Сборник “Правила поведения с людьми ОВЗ”
Электронный сборник
«Правила поведения с людьми ОВЗ»
Автор: обучающаяся группы 16А
специальности
«Коррекционная педагогика
в начальном образовании»
ГАПОУ СО «Каменск – Уральский
педагогический колледж»
Кузнецова Софья Геннадьевна
г. Каменск – Уральский
2022
Содержание
- Введение 3
- Кто такие люди с ОВЗ? 4
- Правила поведения с людьми ОВЗ 5-11
- Заключение 12
2
Введение
Мы теряемся, сталкиваясь с человеком с ограниченными возможностями, чувствуем себя неловко и даже можем обидеть его неосторожным высказыванием. А еще такие люди, находясь в общественных местах, часто нуждаются в помощи, которую мы, опять же по незнанию, не можем им оказать.
И здесь сами инвалиды приходят на помощь, давая советы, как правильно себя с ними вести. Знать это нужно каждому современному человеку. Люди с ограниченными возможностями - часть общества, и мы должны сделать их непростую жизнь легче.
3
Кто такие люди с ОВЗ?
Люди с ОВЗ – это люди, которые имеют различного рода психические и физические отклонения, обуславливающие нарушения естественного хода их общего развития, в связи с чем, они не всегда могут вести полноценный образ жизни.
Люди с ОВЗ (более узкое определение в рамках образовательного аспекта) – это люди, у которых наблюдается нарушение психофизического развития (речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др.), и им чаще всего требуется специальное коррекционно-направленное обучение и воспитание.
Люди с ОВЗ (Ограниченными возможностями здоровья) - это люди, имеющие недостатки в психическом или (и) физическом развитии.
4
Правила поведения с людьми ОВЗ
1)Корректно ли знакомого человека спрашивать о его особенностях и что с ним случилось? Если да, то как это сделать и не нарушить его личные границы?
«Как правило, если человек готов обсуждать свои проблемы со здоровьем, то он сам даст об этом знать».
«В случае, когда заметны некие особенности (трудности с походкой, прием лекарств), лучше тактично это оставить без внимания, особенно если у вас нет близких отношений».
«Воздержитесь от прямых вопросов насчет причины инвалидности».
5
2) При виде незнакомого человека с инвалидностью стоит ли ему сразу предлагать свою помощь? Не обидит ли его это?
«Прежде чем начинать активно действовать, сначала определите, насколько в этом нуждается другой человек».
«Излишняя суета, пусть и с благими намерениями, может сбить привычный алгоритм действий».
«В случаях будут уместны фразы: «Могу ли я вам помочь?», «Чем могу быть полезен?» и так далее».
«Но нужно помнить, что насильно никуда не нужно тащить незрячего человека».
«Инвалиду всегда уместно предложить помощь только в том случае, если видите, что он в этом нуждается».
6
3)Если в дороге (в самолете или в поезде) вашим попутчиком стал человек с инвалидностью, как себя вести с ним?
«Точно так же, как ведет себя вежливый человек со всеми остальными людьми».
«Постарайтесь избежать невольной бестактности вроде: «Давайте вы разместитесь у прохода, а то встать не сможете!» или «Хотите, поменяемся полками? Вы же все равно туда не заберетесь».
«Если человек отправился путешествовать один, то уж на удобное для себя размещение у него точно сил хватит, поэтому не стоит подчеркивать его недостатки».
«Общайтесь с пассажиром как с обычным».
7
4)Основные правила этикета в общении с незрячими и слабослышащими людьми, а также людьми, испытывающими трудности при передвижении.
«Вести себя следует естественно, без неловкости и страха сказать или сделать что-то не то.
«При общении воздержитесь от выяснения причин, приведших к инвалидности, причитаний или сочувствия – чаще всего они неуместны».
«Будьте терпеливы и помните об особенностях собеседника: учитывайте это в своей манере говорить или двигаться».
«Постарайтесь избежать чрезмерного беспокойства».
«Старайтесь видеть прежде всего именно человека – профессионала своего дела, интересного собеседника, давнего друга, красивую девушку, а не их болезнь или увечье».
«Если не получается, лучше воздержитесь от контакта, пока не разберетесь в себе».
«Для неслышащих важно, чтобы с ними разговаривали спокойно, четко артикулируя, лицом к свету и без еды во рту.
Также важно, чтобы собеседник не гримасничал, смотрел на лицо собеседника, а не поворачивался к нему боком или спиной».
8
5)Привила поведение с людьми, у которых нарушение речи.
«Нельзя игнорировать людей, которым трудно говорить».
«Не следует перебивать и поправлять человека, который испытывает трудности в речи. Начинать говорить нужно только тогда, когда он закончил свою мысль».
«Не стоит пытаться ускорить разговор».
«Необходимо задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка».
«Если не удалось понять собеседника, нужно попросить его произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам. Не стоит опасаться отрицательной реакции человека, ведь он знает о своих проблемах с речью».
«Если затруднена устная речь, использовать другие возможности передачи информации для обеспечения понимания – письменную речь, жестикуляцию, демонстрацию».
9
6) Правила поведения с людьми, у которых когнитивные (интеллектуальные) нарушения:
«При взаимодействии с человеком с когнитивными (интеллектуальными) нарушениями необходимо смотреть в лицо собеседнику, поддерживая визуальный контакт».
«Не следует настаивать на поддержании зрительного контакта, если это не комфортно собеседнику».
«Следует проявить терпение, такт, внимательно относиться к собеседнику, обсуждать все необходимые темы, при этом не стараться заведомо принижать его возможности или его достоинство, не говорить как бы свысока, не говорить резко, даже если для этого имеются основания».
10
«При разговоре в присутствии человека с интеллектуальными нарушениями не допускать упоминания его в третьем лице».
«Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, следует спокойно спросить его, чем ему помочь».
«Использовать ясный язык, выражаться точно и по делу, не использовать длинных фраз, словесных штампов, образных выражений и сложных смысловых оборотов. Быть готовым повторить несколько раз».
«Следует помнить, что люди с нарушениями интеллектуального развития, сохранившие дееспособность, вправе сами делать осознанный выбор: принимать помощь или нет, давать ли согласие на получение какой-либо услуги, принимать иные решения».
«В разговоре с человеком, испытывающим трудности в общении, слушать его внимательно, быть терпеливым, дождаться, когда человек сам закончит фразу, не поправлять его и не договаривать за него».
«Говорить в ровном, неторопливом темпе, используя понятные слова, произнося их четко и делая более длинные паузы, интересоваться, все ли понятно, учитывать продолжительное время, требующее для общения с некоторыми категориями людей с инвалидностью».
11
Заключение
Возвращаясь же к вопросу об этике общения и работы с людьми с ограничениями возможностями здоровья, следует помнить, что главное при взаимодействии с ними – это уважение, доброжелательность и стремление помочь и понять. Проявляя вежливость, такт и непредвзятость, можно преодолеть любую неловкую ситуацию, исправить допущенную оплошность, помочь собеседнику почувствовать себя комфортно и спокойно.
Нужно помнить, что в диалоге с инвалидом важно быть открытым и доброжелательным.
Хотя и разработаны правила этикета для лиц с разными нарушениями, в сомнительных ситуациях лучше рассчитывать на здравый смысл и свою способность к сочувствию. Относитесь к другому человеку, как к себе самому, точно так же его уважайте.
12