Конспектека
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Дополнительное образование » Социальная работа

Автор: Лыгалова Олеся Алексеевна
Учебное заведение: МАУ ДО ЦДТ "Ритм" г. Перми
Краткое описание работы: Сценарий литературно - музыкальной композиции "Дети Войны" о том, как детям жилось в годы Великой Отечественной Войны, состоит из трех эпизодов. Дети - партизаны, дети в тылу, и Дети в концлагерях. Цель: Познакомить учащихся с жизнью детей в годы Великой Отечественной войны. Задачи: Воспитание чувства гордости за свое отечество Формирование у подрастающего поколения чувства верности Родине, ответственности за судьбу страны, готовности к служению Отечеству и его защите. формирование внимания, уважения, почтения к ветеранам, чувства толерантности.

Дата публикации: 2022-06-12 Сценарий литературно – музыкальной композиции “Дети Войны” Лыгалова Олеся Алексеевна МАУ ДО ЦДТ "Ритм" г. Перми Сценарий литературно - музыкальной композиции "Дети Войны" о том, как детям жилось в годы Великой Отечественной Войны, состоит из трех эпизодов. Дети - партизаны, дети в тылу, и Дети в концлагерях. Цель: Познакомить учащихся с жизнью детей в годы Великой Отечественной войны. Задачи: Воспитание чувства гордости за свое отечество Формирование у подрастающего поколения чувства верности Родине, ответственности за судьбу страны, готовности к служению Отечеству и его защите. формирование внимания, уважения, почтения к ветеранам, чувства толерантности.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Сценарий литературно – музыкальной композиции “Дети Войны”

Скачать работу


Сценарий литературно – музыкальной композиции к 9 мая «Дети Войны»

Цель: Познакомить учащихся с жизнью детей в годы Великой Отечественной войны.

Задачи: Воспитание чувства гордости за свое отечество

Формирование у подрастающего поколения чувства верности Родине, ответственности за судьбу страны, готовности к служению Отечеству и его защите.

формирование внимания, уважения, почтения к ветеранам, чувства толерантности.

Пролог.

Чтец1: Война и дети – понятия, казалось бы, несовместимые…

Чтец2: Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. За эти годы выросло несколько поколений, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб. Но война не стёрлась с людской памяти.

Чтец1: Тогда невыносимо трудно было всем – и старым, и молодым, и солдатам, воевавших на фронте, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбёжек и страшной тишины сиротства…

Чтец3: Его я узнал не из книжки –

Жестокое слово – война!

Прожектором яростной вспышки

К нам в детство врывалась она,

Смертельными стонами стали,

Сиреной тревоги ночной.

В те дни мы в войну не играли –

Мы просто дышали войной.

(легкая музыка, дети до войны… мальчики играют в футбол, девочки любуются на цветы )

Чтец4: Сережка, мне пас, пас давай!

Чтец5: Держи!

Чтец6: Вперё-0000д!

Все: Гол!!!

(девочки поливают цветы)

Чтец7: Смотри, у красного пиона уже бутоны раскрываются!

Чтец8: А белого почему-то нет!

(слышится гул приближающихся бомбардировщиков)

Мальчики: Что это?

Девочки: Сколько самолетов!

Чтец1: А что это за ужасные черные кресты?!

Девочки: Как страшно!

Чтец2: Посмотрите, он прямо на нас летит!

(Бомбы … страх…все разбегаются)

1 эпизод « Дети на войне. Партизаны»

Чтец1: Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Чтец2: Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей.

Чтец3:Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит — не выглянуть из башен, —

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Чтец4:Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, — столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

— Товарищ командир, товарищ командир!

Чтец5: Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там, в саду…

— Да где же, где?.. — А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Чтец6: Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даём.

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Чтец7: Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шёл большой пожар.

И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —

И руку, как товарищу, пожал…

Чтец8: Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали

себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу.

Чтец9: Много детей воевало на фронте в составе действующих армий, многие уходили в

партизаны.

Чтец10: Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они мужчины, а Родина в опасности!

Чтец11: Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить.

Чтец1: Некоторые из ребят попадали в армию в возрасте 9 – 11 лет, и остались со

своим полком на всех фронтах, от России до Германии, до конца войны.

Чтец2: Марат Казей. Юный партизан – белорусский школьник. В свои 15 лет он ходил в разведку, участвовал в рейдах, подрывал эшелоны. В одном из боев, раненный, поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо. За этот бой Марат получил медаль «За отвагу».

