 году).
– Как вы думаете, почему повесть была запрещена к публикации и не печаталась долгое время?
– Какая идея лежит в основе сюжета повести? (Предполагаемый ответ – эксперимент). В чём суть этого эксперимента?
– Как вы думаете, является ли этот эксперимент научным или приобретает другое, символическое значение?
«Собачье сердце» – повесть актуальная по сегодняшний день. Она отразила в себе мысли целого народа, чувствовавшего тревогу в связи с революционными переменами в России.
– Как вы думаете, что волновало самого Булгакова?
Давайте совместно определим тему нашего урока:
«Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце» в контексте эпохи. Проблематика повести.
Чтобы проанализировать повесть нам следует пойти необычным путём, опираясь на интертекстуальные связи. Как вы знаете, Булгаков был не первым и далеко не единственным писателем , обратившимся к проблеме революционных изменений в стране. А. Фадеев, Е. Замятин, А. Серафимович – это лишь некоторые из писателей, пытавшихся осмыслить происходящее вокруг. Естественно, что каждый из них воспринимал ситуацию по-своему. Кто-то смотрел в лицо революции восторженно и осторожно, кто-то пессимистически и подавленно.
– Давайте вспомним, какое литературное произведение явилось первым откликом на революционные события в стране. (поэма А. Блока «Двенадцать», которая была написана спустя всего несколько месяцев после революции).
Известный литературовед В. Я. Лакшин считает, что судьбы Булгакова и Блока не раз пересекались. Александра Блока не стало в 1921 году, как раз в это время Михаил Булгаков приехал в Москву в поисках литературного успеха. Современники, говоря о Булгакове , упоминали его ироничное отношение к поэзии которую писатель не признавал. Возможно , именно поэтому поэма Блока в некоторой степени подвигла его на создание такой повести, в которую он вложил все свои мысли и рассуждения.
Давайте сейчас обратимся непосредственно к текстам повести и поэмы и попытаемся проанализировать их связь.
Основой для беседы послужит работа, которая была выполнена учениками заранее дома. А именно, их задачей было проанализировать тексты и выделить в них параллели: образы персонажей ,животные, символы.
Походу аналитической работы, учащиеся будут рисовать в тетради таблицу (Приложение 3), отвечая на следующие вопросы:
– Даты написания данных произведений.
– Есть ли в них схожие образы? Какой смысл они несут?
– Есть ли схожие персонажи? Какую идею они несут в произведение?
Как мы можем видеть, общего достаточно много. Но одинаковый ли смысл вкладывали писатели в эти образы? Исследователи творчества Булгакова полагают, что его повесть «Собачье сердце» это ни что иное, как полемика к поэме блока «Двенадцать», ведь если сравнить отношение двух писателей революции, то прослеживаются мнения совершенно противоположные:
– Блок принял революцию как единственно возможный путь к переменам, к преобразованию. Как единственную возможность уйти от «страшного, старого» мира, как надежду на светлое будущее.
– Булгаков же относя к революционным событиям с глубоким скептицизмом и недоверием.
Нередко, при изучении данных произведений, прослеживалась параллель с библейскими сюжетами.
– Вспомните дату проведения операции над Шариком. (24 декабря, канун католического Рождества).
– А когда завершился процесс очеловечивания Шарика? (6 января, канун православного Рождества).
– Вспомните первое слово Шарикова? (А-Б-Ы-Р), если прочесть его наоборот получится РЫБА. Рыба же несёт особый смысл и в христианской и в католической, мифологии, даже считается символом Христа.
– Как вы считаете , почему Шариков произносит это слово наоборот, а не так как оно должно звучать на самом деле? (предполагаемый ответ: возможно, что Булгаков определил эксперимент Преображенского как антибожественный ).
– Давайте ещё вспомним сцену, когда Шариков устроил в квартире профессора потоп. Можно предположить, что это отсылка к библейской легенде о Всемирном потопе.
– В сцене описания операции очень важно обратить внимание детей на мелкие, но важные «говорящие» детали, такие как ,например , чёрные перчатки профессора; скальпель, который почему то постоянно он называл ножиком. Тут вспоминается строка из Блока: «…уж я то ножичком почешу, почешу…»
Кому-то эти переплетения и параллели между произведениями могут показаться чистым совпадением, но большинство исследователей всё же склонны считать, что они не случайны. По их мнению, Булгаков преднамеренно наполнил повесть многочисленными реминисценциями, в попытках передать суть вещей не просто ужасных, а противоречащих законам природы и Господа.
Выводы по анализу.
