Самообразование «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 53 «Огонек» комбинированного вида г. Орска.
Самообразование
«Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель I кв.к.:
Швейкерт Л.И.
г. Орск
2019 - 2020г.
Содержание:
1. Тема (введение)
- Актуальность
- Цель
- Задачи
- Ожидаемые результаты
2. Перспективный план (на год)
3. Работа с родителями
4. План работы воспитателя
5. Приложение
- Консультации и рекомендации для родителей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»
- Презентация «Знакомство детей подготовительной группы с историей денег»
- Презентация для детей «Для чего нужны деньги»
- Конспект ОД старшая группа ««Деньги. Купюра. Монета»
- Игровые ситуации по финансовой грамотности старших дошкольников.
- Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет
6. Анкета для родителей «Мой ребенок и финансовая грамота»
Формирование финансовой грамотности дошкольников
На протяжении десятилетий в нашей стране креп и развивался очень опасный стереотип, согласно которому финансовая грамотность нужна только людям, работающим на рынках финансов. И только сейчас начинает приходить болезненное осознание того, что без неё мы как маленькие дети, которые не умеют читать и считать.
Увидели образовавшийся вакуум в сфере финансового образования и руководящие органы власти. В 2017 году в России утвердили стратегию по ликвидации безграмотности в денежных вопросах, рассчитанную до 2023 г.
Что такое финансовая грамотность и зачем она нужна?
Финансовая грамотность – это необходимые знания, которые помогают планировать семейный бюджет, сохранять денежные средства в условиях нестабильности в экономике и приумножать их с целью обеспечения достойного уровня жизни для себя и своих близких.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомлённости в финансовых вопросах, умение зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
А теперь скажите, это вам надо?
Проблемы, с которыми может столкнуться финансово безграмотный человек:
- Участие в сомнительных денежных операциях, которые приводят к потере вложенных средств (например, пирамиды).
- Необдуманное залезание в долги путём взятия кредитов по завышенным ставкам.
- Инвестирование, которое не защищает сбережения даже от инфляции, в т.ч. и пенсионные накопления.
- Непонимание действия большинства рыночных инструментов, грамотное использование которых может привести к улучшению благосостояния.
- Необеспеченная старость на нищенское пособие от государства.
Нам точно не нужны такие проблемы. Поэтому теперь давайте определим основные причины обязательного изучения основ денежной грамотности:
- Научиться вести учёт своих доходов и расходов с целью дальнейшего планирования бюджета.
- Научиться жить по средствам, а не становиться вечным клиентом кредитных организаций.
- Разбираться в существующих инструментах по сохранению и приумножению собственных средств, чтобы обеспечить себе получение пассивного дохода в будущем.
- Не стать объектом мошеннических действий.
- Обезопасить себя и свою семью от экономических кризисов.
Ответьте на некоторые вопросы:
Ведёте ли Вы учёт своих доходов и расходов?
Есть ли у вас личный финансовый план? (документ, отражающий поступление и расходование денежных средств на текущий период).
Сберегаете ли Вы определённую часть своего дохода?
Имеете ли вы хоть какую-то сумму на непредвиденные расходы?
Как долго могли бы Вы прожить на имеющиеся у Вас деньги при отсутствии дальнейших заработков? до 1 месяца, до 3 месяцев, до 6 месяцев, до 12 месяцев, более 1 года.
Приходится ли Вам занимать деньги до зарплаты на текущее потребление?
- иногда приходится занимать деньги до зарплаты, но всегда вовремя возвращаю долги.
- я часто занимаю деньги, но не всегда получатся отдавать долги вовремя.
- я живу по средствам.
Пользуетесь ли Вы кредитами на потребительские нужды?
Продолжите фразу: С увеличением своего дохода я смогу …
- перестать на всём экономить
- купить новый автомобиль престижной марки
- взять кредит на покупку квартиры, большого дома
- путешествовать
- покупать дорогие ювелирные украшения и одежду.
А хотите проверить свою грамотность? Не пугайтесь, всего 4 вопроса.
