“Сенсорное развитие для детей младшего дошкольного возраста” консультация для педагогов
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Анжеро-Судженского городского округа «Детский сад№20»
Консультация
на тему: «Сенсорное развитие для детей младшего дошкольного возраста»
Ст.воспитатель Коваль О.Ю.
2022г.
Консультация для родителей на тему: «Сенсорное развитие для детей младшего дошкольного возраста»
Сенсорное развитие – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д. Сенсорное развитие обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов. Сенсорное развитие – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Сенсорное развитие – с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений. Младший дошкольный возраст, как и ранний, – это период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Вещи, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое, окружающее ребенка, вызывает исследовательский интерес. Именно этот возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствования деятельности органов чувств. В этом возрасте у детей складываются элементарные представления о таких свойствах предметов, как форма, величина, цвет, формируется способность соотносить, сравнивать их. Дети охотно выполняют действия по образцу, предлагаемому взрослым. Поэтому очень важно предоставить ребенку весь спектр впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить интенсивнее, и поможет тренировать способности его органов чувств, а также совершенствовать их в дальнейшем. Сенсорные ощущения классифицируются: - визуальные; - осязательные; - обонятельные; - слуховые; - вкусовые. Именно в соответствии с ними у ребенка формируются понятия о: - размере; - форме; - цвете; - звуках; - вкусе; - запахе. Насильно заставлять ребенка развиваться, конечно, нельзя. Все занятия необходимо проводить в максимально доступной для его понимания форме – форме игры. Задача родителей – создать для ребенка среду, в которой он сможет получать как можно больше самых разных ощущений, в которой его пальчики будут активно работать.
Вы, множите по играть с детьми в такие игры. Игра «сенсорная коробка» – незаменимый помощник. Здесь ребенок может трогать, пересыпать, переливать, мять, прятать и отыскивать предметы. Игры в «сенсорной коробке» развивают мелкую моторику, внимание, усидчивость, координацию движений. И что важно – такую бесценную игрушку вы можно легко сделать своими руками практически без специальных материальных затрат.
«Сенсорная коробка» – это емкость, наполненная всякого рода тактильным материалом. В коробку (контейнер) с крупой (или другим тактильным содержимым) добавляем игрушки, разные мелкие фигурки, предметы, и играем. Крупа – прекрасное наполнение для «сенсорной коробки». Подойдет любая крупа, имеющаяся у вас в доме. Для таких игр лучше выделить специальное место.
Удивительная, яркая коробочка с интересным содержимым призвана развивать и обогащать чувственный опыт вашего ребенка.
Варианты игр: *Пересыпать крупу из одной емкости в другую с помощью небольшой кружки; перекладывать с помощью ложки. *Искать в крупе клад – мелкие игрушки. *Искать в крупе мелкие игрушки, орехи с помощью ситечка. *Сортировать мелкие предметы по цвету, форме, размеру. Такие игры не только отличное развивающее занятие для детей. Они оказывают еще и успокоительный эффект.
Какие же задачи решают игры с «сенсорной коробкой»? 1.Сенсорное познание предметов и веществ; 2.Развитие мелкой моторики; 3.Развитие чувственного восприятия; 4.Развитие фантазии и воображения; 5.Медитативный и успокоительный эффект;
Примеры «сенсорных коробок»:
- «Море». Наполнение: рис, окрашенный в голубой цвет; разнообразные ракушки, морские звезды, «сокровища» (спрятанные в крупе синие кристаллы).
- «Сортировка». Наполнение: окрашенный рис, кристаллы четырех цветов: (красный, синий, желтый, зеленый). Стаканчики соответствующих цветов. Задание: необходимо сложить кристаллы в стаканчик соответствующего цвета.
- «Репка». Наполнение: рис, окрашенный в зеленый цвет, фигурки героев сказки «Репка».
При систематической работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются познавательные процессы детей, расширяется их активный и пассивный словарь. Можно поиграть с ребёнком в игры с водой. Игры с водой «Поздоровайся с водичкой», «Поймай рыбку», «Попади в колечко», «Водичка дырочку найдёт», «Времена года», «Лёд и вода». Игры помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений, что создаёт основу для новых возможностей в формировании умений и навыков.
Пальчиковые игры «Сорока – белобока», «Семья». «Пальчики здороваются», «Идёт коза рогатая». «На поляне дом стоит», «Замок». Игры имеют развивающее значение, так как дают малышам возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела. Соединение «слово - палец» наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторик и, но и речи.
Упражнения на нанизывание «Собери пирамидку (матрёшку)», «Собери бусы», «Светит солнышко» и т. д. с их помощью у детей развивается умение самостоятельно чем - то себя занять и производить осмысленные действия с предметами: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать банки, коробки, нанизывать кольца на стержень и др.
В настоящее время достаточно игр на развитие мелкой моторики рук: шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры.
Эти игры выполняют следующие функции: развивают мелкую моторику рук;
развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, слева, справа;
формируют навыки шнуровки;
способствуют развитию речи;
развивают творческие способности.
Вы познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!
Уважаемые родители играйте вместе с детьми! Поощряйте интерес ребенка к предметам окружения, отвечайте на его вопросы, больше сравнивайте, сопоставляйте и экспериментируйте, и тогда Ваш малыш будет считать мир ярким и интересным!
Вызывайте положительные эмоции у ребенка!
Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно! », «Вот, здорово! », «Давай помогу! », «Красота! », «Молодец!»