В рамках нашего урока мы постарались разобрать основные интертекстуальные связи в повести Булгакова «Собачье сердце» с поэмой Блока «двенадцать». На мой взгляд , данный анализ оказался достаточно результативным, поскольку дал богатый материал для более глубокого осмысления повести.
А сейчас, чтобы сделать вывод по нашей работе постарайтесь сформулировать ряд проблем, которые, как вы считаете, рассматриваются в повести Булгакова «Собачье сердце».
Предполагаемые ответы учащихся:
1. Революционный и эволюционный пути развития современного общества.
2. Проблема управления людьми по средствам террора.
3. Место культуры в жизни человека, социума.
4. Ответственность человека за свои поступки.
5. Ценность человеческой судьбы в руках власти.
Мне кажется, вы очень хорошо поработали с текстом, так как сумели правильно определить замысел автора. Вы хорошо потрудились, и я надеюсь, узнали много нового. На следующем уроке мы продолжим разговор о повести, но более подробно.
Домашнее задание:
1. Повторить терминологию: ирония, сарказм, гротеск.
2. «Чтение с карандашом». При чтении повести отметьте материал, характеризующий героев: Преображенский, Шарик, Шариков, Барменталь, Швондер.
3. Подумайте о последствиях революции 1917 года, отразившихся на судьбах героев повести.
Урок № 2
Урок литературы в 11 классе №2. Повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце». Поэтика повести.
Цели урока: доказать актуальность повести, просмотреть пути синтезирования бытового и фантастического жанров;
Усовершенствовать навыки проведения анализа художественного произведения, проанализировать систему образов в повести, развить речевые и коммуникативные навыки у учащихся, научить их правильно формировать и высказывать собственные мысли, развить у учащихся толерантное отношение к собеседнику и его точке зрения.
Ход урока.
Слово учителя.
Сегодняшний наш урок посвящён творчеству замечательного русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова и его повести «Собачье сердце». Нам предстоит узнать ,какой представлялась Булгакову послереволюционная эпоха, а так же поговорим о новом герои в изображении писателя.
История этой повести достаточно трагична. Она была напечатана в 1987 году, спустя целых 62 года после написания, а написана она была в 1925 году.
Заранее подготовленный ученик делает небольшой доклад об истории создания повести.
Учитель: Видный советский деятель и революционер Лев Борисович Каменев говорил, что «Собачье сердце» никак нельзя печатать, ведь эта повесть является острым памфлетом на современность. А вы согласны с его мнением? Давайте обратимся к словарю, чтобы вспомнить значение понятия «памфлет». Это небольшое по объёму сочинение, отличающееся остротой, злободневностью и политическим характером.
Как вы думаете, почему именно в этот период своей жизни Булгаков написал эту сатирическую повесть? Для начала давайте вспомним, как писатель отнёсся к Октябрьской революции.
Предполагаемый ответ учеников: отношение Булгакова к революции было крайне негативно. Всё происходящее вокруг он воспринимал как опасный эксперимент с обществом. Он считал, что послереволюционная действительность слишком трагична, так как происходит переоценка ценностей.
-Но для начала давайте вспомним, почему повесть сатирическая, поговорим о самом понятии «сатиры».
Сатира – это вид комического, изображающий пороки, черпаемый из противоречий между действительностью и устоявшимися ценностями. Сатира бывает нескольких видов: добрый смех называют юмором, насмешку – иронией, а едкую язвительную насмешку – сарказмом. Сатира включает в себя большое количество художественных средств: метафоры: антитеза, гипербола, гротеск.
-Вы наверное уже слышали о том, что сначала повесть имела подзаголовок – «чудовищная история». Как вы думаете почему?
Ученики: писатель говорит о чудесном превращении пса в человека, о превращении «милейшей дворняги» в «чудовище».
-Что является основой сюжета?
Эксперимент.
-Какие ассоциации у вас вызывает это слово?
Опыт, удачный, научный, над животными и т. д.
-Всё верно, все эти слова связаны с экспериментом. Эксперимент понятие научное, и проводиться он должен для человека, но не в коем случаи не над человеком.
-Повесть «Собачье сердце» невозможно читать ,не обращаясь к истории, не говоря о революции. Мы с вами поговорим о таких понятиях как революция и эволюция.
-Давайте обратимся к тексту. Повесть начинается с описания послереволюционной Москвы. Какая она? Давайте проанализируем знаменитый монолог Шарика.
-Сейчас мы с вами составим в тетрадях таблицу (Приложение 1), в которую впишем характеристики города «нового» и «старого» исходя из выше упомянутого монолога.