Тест на финансовую грамотность
Тест состоит из 4-х вопросов. Выберите верный, на ваш взгляд, ответ. А правильные ответы дам в конце параграфа.
Вопрос 1: Предположим, что вы положили 100 000 рублей на счет в банк на 2 года под 8 % в год. Сколько денег будет на вашем счете через 2 года, если вы не будете снимать деньги со счета или пополнять свой счет?
Более 108 000 рублей.
Ровно 108 000 рублей.
Менее 108 000 рублей.
Вопрос 2: Предположим, что вы положили 100 000 рублей на счет в банк на 5 лет под 10 % в год. Проценты будут начисляться ежегодно и прибавляться к основной сумме вклада. Сколько денег будет на вашем счете через 5 лет, если вы не будете снимать с этого счета ни основную сумму, ни начисленные проценты?
Более 150 000 рублей.
Ровно 150 000 рублей.
Менее 150 000 рублей.
Вопрос 3: Предположим, что вы увидели телевизор одной и той же модели на распродаже в двух разных магазинах. Первоначальная цена телевизора в каждом из магазинов составляла 10 000 рублей. В одном магазине предлагается скидка в 1 500 рублей с первоначальной цены, а в другом – 10 % с первоначальной цены. Что выгоднее – скидка в 1 500 рублей или в 10 %?
Скидка в 1 500 рублей.
Скидка в 10 %.
Вопрос 4: Предположим, что вы взяли в банке кредит на год в размере 10 000 рублей. Проценты по кредиту составляют 600 рублей в год. Кредит и проценты по нему вы должны выплачивать в течение года равными частями каждый месяц. Оцените приблизительно, каков будет размер годовой процентной ставки по вашему кредиту.
Меньше 6 %.
Ровно 6 %.
Больше 6 %.
А теперь подведем итоги. Верные ответы:
1-й вопрос – более 108 000 руб.;
2-й вопрос – более 150 000 руб.;
3-й вопрос – скидка в 1 500 руб.;
4-й вопрос – ровно 6 %.
Справились? Если да, поздравляю. Вы – молодцы. Если нет, то срочно подтягивайте свою грамотность в сфере обращения с деньгами, потому что вопросы были не простые, а очень простые.
Таких тестов в интернете можно найти много. Можете тренироваться, сколько угодно. Главное, научится применять на практике полученные знания.
В первую очередь, нам, родителям, надо уяснить одну простую мысль – учить ребёнка обращаться с деньгами надо с самого раннего возраста. Разговоры о том, что нельзя бездумно тратить всё заработанное на покупку дорогой игрушки или модных кроссовок, как у Пети, деньги должны вестись в семье всегда.
Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, экономической информацией на бытовом уровне. Всё это несёт в себе воспитательный потенциал, заключающийся в таких этических качествах, как честность, доброта, трудолюбие.
По мнению кандидата педагогических наук, доцента А. А. Смоленцева, ребёнок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи.
Очень важно вести эту работу совместно с родителями, так как пример взрослых является основополагающим. Дети как губка, впитывают впечатления, знания, стили поведения взрослых, окружающих их.
Чтобы ребёнок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить детям следующие вопросы: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться?
Многие хотят для своего ребёнка лучшее, но надо знать и помнить, что выполнение любого каприза ребёнка не даст детям понять, как относиться и обращаться с деньгами. Обязанность родителей объяснить ребёнку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется надо потрудиться и заработать деньги.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Если взрослые вовремя не объяснят ребёнку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное, зачастую неверное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить иному отношению к семейным финансам.
Как правило, в возрасте трёх лет дети начинают понимать различия в стоимости предметов, разбираться в видах профессиональной деятельности.
В возрасте четырёх лет приходит понимание операций обмена.
В возрасте пяти лет дети уже осознают идею сбережений. Первые шаги в обучении малышей начинаются с понимания того, что такое монеты, банкноты и банковские карты.
Дошкольники начинают понимать, как оплачиваются покупки: с помощью наличности или банковских карт. Наблюдая за работой банкоматов, они понимают их функции, в частности, что родители с помощью банкомата обналичивают деньги.
