Автор: Молодцова Анастасия Юрьевна
Учебное заведение: "Оршанский многопрофильный колледж им. И.К. Глушкова"
Краткое описание работы: Учить детей замечать изменения в природе. Познакомить детей с художниками-пейзажистами Познакомить с определением пейзаж

Дата публикации: «Сезонные изменение в природе родного края» Учить детей замечать изменения в природе. Познакомить детей с художниками-пейзажистами Познакомить с определением пейзаж
Просмотреть свитедельство о публикации

kraev

«Сезонные изменение в природе родного края»

1.        Дата проведения: 27. 10. 2016

2.        Класс: 2 «Г»

3.        Продолжительность: 45 минут

4.        Предмет: история и культура народов Марий Эл

Тема: Сезонные изменение в природе родного края.

5.        Тип урока: урок изучения нового материала

6.      Цель: Познакомить детей с особенностями природы родного края в разные времена года

7.      Задачи:

8.1 Образовательные

81.1. Учить детей замечать изменения в природе

8.1.2. Познакомить детей с художниками-пейзажистами

8.1.3. Познакомить с определением пейзаж

8.2 Развивающие

8.2.1 Расширять умение анализировать, делать выводы;

8.2.2 Развивать речь, память, воображение и мышление;

8.2.3 Развивать умение строить устные высказывания;

8.3 Воспитывающие

8.3.1 Воспитывать внимательность, бережное отношение друг к другу;

8.3.2 Воспитывать доброжелательное отношение к себе и другим людям;

8.3.3 Воспитывать патриотизм, гражданственность, любовь, уважение и гордость за свою малую Родину.

8.        Методы обучения:

9.1 Основной метод: словесный, практические работы;

9.2  Частные методы: беседа, диалог;

9.        Ресурсы урока:

10.1 Литература:

10.1.1 Аканаева, А. И., Морозова, З. И. История и культура народов Марий Эл: учебное пособие для 2 класса. — [Текст]. — Йошкар – Ола: Марийское книжное издательство, 2013. – 120 с.: ил. ISBN 978-5-7590-1080-7

10.2 Консультация с методистом и руководителем практикой школы с Ореховой Ларисой Валерьевной

 

 

 

План урока:

1.      Организованное начало урока

1.1  Приветствие

1.2  Настрой на урок

2.      Вводная часть. Определение темы урока.

3.      Основная часть

3.1 Вступительная беседа

3.2 Беседа о пословицах и поговорках про времена года.

3.3 Беседа о художниках-пейзажистах.

3.4 Игра «Времена года»

4.      Заключительная часть

4.1  Рефлексия

4.2  Домашнее задание

5.      Организационное завершение урока 

 

 

 

1.      Организационное начало урока

1.1  Приветствие

Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Юрьевна, и сегодняшний урок по ИКН у вас проведу я.

1.2  Настрой на урок

Присаживайтесь. Приготовились мы с вами на урок.

2.      Вводная часть. Определение темы урока.

Учитель: Ребята, каждый год в природе происходят изменения. Почему как вы думаете, у нас идут снега, падают листья, а где то круглый год стоит теплая  и жаркая погода?

Учащиеся: Потому что, мы находимся в более суровой зоне нашей планеты.

Учитель: Совершенно верно, мы находимся выше экватора, ближе к северному полюсу.

Учитель: Ребята, вы наверняка наблюдали за природой нашего края, на что вы обращали внимание? Например, после каникул, вы пошли в школу 1 сентября, что произошло в это время с природой?

Учащиеся: Листья стали опадать, изменили цвет, погода стала холодней.

Учитель: Так, а как мы называем это явление в природе?

Учащиеся: Осень

Учитель: А как мы назовем следующее явление, вы строите горки, катаетесь на санках, лыжах, строите крепости.

Учащиеся: Зима

Учитель: Молодцы, отгадали, а тогда что следует после зимы, когда на деревьях появляются почки, птицы прилетают из теплых стран, реки тают, показывается земля.

Учащиеся: Весна

Учитель: А после весны у нас следует, какое явление, когда можно купаться, солнце светит высоко и ярко, вокруг зелено?

Учащиеся: Лето

Учитель: Ребята, отгадайте загадки:

Сиренью пахнет, небо ясно,

Трава нежна и зелена.

И в сарафане ярко-красном

Шагает по земле…(весна)

 

Посмотрите. Что за сказка?

Все вокруг в цветах и красках.

Сколько золотого света!

Ну конечно, это…(лето)

 

Серые тучи по небу плывут.

Клин журавлей улетает на юг.

Роща качает вершинами сосен.

Бродит уныло за окнами…(осень)

 

Снег танцует и кружится.

Королева-вьюга мчится

На санях, а с ней сама

Раскрасавица …(зима)

Учитель: Вы уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить?

Учащиеся: О временах года

Учитель: Конечно, мы сегодня поговорим о сезонных изменениях в природе нашего края.

3.      Основная часть

3.1 Вступительная беседа

Учитель: Осень в наш край приходит в сентябре. В золотой одеваются березы. Листья рябины становятся ярко-красными. Начинается листопад. Ранней осенью погода стоит теплая и солнечная. К концу сентября температура воздуха заметно снижается. Небо покрывается дождевыми облаками, идут затяжные моросящие дожи, все реже появляется солнце. Потом наступает пора первых заморозков.

Учитель: Вы знаете, что такие заморозки? Отчего это бывает?

Учащиеся: это когда на земле на листьях появляется лед.

Учитель: заморозки это ночные охлаждения земли, а вот когда на листьях и деревьях появляется лед, называется изморозью.

Учитель: Во второй половине ноября устанавливается прочный снеговой покров, и зима вступает в свои права.