Чтец3: В мае 1944 года Марат погиб. Возвращаясь с задания, Марат и его командир наткнулись на немцев. Кругом было чистое поле, укрыться было негде. Командира убили сразу., Марат был тяжело ранен, но он отстреливался до последнего патрона. Потом у него остались две гранаты.

Одну он бросил в немцев, а вторую взорвал, когда немцы подошли совсем близко.

Уже после войны Марату Казею посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Чтец4: Юта Бондаровская

Юта с 13 лет была сначала связной у партизан, однако позже она стала разведчицей. Переодеваясь в нищего попрошайку, Юта ходила по деревням, просила у немцев немного еды, а вместе с этим запоминала расположение немецких войск, составы группировок, их оборонные и наступательные ресурсы.

Чтец5: В одном из боем, когда на партизан напали немцы, она схватила автомат и побежала в самое пекло. Партизаны остановили немцев в тот день, бой был выигран, но Юта не дожила до его конца.

Чтец6: Надя Богданова Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали

Надю погибшей. Ей даже памятник поставили. В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет.

Чтец7: Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко

рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...

чтец8: Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов

вернул Наде зрение.

Чтец9: И таких отважных ребят было не мало

Чтец10: Их было очень много

Чтец11: И лишь малая часть – выжили.

(бомбы)

Эпизод 2 «Дети В тылу»

Чтец1: Отца на фронт призвали.

И по такой причине

Я должен жить отныне,

Как следует мужчине.

Чтец2: Мать вечно на работе.

Квартира опустела.

Но в доме для мужчины

Всегда найдётся дело.

Чтец1: Полны водою вёдра.

Подметена квартира.

Посуду мыть несложно –

На ней ни капли жира.

Чтец2: С трёх карточек талоны

Стригут мне в гастрономе.

Кормилец и добытчик.

Мужчина. Старший в доме.

Чтец3: Сегодня нельзя сказать, кому было тяжелее, тем, кто был на передовой или тем, кто остался в тылу, но не спрятался за чужие спины, а работал и отдавал всё фронту, стране. Отцы на фронт – дети на завод.

Чтец4: Подростки работали на заводах по 12-14 часов. Многие ребята были малы ростом и не доставали до станка. Они подставляли к станку ящики, вставали на них и работали, забывая про сон и отдых.

Чтец5: Но не все дети могли работать на заводах. В деревнях и селах подростки помогали взрослым растить хлеб, овощи и кормить фронт и тыл.

Чтец6? Воспоминания детей войны (читают письма)

Голод

Когда мне было 11 лет, я бросила учебу и пошла работать в колхоз. Сразу после половодья мы сажали свеклу, арбузы и огурцы. Как правило, все посевы поливали вручную. Из бочек воду ведрами носили на поле. Работа была тяжелой, изматывающей, и чтобы как-то взбодриться, поднять дух, мы часто пели частушки.

Очень хорошо помню, когда во время посева арбузов на поле приехал глава района. Он долго смотрел на нас, как мы работаем, а потом подошел ко мне, обнял и сказал: «Первый арбуз надо обязательно отдать вот этой девушке, как самой старательной и умелой».

Чтец7: Мама продолжала работать в колхозе, я тоже работала с 11 лет. Летом работали в поле, на прополке, на покосе, собирали колоски за женщинами, убиравшими рожь и пшеницу. Ходили на работу, чтобы получить кусочек ржаного хлеба.

Одно радовало нас — было тихо. Не летали немецкие самолеты, не бомбили, не стреляли, будто и войны нет. Но люди умирали от голода. Помощью семье был паек, который давали семьям эвакуированных. Как мы выжили в такое трудное время, до сих пор не могу понять. Думаю, благодаря маме, ее упорству, мужеству и труду.

Чтец8: Так как эвакуированные все прибывали, город перестал справляться со снабжением по карточкам, начался голод. Есть хотелось все время. Летом было легче. Вместе с другими ребятами можно было пойти на старое кладбище, где найти какие-нибудь съедобные растения. Кислицу, хвощ, молодые еловые побеги, просто поживать хвоинки или липовых листочков.

Чтец1: Зима. Мороз. Уже не до прогулок,

Пересидеть в тепле я был бы рад,

Но душу тянет снова в переулок,

В то прошлое, в голодный Ленинград.

Чтец2: Детишками, закутанными в шали,

Худые, под глазами синяки,

Мы каждый день от голода бежали,

Но он повсюду камнем бил в виски.

Чтец3: Дружок мой Валька – парень был, что надо!

Сутуловат и ростом невелик,

Он сколотил дворовые отряды

И деловито мыслил, как мужик.

Чтец4: Мы провиант повсюду добывали,

Порою даже хлеб полусырой,

Хотелось спать, но даже не зевали,

Занятие казалось нам игрой.