Старшие дошкольники соотносят доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по её изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
Поэтому необходимо сформировать основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста:
- научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
- с помощью игр, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой;
- научить правильно, относиться к рекламе, разбираться с ней;
- вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Приобщение ребёнка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем.
Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у малышей с помощью педагогов, родителей складываются необходимые качества и свойства личности.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Таким образом, выявляется следующая закономерность в получении детьми знаний и представлений о финансах: понимание денег и путей их использования; знание, откуда приходят и куда уходят деньги.
Главная образовательная и воспитательная задача в детском саду – дать простые экономические знания, сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам, подсказать, как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать.
Заниматься финансовой грамотностью детей дошкольного возраста в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребёнка, так как это может определить его будущее.
«Всё преимущество иметь деньги,
заключается в возможности ими пользоваться»
Бенджамин Франклин
Проблема:
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Актуальность:
Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.
Цель:
содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
расширение представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;
укрепление семейных связей;
получение навыков совершения реальной покупки в магазине.
Ожидаемый результат
• активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
• дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
• родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
• дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной проблемы;
• педагоги получат систему работы по формировании экономического опыта детей.
Способ оценки достижения планируемых результатов
•Разыгрывание ситуаций;
•Познавательные нод;
•Наблюдения;
•Чтение художественной литературы по теме;
•Беседы;
•Сюжетно ролевые, дидактические игры;
•Трудовая деятельность.
Игры подобраны с помощью программы: «Формирование финансовой грамотности детей и подростков. Сценарии игр и мероприятий по финансовой грамотности»
Необходимо с помощью игр и практик донести до детей,
что:
1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!
Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким
образом заработок зависит от вида деятельности.
2. Сначала зарабатываем – потом тратим.
Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то,
что в нее положили», – соответственно, чем больше
зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь
купить.
3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и
от того, насколько сложно его произвести.
Объясняем, что цена – это количество денег, которые
надо отдать, а товар в магазине – это результат труда
других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы
меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке
деньги – это посредник.
4. Деньги любят счет.
Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно
считать деньги.
5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет
доходов и расходов в краткосрочном периоде.
6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса.
Договариваемся о ключевых правилах финансовой
безопасности и о том, к кому нужно обращаться в
экстренных случаях.
7. Не все покупается.
Прививаем понимание того, что главные ценности –
жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги
не купишь.
8. Финансы – это интересно и увлекательно!
Игра «Груша-яблоко».
Цель: научить считать деньги и ресурсы.
Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.
Суть игры:
Предложите ребенку нарисовать на одной стороне
бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите
нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.
Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки
ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и
яблоко. Увидев замешательство, объясните, что,
конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги
один, и если мы изначально хотели вырезать два
рисунка, необходимо было заранее спланировать
место на бумаге.
Так и с деньгами:
их нужно планировать заранее.
Игра « Кто кем работает?»
Цель. На примере сказочных героев закрепить и
расширить представление о профессии. Воспитывать
желание познавать многообразный мир профессий,
уважение к человеку-труженику.
Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями
людей разных профессий и сказочных героев.
Суть игры
Покажите детям картинки, на которых изображены люди
разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам,
называют профессии родителей, своих близких, всех тех,
с кем они встречаются.
Получив из кассы картинки с изображениями сказочных
героев, просит отгадать их профессии.
Раздать девочкам рисунки с изображением сказочных
персонажей, а мальчикам - с изображениями людей
разных профессий. По сигналу девочки и
мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся
за столы, а затем по очереди доказывают правильность
своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с
помощью движений, имитаций и других образных
действий они показали профессию своего героя.
Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым
игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как
относится к своему труду герой, кто производит товары, а
кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими
понятиями)
Игра «Разложите товар»
Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.
Ход игры
Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.
Задание 1 Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением. Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное.
Задание 2 Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо — молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.
ИГРА «УМЕЛЫЕ РУКИ»
Цель: воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально использовать вещи, бывшие в употреблении.
Ход игры
Детей распределяют на две команды по 5-6 человек. Воспитатель называет или показывает какой-либо предмет и предлагает рассказать о его назначении. После этого детям дается задание придумать, как еще можно использовать его в несколько измененном или в том же состоянии, однако при условии, что он уже устаревший и не может быть использован по своему назначению.