Вывод ученика: Булгаков передаёт образ Москвы через восприятия своего героя Шарика. У автора вызывает тёплые чувства и симпатию всё, что связано с дореволюционной Москвой. По его мнению, тогда её жителями были настоящие личности, никто ничего не боялся, никто ничего не воровал. Что же касаемо новой Москвы. При описании её автор использует самые неприятные эпитеты: дрянная, грязная, гнусная. И живут в ней, как он полагает, одни мерзавцы да негодяи.
– Михаил Булгаков очень ярко описал трагические послереволюционные события. Он сознательно пользовался гротеском, чтобы пороки его героев были более выразительны для читателя.
Для того, чтобы наш анализ получился подробным и полноценным, мы должны поговорить о системе образов персонажей. Руководствуясь текстом ,ответьте на следующие вопросы:
Дайте характеристику «новому» герою Шарикову.
Предполагаемый ответ: Шариков наглый, необразованный и грубый. Он пытается стать полноправным членом общества, при этом, не прилагая никаких усилий. Он не развивается в духовном и интеллектуальном плане. Он, при участии своего «наставника» Швондера , прописывается в квартире профессора, требует жилплощадь в размере положенных ему «16-ти аршинов», даже пытается привести жену. Благодаря ужасному поведению Шарикова , в доме профессора воцарился хаос. С каждым днём всё отчётливее слышна нецензурная брань. Шариков опасен не только для домочадцев, но и для остальных жителей дома. Давайте сравним исход и результат эксперимента. Сравним Шарика с Полиграфом Полиграфычем и запишем данные в виде таблицы (Приложение 2.).
-Говоря о «подопытном» нельзя забывать и о самом профессоре Преображенском. Что вы о нём знаете?
Предполагаемые ответы: Преображенский Филипп Филиппович – профессор медицины. Он известный во всём городе врач. Он человек , посветивший свою жизнь науке и своему любимому делу. Справедливо будет сказать, что это не ординарный и талантливый человек. Он, так же как и сам Булгаков негативно настроен по отношению к революции. Профессор до последнего надеялся, что сможет преобразить Шарика не только внешне, а сможет сделать из него «нового» человека так необходимого постреволюционному обществу, но в итоге ему приходится признать, что эксперимент его оказался непросто неудачным, он был противоестественен и ужасен.
Учитель: вы совершенно правы, природа не терпит насильственного вмешательства в естественный порядок вещей. Булгаков доказывает это ,позволив профессору исправить свою ошибку. Конечно ,мы понимаем, что повесть далека от действительности, а значит подобные эксперименты в жизни достаточно сложно будет предотвратить.
Подведение итогов урока.
Проанализировав повесть, каждый из вас наверняка определил для себя позицию автора. В чём ,по-вашему ,заключается идея повести?
Предполагаемый ответ: Автор повести не согласен с идеологией новой власти. По его мнению, стране нужна не революция, а эволюция. Он верил, что нравственность и самоусовершенствование помогут человеку стать лучше. Булгаков показал, что такие разрушители, как Шариков и Швондер были опасны для общества и страны.
Учитель: Повесть «Собачье сердце» раскрывает большое количество тем, в ней Булгаков рассказал о главной идее революции – идее «всеобщей справедливости и социального равенства». Но для каждого прочитавшего эту повесть важно понимать то, что хотел сказать писатель: при любых обстоятельствах человек всегда должен оставаться человеком.
Домашнее задание.
Познакомиться с понятием «интертекстуальность», вспомнить поэму Блока «Двенадцать».
Урок № 3
Завершающий урок литературы в 11 классе по повести М.Булгакова
«Собачье сердце»
Урок – суд
Тема: Имел ли профессор Преображенский право на эксперимент?
Цель: пробудить в учащихся читательский интерес, заставить их задуматься над поставленной проблемой, установить право профессора Преображенского на эксперимент.
Задачи урока:
– образовательные: умение точно формулировать свою мысль; приводить доказательства, подкрепленное не только собственными домыслами, но и доказательствами из текста и другими источниками; закрепить навыки анализа художественного произведения;
формировать навыки публичного выступления.
– воспитательные: понять причины, побудившие профессора к совершению странного эксперимента и, на основании этого, вынести объективный приговор.
– развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с критической литературой по отбору материала для устного выступления; развивать логическое и творческое мышление, связную речь; формировать познавательную деятельность; развивать мотивацию учебной деятельности.