Чтец5: Однажды день прошлялись без приварка,

С желанием хоть что-то раздобыть,

Картохи две – ни холодно, ни жарко,

Валёк вздохнул, мол, так тому и быть.

Чтец6: По “норам” разбредалась вся ватага,

Темнело… Мы решили напрямик,

Но Валька в переулке у продмага

Случайно заприметил грузовик.

Чтец7: - Бежим! – и мы рванули, что есть духу,

Через пустырь, где в землю врос трамвай,

Смеялся Валька: “Глядь, какая пруха!

Ну, где ты там, Санёк? Не отставай!”

Чтец8: Не зря мы, как скаженные бежали,

В ушах протяжно колокол звенел,

Там мужики арбузы разгружали,

От изумленья я остолбенел!..

Чтец9: У них всё это получалось ловко,

Как будто в цирке! Классно, хоть кричи!

Друг другу дядьки быстро, со сноровкой

Кидали полосатые “мячи”.

Чтец10: И надо же такому вдруг случиться,

Мне словно в сердце сунули кинжал,

Один арбуз сумел-таки разбиться,

Нечаянно мужик не удержал.

Чтец11: Две половинки мякотью наружу

Краснели на булыжной мостовой,

Заплакал я, и чтоб не стало хуже,

Кусая губы, побежал домой.

Чтец1: За мною Валька ринулся вприпрыжку,

Отвесив матом что-то про родню,

Но громкий голос крикнул: “Ребятишки!

Постойте! Я же вас не догоню!”

Чтец2: Оторопели мы, как от конфуза,

И я ладонь у Вальки крепко сжал,

Две половинки битого арбуза

В руках озябших дядька тот держал.

Чтец3: - Берите! – протянул он их с улыбкой, -

Да не робейте, кушайте, мальцы!

Голодные, а бегаете шибко!

Мы тоже в детстве были сорванцы!

Чтец4: Домой брели уже неторопливо,

И каждый нёс арбуз в своих руках,

Я был, как Валька, грязный и счастливый,

Просохли слёзы даже на щеках.

Чтец5: Потом неделю, проявив отвагу,

Через пустырь, вот так же напрямик,

На пару с Валькой бегали к продмагу

В надежде, вдруг приедет грузовик!

Чтец6: Детства у детей не было. Кроме голода они страдали и от бомбежек.

Чтец7: В первый класс я пошла в сентябре 1941 года. Школа находилась в соседней деревне. Все чаще пролетали немецкие самолеты, все сильнее грохотали орудия, бомбили днем и ночью. Но мы, детишки, под обстрелом и бомбежкой ходили в школу. Когда появлялись немецкие самолеты, мы прятались в канавы и под мостики. Так, под бомбежкой, мы прожили целый год. Бомбежка была страшнее голода. Бомбили и днем, и ночью. Мама брала нас всех в обнимку и вставала в угол дома, говорила, если умрем, так лучше все вместе.

Чтец8: Мы, как обычно, с братом бродили по улице, мама была на скотном дворе, вдруг налетели самолеты, началась бомбежка. Брат держал меня за руку, чтобы я не убежала. Потащил меня к соседскому дому, чтобы укрыться, но добежать мы не успели – осколок снаряда попал ему в ногу.

Очень скоро на обед пришла мама, брата отвезли на санитарный поезд, но спасти его не успели – он истек кровью.

(звук бомб, все убегают)

Эпизод 3 «Дети в фашистских застенках»

Чтец1: Их сгоняли в душный крематорий,

Оттеснив подальше от дверей.

Все смешалось: детским крикам вторил

Стон обезумевших матерей!

Чтец2: Приходил священник, скрыв тревогу,

Улыбался кисло, сколько мог:

— Помолитесь, люди, на дорогу,

Не ропщите, люди, с нами Бог!...

Чтец3: Только не услышал Бог проклятий,

Самых страшных, что на этом свете.

Равнодушно он глядел с распятья,

Как живыми здесь горели дети,

Чтец4: Как земля от ужаса стонала,

Черным дымом покрывалось небо.

Стоны, крики — всё потом стихало,

Дети не просили больше хлеба...

Чтец5: Траурных хоралов им не пели,

В пепел не бросали им цветы,

День и ночь над Люблином горели

Огненные, черные кресты...

Чтец6: Любая война – это боль, слезы, потери и смерть.

Чтец7: Любая война не разбирает свои жертвы, уничтожает самое святое – жизнь детей.

Чтец8: Многие дети попали в руки немцев, в плен, в фашистские лагеря.