ИГРА «НЕ ОШИБИТЕСЬ»
Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.
Ход игры
Ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5-6), отличающихся по содержанию изображения: мама дает ребенку деньги; ребенок идет по улице с пустой котомкой; ребенок входит в магазин; стоит у кассы; берет хлеб у продавца; идет домой с наполненной сумкой.
Задание 1 Разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая соответствует логике действий изображенного на них.
Задание 2 Составить коротенький рассказ по картинкам, соблюдая последовательность действий.
ИГРА «ЧТО ВАЖНЕЕ?»
Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.
Ход игры
В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях.
Задание 1. Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши. Задание 2 Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека.
Задание2 Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми. С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.
ИГРА «МЫ—ХУДОЖНИКИ»
Цель: закрепить знания детей о рекламе; развивать у них эстетические чувства и художественный вкус; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец — покупатель».
Ход игры
Каждому участнику игры, «художнику-оформителю» (их может быть 2-3), дается задание — сделать рекламу своей лавки. Остальные дети оценивают работу тех, кто играет, в конце определяют победителей.
Вариант 1. Каждый участник игры получает определенное количество цветных силуэтов различных предметов, которые могут быть товаром магазинов определенного вида («Игрушки», «Цветы», «Хлеб», «Молоко» и др.).
Вариант 2. Из общего количества силуэтов необходимо выбрать только те, которые нужны для составления рекламы «своего» магазина.
Игра «Школа банкиров»
Цель: продолжать закреплять знание цифр, умение соотносить цифру и количество, упражнять в понятиях больше, меньше, продолжать работу по воспитанию элементарных знаний об экономике, активизировать словарь словами банк, банкир, купюра, расходный и приходный ордер, закрепить знание названий дней недели.
В. Сегодня мы с вами продолжим занятия в школе банкиров, мы будем работать с деньгами или, как их еще называют, денежными знаками. У нас лежат несколько купюр разного достоинства: 1, 3, 5, 10 рублей. Какие купюры у вас на столе лежат? Какая из купюр большего достоинства, какая — меньшего, и почему? Сколько всего у вас купюр? Покажите купюру самого высокого достоинства, самого низкого достоинства. Как вы узнали? Купюры какого достоинства у вас нет? Какие купюры можно сложить, чтоб получить 8, 9, 4 и т. д.
Первое задание: в один ряд положите все купюры достоинством в 3 рубля; в другой — в 5 рублей; в третий — в 1 рубль.
Второе задание: на столе оставить только 4 рубля (3+1 или 1+ 1+1+1).
Третье задание: оставить на столе 5 рублей, но не одной купюрой, а несколькими (3+1+1, 1+1+1+1+1).
Четвертое задание: оставить на столе 3 рубля, но разными купюрами.
Правильные ответы поощряются звездочками.
Воспитатель раздает детям бланки квитанций оплаты за электроэнергию, квартиру, выполняет роль работника банка. Одна группа детей получает деньги, другая платит за электроэнергию, третья — за квартиру и т. д.
В. Наш банк работает в течение всей недели с одним выходным днем.
Экономическая игра для детей «Магазин»
Задачи:
расширять представление детей о том, что такое магазин;
дать новое понятие «товар»,
продовольственные и промышленные товары,
цена;
разновидности магазинов;
закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги;
воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.
Ход экономической игры
В. Ребята, мы очень много с вами знаем об истории возникновения денег: как они появились, что использовали раньше вместо денег, какие сейчас существуют деньги в разных странах.
Воспитатель повторяет и закрепляет с детьми уже знакомый материал на тему: «Деньги и история их возникновения».
В. А что же такое магазин? (Ответы детей.) Правильно, это то место, где люди совершают покупки. Что можно купить в магазине? (Ответы детей.) Кто знает, как можно одним словом назвать все то, что продается в магазине? (Товар.) Значит, товар — это все то, что продается в магазине.
Отгадайте загадку:
Угадай, как то зовется,
Что за деньги продается.