Ход урока
Вступительное слово учителя
– Дамы и господа! Все мы находимся в зале суда, где сегодня будет рассматриваться дело профессора Преображенского из произведения М.А.Булгакова «Собачье сердце». В судебном процессе участвуют 6 столов обвинителей, 6 столов защитников и стол судей. В ходе слушания дела обвинители должны предъявить состав преступления; защита – выдвинуть свои доводы в оправдание подсудимого; судьи, выслушав обе стороны, вынести окончательный вердикт.
Сегодня мы с вами должны решить, имеем ли мы право судить профессора Преображенского. Для начала, попрошу подумать обе стороны над вопросом: хороша или плоха идея очеловечивания животного?
Обвинители | Защита |
Предполагаемый ответ. Конечно, это плохая идея. Человека-создание Бога. Вмешиваться в естественный ход природы является кощунством. Это безнравственный опыт ,кторый может привести к печальным последствиям.
| Предполагаемый ответ. Такого рода эксперимент очень опасен, но его без сомнения можно назвать великим. Не каждый хирург пойдет на такой рискованный шаг. Мы не совсем согласны со стороной обвинителей в том, что данный опыт лишен нравственности. Такой эксперимент может принести людям гибель только в том случае, если за него возьмется человек, ничего не мыслящий в медицине, каким не был профессор Преображенский.
|
Учитель:
-пожалуйста, выскажите ваше мнение о профессоре Преображенском, как о человеке и ученом. Подкрепите ваши мысли примерами из текста художественного произведения.
Обвинители | Защита |
(Сначала зачитывают эпизоды из текста: – со слов «… ошейника нету, ну вот и прекрасно, тебя- то мне и надо …» – со слов «… холодок прошел у пса под сердцем…»). Мы не согласны со стороной защиты. Профессор попытался создать нового советского человека , что из этого получилось, знают все, кто читал повесть. Это говорит лишь о том, что прежде, чем сделать какой – то очень важный шаг в жизни, нужно все очень подробно продумать. Возможно, профессор долго вынашивал в своей голове план своего эксперимента, но предвидеть его последствия он его не сумел. В качестве, которое появилось на свет благодаря кощунственному эксперименту, соединились задатки вечно голодного уличного пса Шарика с качествами алкоголика и уголовника Клима Чугункина . И нет ничего удивительного в том, что первыми произнесенными им словами была ругань, а первое «приличное» слово – «буржуи». Да и вообще профессор готов сделать любую операцию, даже если он к ней не совсем готов, лишь бы ему только заплатили побольше денег. | Мы думаем, следует сказать о том, что главный герой повести «Собачье сердце» профессор Преображенский «пришел в булгаковскую повесть» с Пречистенки, где издавна селилась потомственная московская интеллигенция. Прототипом профессора Филиппа Филиповича Преображенского называют родственника Булгакова по матери, профессора Н.М.Покровского. Но, в сущности, в нем отразился тип мышления и лучшие черты того строя, которая в окружении Булгакова называется «Пречистенкой». Ф.Ф. Преображенский – профессор медицины. Он занимается модной в то время проблемой омолаживания человека. Надо отдать должное таланту ученого. Он известен своими трудами и за границей. Не чужд профессор и маленьких земных радостей: любит вкусно покушать, поболтать со своим помощником Борменталем на разные «скользкие» темы. Словом, мы не видим в профессоре Преображенском, того, что бы нас оттолкнуло (Зачитывают эпизоды из текста). |
Учитель:
– Как вы думаете, представлял ли профессор Преображенский, к чему приведет его эксперимент? какую цель он ставил?
Обвинители | Защита
|
Как мы уже говорили, целью работы профессора было создание нового человека. Всего скорее, профессор понимал, что все обернется плачевно. Он понимал это, но все равно пошел на страшный эксперимент. Вмешательство человека в естественный ход развития, будь то природа или общество, могут привести лишь к тяжелейшим последствиям. | Целью профессора был великий эксперимент по омоложению. Преображенского можно оправдать. Профессор, увлеченный наукой, не замечает, какого «монстра» он привел в дом. На глазах изумленного профессора пес постепенно превращается в человека. Конечно же, профессор не представлял, что итоги эксперимента окажутся ужасными. У профессора были основания рассчитывать на успех. |
-Каково отношение автора к профессору? Меняется ли оно на протяжении повести? (Зачитывают доказательства из текста).
– Как вы относитесь к результату эксперимента, то есть к Шарикову?