Чтец9: Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно.

Чтец10: Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как

ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости.

Чтец11: Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат.

Чтец1: А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь.

Чтец2: И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не нужны, она пустит их в топку, чтобы наращивать и наращивать обороты.

Чтец3: Панферова Клара Петровна родилась 29 декабря 1938 года в городе Пскове. Когда началась Великая Отечественная война, Кларе было 2,5 года. Но детская память на всю жизнь запечатлела ужас концлагерей, потерю близких людей, зверства и нечеловеческую жестокость фашистов.

Чтец4: В пять лет Клару, вместе с другими жителями, загнали в товарный вагон и повезли в Германию. Пищи и воды не давали, нужду справляли в вагоне. Позднее женщины выломали в полу доски. Стало легче дышать от притока свежего воздуха. Во время пути люди стали умирать. Чтец5: Мертвые лежали среди живых. Когда состав вагонов с пленными прибыл в город Брандербунг, немцы выкидывали мертвых людей в сторону. Здесь, на железнодорожной платформе, шел тщательный отбор. У умерших людей вырывали зубы с золотыми коронками. Остальных выстраивали в колонну и гнали в концлагерь.

Чтец6: Название лагеря Клара не помнит, но за колючей проволокой в несколько рядов с пропущенным током были темные бараки. Грозно нависала огромная труба над бараком, из которой валил черный дым. Только позднее узнала она, что это крематорий.

Чтец7: Каждый день работал этот комбинат смерти. Позднее там и сожгли ее больную маму. Тошнотворный запах кругом, да взрослые люди, похожие на скелеты за колючей проволокой.

Чтец8: По распоряжению начальника лагеря дети содержались отдельно от взрослых. Дети спали на нарах, тесно прижавшись друг к другу. Матрасов, подушек и одеял не было, была постелена солома или сено.

Чтец9: Маленькие дети были никому не нужны. Клара слонялась на территории лагеря, смотрела тоскливыми глазами за колючую проволоку, рвала зеленую траву, набивала ее под рубашку, штаны, приносила в барак. Дети с удовольствием ее ели. Животы у детей были необъятных размеров, они просто распухали от голода и болезней. Клара помнит, как девочек-подростков уводили немцы в медицинские бараки. Там детей ждала более страшная участь. Врачи ставили над детьми опыты.

Чтец10: На Рождество в лагерь приехали представители организации Красный крест. Детям выдали по одному грецкому ореху, мандарину и яблоку. Весной 1945 года советские солдаты освободили лагерь.

Чтец11: На всю жизнь Клара запомнила солдата, у которого она сидела на коленях, а тот кормил ее хлебом и сгущенным молоком. А затем началось возвращение домой.

Финал. (чтецы выносят белых журавлей из бумаги)

Чтец1: Во Второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Что есть дороже детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле самый лучший народ – дети.

Чтец2: Дети войны … Они отдали своё детство за победу, детство –солнечное, с книгами, смехом, праздниками. Отдали, чтобы земля процветала, чтобы люди рождались и жили под солнечным мирным небом.

Чтец3: Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает. Наш долг – хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передать это следующим поколениям.

Чтец4: Не забывайте о войне.

Cвоим потомкам передайте

Как гибли прадеды в огне,

Вы подвиг предков не предайте.

Чтец5: Не забывайте обелиски

На месте подвигов былых.

Пускай война уже не близко,

Вы, всё же, помните о них.

Чтец6: Не забывайте, в праздный час,

О тех, кто на войне остался.

Гордитесь теми, кто за Вас

В последний, смертный, бой поднялся.

Чтец7: Не забывайте никогда

Заплаченную ими цену.

Храните в памяти, тогда,

Не обесцените победу.

Чтец8: Пусть шепчут, в спину Вам, враги:

— Забудьте след былых времен…

Но прошлый опыт говорит:

— Забыл победу — побежден!

Чтец9: Не забывайте о войне.

Держите флаг победы выше.

Наказывает жизнь, вдвойне,

Победу и беду забывших.

(Чтецы кладут на пол журавлей из бумаги в виде галочки и уходят за кулисы)

Список используемой литературы:

Сценарий разработан с помощью метода компиляции

Стихи известных авторов о войне:

Берестов «Мужчина»

Голодяевская Л. «Смерть в концлагере под Люблино»

Терентьев В «Баллада об арбузном переулке»

Твардовский А. «Рассказ танкиста»

Просмотреть свитедельство о публикации


Дополнительное образование, Социальная работа.

Post navigation

Бросок через плечо – зацеп под одноимённую ногу
Конспект урока “Имя числительное”
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2023