Это не чудесный дар,
А просто-напросто… (Товар.)
Назовите продовольственные товары, т.е. товары, которые можно купить в магазине и употреблять в пищу. (Хлеб, молоко, яйца, конфеты и т. д.)
А теперь попробуйте назвать промышленные товары (одежда, обувь, головные уборы и т. д.). (Ответы детей.)
Значит, товары у нас бывают какие? (Продовольственные и промышленные.)
Подумайте, ребята, что нужно иметь покупателю и что нужно знать для того, чтобы купить товар. (Иметь деньги, знать цену.) А что же такое цена? (Это то, сколько стоит товар.) Всегда ли цена на товар одинаковая? (Нет.) Значит, товары бывают дешевые и дорогие.
Скажите, выгодно ли покупателю покупать дешевый товар? А выгодно ли продавцу продавать дешевый товар?
Значит, цена влияет на то, сколько можно купить товара. (Дешевой продукции — много, дорогой — мало.)
Какой товар покупали бы вы — дешевый или дорогой? Почему?
Ребята, с одной стороны, это правильно, когда вы экономите деньги, покупая дешевый товар, и у вас еще остаются деньги на другую покупку. Это хорошо.
Но может ведь быть и такая ситуация. Например, в магазине продается обувь.
- одна пара обуви стоит дешево, но качество у него не очень хорошее, т. е. она не так удобна. Нет гарантии, что она будет служить долго. К тому же, в продаже есть эта обувь только больших размеров.
- Вторая пара обуви стоит дороже, но она очень удобна и практична. Эта пара обуви произведена известной фирмой, из качественных материалов ее качество гарантировано.
Какую бы обувь вы купили — ту, что дешевле, но низкого качества или ту, что дороже, но более качественную? (Ответы детей.)
Необходимо обратить внимание детей на то, что дешевый товар покупать хорошо, но важно обращать внимание и на качество продукции. Иногда, как видите, есть смысл купить дорогую, но более качественную вещь.
В. Мы уже с вами выяснили, что есть продовольственные товары, а есть промышленные товары. А какие у нас бывают магазины? (Овощной, хлебный, колбасный, рыбный — магазины продовольственных товаров; мебельный, обувной, «Одежда» и т. д. — магазины промышленных товаров.)
Как же называются люди, которые работают в магазине и продают товары? (Продавцы.) А те, кто покупают эти товары? (Покупатели.)
В чем заключается работа продавца в магазине? Например, в продовольственном магазине? А в магазине, где продают ленты, пуговицы, ткани? А в обувном магазине? (Ответы детей.) Хотели бы вы стать продавцом в магазине? (Ответы детей.)
Воспитатель предлагает детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Обращает внимание на культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.
Игровые ситуации по финансовой грамотности старших дошкольников.
Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений
Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.
Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.
Данные формы работы направлены на обучение азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания. Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.
Цели игровых ситуаций:
- формирование у детей доступных экономических понятий;
- воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства;
- воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них;
- воспитание уважения к тому, что даёт им различные природные блага.
Некоторые игровые ситуации:
Моя семья.
Цель: Ознакомление детей с семейной экономикой.
В играх дети знакомятся с семейным бюджетом, доходами, расходами, заработной платой, искусством, ведением домашнего хозяйства.
Решаются педагогические задачи:
- формируются понятия о бюджете семьи (доход и расходы);
- даётся представление о труде взрослых: каждый человек должен работать на работе - почему нужны все виды труда;
- ребёнок умеет выделять первоочередные потребности своей семьи, делать выбор;
- поясняется причина существования ограниченности;
- сравнивать и оценивать товары (качество, цена), соотносить с этим - потребности и возможности семьи;
Используются игры «Семья экономиста», «Семейный бюджет», «Волшебные помощники».
Мир денег.
Цель: Ознакомление с деньгами, ценами. Получают представление о производстве денежных знаков, их покупательской силы.
В играх устанавливаются зависимость между качеством товара и прибылью при продаже, узнают, что деньги служат средством обмена товара между людьми
Решаются педагогические задачи:
- формируется правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости;
- воспитывается начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;
- даётся представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.