Обвинители | Защита |
Появившийся в доме профессора в результате операции тип, «маленького роста и несимпатичной наружности», перевернул отлаженный быт этого дома. Он ведет себя вызывающе грубо, самонадеянно и нагло. Новоявленный Полиграф Полиграфович Шариков надевает лакированные ботинки и галстук ядовитого цвета, его костюм грязный, неопрятный, безвкусный. При помощи домкома Швондера он прописывается в квартире Преображенского, требует положение ему «шестнадцать аршин» жилплощади, даже пытается привести в дом жену. С точки зрения Швондера и ему подобных, Шариков является вполне подходящим для того общества, которое они создают. Наглость Шарикова становится беспредельной. Он становится грозой не только для обитателей квартиры, но и для всего дома. | Можем сказать лишь то, что Шариков чуть не «погубил» своего «отца» – профессора Преображенского. Мы отказываемся далее защищать Шарикова . |
– Можно ли считать Шарикова социально опасным? Может быть, он вызывает жалость?
-К какому выводу приходит профессор в конце повести?
Обвинители | Защита |
Мы убеждаемся, что человекообразный Шариков – это скорее неудача, чем удача профессора Преображенского. Он и сам понимает это: «Старый осел… Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей.» Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. | Сторона защиты в данном вопросе полностью согласна со стороной обвинения. |
Судьи.
Предполагаемый вывод : Итак, посовещавшись и выслушав все доводы, мы решили , что необходимо принять во внимание то, что профессор сам признал свою ошибку, раскаялся и вернул все на круги своя. Но следует иметь в виду то, что в жизни все не так просто и такие эксперименты зачастую просто необратимы. И все-таки, судить профессора Филиппа Филипповича Преображенского мы не имеем права.
Во – первых, он опытный ученый, умнейший человек, который решил использовать свой талант для всеобщего блага, ведь он старался создать «нового» полезного для общества человека. Такое с ним случилось впервые. Любой человек может ошибиться, даже ученый. Но так же мы не можем не согласиться и со стороной обвинения в том, что такого рода эксперимент является кощунственным и безнравственным.. Не следует забывать , что прогресс, лишенный нравственности, несет разрушение и негатив.
Методические и дидактические организационные материалы , использованные для подготовки к уроку:
1. Воспоминания о Михаиле Булгакове: Сб. / Сост.: Е.С. Булгакова и С.А. Ляндрес. – М.: Сов. писатель, 1988.
2. Творчество Михаила Булгакова. Исследования. Материалы. Библиография. Книга I / Отв. редак. Н.А. Грознова, А.И. Павловский / Институт русской литературы (Пушкинский Дом). – Л.: Наука, 1991.
3. Бабичева Ю.В. Михаил Афанасьевич Булгаков. Материал в помощь учителю-словеснику. – Вологда: Изд-во Вологодского обл. ин-та повышения квалификации и переподг. пед. кадров, 1992.
4. Химич В.В. Творчество Михаила Булгакова. Пособие для учителей и учащихся / Уральск. гос. ун-т; НИИ рус. культуры. – Екатеринбург, 1996.
Приложение 1.
«Старая» Москва | «Новая» Москва |
уважаемая личность | Грязный негодяй |
Господин | «жадная тварь» |
Не станет лопать тухлой солонины | Вор с медной ложкой |
Питается обильно и не ворует | «Самая гнусная тварь» |
Личность бескорыстная | Мерзавцы |
Личность высокого значения. Никого не боится | Великая сушь в душе |
| Дрянной магазинчик |
| Глаза голодные |
| Едят всякую гадость |
| Нарушают порядок |
| Боятся |
Приложение 2.
Шарик | Шариков П.П. |
Добрый | Безграмотный |
Несчастный | Наглый |
Преданный | Невоспитанный |
Доверчивый | Грубый |
Хитрый | Жестокий |
| Продажный |
| Подлый |
Приложение 3.
| Михаил Булгаков | Александр Блок |
1. Дата создания произведения | 1925 год | 1918 год |
2. Авторская идея | Осмысление революционных событий и их результатов | Передача своих мыслей и своего восприятия революции 1917 года. |
3. Образы а) метель, вьюга | Несут в себе идею разрушения. Представляют собой нечто враждебное. «…вьюга захлопала из ружья над головой…» | Несут в себе образ непредсказуемой стихии, образ перемен. |
б) «Господин» – персонаж представляющий старый мир | Описание Шариком профессора Преображенского | Описание персонажа – буржуя, стоящего на распутье |
в) Образы животных: собака | Описание Шарика. Монолог пса. | Многочисленные эпитеты, описывающие пса, как символа старого мира: нищий, холодный, голодный, безродный и т. д. |
г) Число 12 | Множественное использование числа 12: – Полдень (12:00) – Двенадцатое декабря (12.12.) – 12 ч. 12 мин. (время начала операции)
| – 12 «апостолов» новой веры. – Число красногвардейцев |