Зима в нашем крае наступает в конце ноября и длится до апреля. В декабре самые короткие дни. Солнце высоко не поднимается, его лучи слабо греют землю. Земля покрывается снегом, замерзают пруды, реки, озера, температура опускается иногда до 30-40 градусов ниже нуля.

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, каких птиц вы знаете, которые не улетают в теплые края?

Учащиеся: Синица, воробей, голубь, дятел, свиристель, сорока, вороны.

Учитель: Знаете ребята, что я узнала, что из тундры в Марий Эл прилетает иногда и красокнижная полярная или белая сова. Зимует сова обычно южнее, но изредка появляется и у нас, еще прилетает к нам в средине осени птичка с интересным ботаническим названием – лапландский подорожник. Гнездится она в тундрах всего северного полушария. Вот какие необычные птицы у нас бывают, и таких птиц много.

Учитель: Март – первый весенний месяц. Дни становятся длиннее. Неустойчива весенняя погода. Но весна зиме спуску не дает. Быстро рассеиваются облака, выглядывает солнышко. Талые воды начинают стекать с полей в речные долины и овраги.

Учитель: Талая вода — это растаявшая вода после заморозки.

Учитель: Появляются первые цветы и прилетают птицы.

Учитель: Ребята, кто нам всем скажет, какие первые цветы появляются в нашем каре?

Учащиеся: подснежники

Ребята, в марийском крае нет подснежников, но есть подснежник марийский, в народе его называют сон-трава,  а биологическое его название «Прострел». Это сиреневый пушистый цветок. О нем есть хорошее стихотворение: Ингузы Сергеевой

Подснежник марийский

Лишь только появится плешь среди снега

С пожухлою, ветхой, землистой листвой.

Начнет подниматься зеленая нега,

Сиреневый яркий подснежник лихой.

 

Зовется в народе травою он сонной.

Марийский подснежник любит наш край.

Все лето он спит в своих мыслях бездонных.

Не спит всего лишь с апреля по май.

 

Сиреневый нежно распустит тюльпанчик,

Умывшись к обеду снежной росой.

Встанет как вкопанный, словно болванчик,

Плененный первой весенней красой.

 

Вот снега уж нет, раскрылись и почки.

Зелены озимые наши поля.

Поляны цветут, появились листочки.

В сиреневом мареве наша земля.

Учитель: Какие вы еще цветы знаете, которые появляются весной?

Учащиеся: Мать-и-Мачеха, ландыши.

Учитель: Совершенно верно.

Учитель: Ребят, а какие птицы обычно прилетают первыми, они еще и являются вестниками весны?

Учащиеся: Это грачи

Учитель: Молодцы.

Учитель: Летом возвещает о своем приходе обилием света, тепла, грозовых дождей и запахом цветущих растений. Щедро дарит свое тепло солнце. За горизонт оно уходит почти в десять часов вечера, а уже к трем часам утра появляется вновь. Воздух теплый, земля после дождей быстро высыхает.

3.2 Беседа о пословицах и поговорках про времена года.

Учитель: Ребята, посмотрите на слайд, какой жанр устного народного творчества здесь представлен?

Учащиеся: Пословица

Учитель: Верно, это пословицы и поговорки о временах года, давайте их прочитаем.

Учащиеся:

Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.

Весна красна цветами, осень — хлебами, а зима — снегами.

Зимой снег глубокий — летом хлеб высокий.

Сентябрь холоден, да сыт.

Февраль силен метелью, а март — капелью.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Шубе верь, а погоде не верь.

Кто спит весною, плачет зимою.

Зима – хранительница полей.

Грач на горе – весна на дворе.

Дождь в мае хлеба поднимает.

Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь.

Учитель: В основном все поговорки и пословицы связаны с урожаем и работой человека, и если чуть потеплело, не надо снимать сразу теплую одежду, говорят ветер обманчив.

 

3.3 Беседа о художниках-пейзажистах.

Учитель: Природа красна во все времена года. Эту красоту отражают в своих картинках художники. Картинка, в которой красками изображена природа, называется пейзаж. А художники, которые изображают природу, называются художниками-пейзажистами.

Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.

Посмотрите на слайд, это картины наших марийских художников-пейзажистов.

 3.4 Игра «Времена года»

Учитель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру про временя года.

1.      Задача такая: В корзину нужно собрать урожай, тот, кто всех быстрее соберет, победил и получит приз.

2.      Вторая игра: нужно одеть деревья. На доске 4 дерева, нужно одеть деревья в 4 сезона: лето, осень, зима, весна. Вам нужно разделиться на 4 группы. Группа которая всех быстрее одела дерево, победила.

3.      Следующая игра: нужно соотнести картинки к временам года.

В этой игре работаем все вместе. Советуйтесь друг с другом.

4.      Заключительная часть

4.1  Рефлексия

Учитель: Что мы с вами сегодня узнали?

Учащиеся: О художниках

Учитель: Что изображали художники?

Учащиеся: Пейзаж

Учитель: Что такое пейзаж?

Учащиеся: это изображение природы.

Учитель: По каким приметам и признакам можно определить приход того или иного времени года?

Учащиеся: Если снег выпал рано, то весна наступит рано; теплая и малоснежная зима, предвещает прохладное лето; если листья опали поздно, то зима будет долгой и холодной. Меняется природа, деревья меняют цвет листьев, птицы улетают в теплые края.

4.2  Домашнее задание

Учитель: Открываем дневники, записываем домашнее задание, пронаблюдать за изменением природы и записать до следующего урока.

5.      Организационное завершение урока

Учитель: Встаньте, ребята, вы активно сегодня работали, мне было приятно с вами работать, урок окончен, до свидания.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.