- Используются игры «Банк», «Банкомат», «Золотая денежка», «Универсам».
Мой город (моя станица)
Цель: Познакомить детей с экономикой города (населённого пункта проживания обучаемых детей), производство товаров, основные и современные профессии. Это учит детей уважать людей, которые честно трудятся и зарабатывают деньги.
Решаются педагогические задачи:
- формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;
- учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
- стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
Используются игры «Фермер», «Ателье», «Шофер».
Мир товаров
Цель: Познакомить детей с азами маркетинга и рекламы. Дети узнают о разных формах сбыта продукции: рынки, магазины, ярмарки. А также узнают о специфике купли – продажи, учатся бережно относиться к вещам.
Решаются педагогические задачи:
- воспитывать разумные потребности.
- развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе;
- дать представление о рекламе, о ее назначении;
- учить детей правильно воспринимать рекламу («Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение»);
Используются игры: «Рынок», «Ярмарка», «Реклама», «Агенство», «Магазин», «Дом книги», «Детская лотерея».
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 53 «Огонек» комбинированного вида г. Орска.
Конспект ОД в старшей группе
«Деньги. Купюра. Монета»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Воспитатель I кв.к.:
Швейкерт Л.И..
г. Орск
2019г.
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;
- развивать у детей умение подмечать простейшие экономические явления.
Воспитывающие задачи:
- воспитывать любознательность в процессе познавательно - игровой деятельности;
- формировать положительные взаимоотношения детей;
- закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческой и игровой ситуации.
Образовательные задачи:
- раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», наличные и безналичные деньги;
- выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.
Виды деятельности: коммуникативная, изобразительная, игровая, познавательно-исследовательская.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Методологические приемы: беседа, дидактическая игра, изобразительная деятельность, просмотр мультфильма.
Оборудование: компьютер, мяч, копилка с набором разных монет и банкнот, изображение пластиковой карты, бумага и цветные карандаши.
Предварительная работа: следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнота.
Ход ОД:
Вводная часть (мотивация)
- Ребята, я дома нашла интересный предмет и принесла его в группу. (Воспитатель демонстрирует копилку).
- Что это такое?
- Для чего же нужна эта копилка?
- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?
Игра «Для чего нам нужны деньги ?»
- «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю вам мяч и буду спрашивать, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны:
- для покупки продуктов питания;
- для оплаты бытовых услуг;
- для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);
- для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
- для оплаты проезда на транспорте;
- для покупки подарков;
- для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью ) и т.д.
- Здорово, сколько всего вы знаете!
(Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций).
- Если мы едим на автобусе, мы платим?
- Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.
Основная часть:
Беседа о монетах.
- А вам интересно узнать, что лежит в копилке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим.
Рассматриваем сначала монеты.
- Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?
(Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им).
- Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).
- Какие монеты вы знаете?
Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям.
- Классно! Сколько признаков вы назвали!
- Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем.
Воспитатель достаёт банкноты.
- Как можно назвать эти деньги?
- Банкноты. А какие они?
- Бумажные, прямоугольные, шуршат.
Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.
- Какие банкноты вы знаете?
Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям, затем проговаривают хором.
– Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется
«Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…
- Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль)
-Ребята, а сейчас давайте посмотрим мультфильм тётушки совы (Просмотр мультфильма).
- Что удобнее носить с собой наличные (монеты, банкноты) или карты (безналичные)? А в чем неудобство пластиковой карты? (можно забыть пароль)
– Ребята, придумайте и нарисуйте деньги для сказочного леса, в котором живут сказочные герои. Вы должны придумать форму, название и нарисовать монету или банкноту, которыми можно оплатить покупки в сказочном лесу.
После выполнения задания детьми презентуют (представляют) результаты работы, рассказывая об этом по плану.
- Что вы придумали: монету или банкноту?
- Какой она формы?
- Как она называется?
- Что и почему на ней изображено?
- Мне очень понравились ваши работы! Это необычно!
Заключительная часть (рефлексия)
- О чем мы сегодня говорили?
- Какие бывают деньги?
- Чем отличается монета от банкноты?
- Как можно назвать монеты и банкноты, одним словом?
( Наличные деньги).
- А безналичные деньги, где у нас хранятся? (на пластиковых картах).
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 53 «Огонек» комбинированного вида г. Орска.
Конспект ОД в подготовительной группе
«Семейный бюджет и расходы семьи»
Воспитатель I кв.к.:
Швейкерт Л.И..
г. Орск
2019г.
Цель: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.
Задачи: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).
Обогащение словаря: заработная плата, стипендия, пенсия, бюджет.
Активизация словаря: доход, расход, товары длительного и кратковременного пользования.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха-цокотуха»; В. Даль «пословицы и поговорки», А. Кравченко «Больше знать, больше уметь».
Совместная работа: сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»; дидактическая игра «Какие бывают доходы».
Оборудование: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет», карточки с изображением членов семьи; карточки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы, иллюстрации с изображением различных видов деятельности (бабушка вяжет, мама стирает и т. д.), игрушка Незнайка.
Ход занятия:
Воспитатель (В.). Ребята, у каждого из вас есть семья.
- Что такое семья? Сколько человек в вашей семье?
- Из кого она состоит? (Папа, мама, я, сестра, брат, бабушка, дедушка.)
Видите, семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. - У каждого члена семьи есть свои обязанности.
- Что делает мама? (Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.)
- Чем занимается папа? (Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.)
- Как помогаете маме и папе вы? (Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.)
- Что делает бабушка? (Вяжет носки, печет пироги и т. д.)
- Что делает дедушка? (Ответы детей.)
В. Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире), и гостей можно пригласить.
Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить… (продукты).
Появляется Незнайка. Он начинает мешать детям при ответах, то есть называть слова, которые не обозначают продукты и др. Этот персонаж участвует на протяжении всего занятия.
В. Для того, чтобы постирать белье, нужно иметь… (порошок, мыло), а для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно приобрести… (чистящее средство).
То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость.
Без чего же нельзя обойтись при покупке товара? (Без денег.)
Верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги. (Папа и мама работают.)
Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен оплачиваться.
Кем же работают ваши родители? (Ответы детей.) Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги.
Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам… (пенсию).
Правильно, а если у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом — стипендия.
Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.
Если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет. Запомните это, ребята.
Так что же такое семейный бюджет? (Ответы детей.)
А теперь поговорим о том, что же такое «расходы».
На что тратятся деньги у вас в семье? (Ответы детей.)
За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели.
Воспитатель обращается к Незнайке. Тот называет много ненужных вещей. Взрослый обращается к детям с вопросом, прав ли Незнайка. Все вместе приходят к выводу, что Незнайка тратит деньги попусту.
В. Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются.
Ребята, мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить, например, стиральную машину, а можем купить порцию мороженого. Стиральной машиной мы будем пользоваться долго, а на сколько нам хватит мороженого?
Значит, стиральную машину мы назовем товаром длительного пользования, а порцию мороженого — товаром кратковременного пользования.
Незнайка спорит с детьми и говорит, что очень долго ест мороженое, поэтому мороженое тоже можно назвать товаром длительного пользования. Дети объясняют, почему это не так.
Итак, мы совершили денежные расходы на товары длительного пользования.
Назовите, какие это товары? (Машина, утюг, пылесос, телевизор и т. д.)
А сейчас произведем денежные расходы на товары кратковременного пользования. Назовите эти товары. (Продукты питания и т. д.)
Еще, ребята, мы должны расходовать деньги на услуги, т. е. это:
а) плата за жилье (за квартиру, воду, газ). (Дети называют, за что нужно платить: за телефон, за детский сад и т. д.);
б) личные услуги (на отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.).
В. Таким образом, мы познакомились с новыми для вас понятиями. Напомните, что же такое семейный бюджет? Что такое расходы? Какими бывают они?
Давайте представим, что нам нужно быстро и экономно приготовить пищу. Каждый из нас отправится в магазин, приобретет необходимые продукты и поделится секретом своего мастерства.
Проводится сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»
Консультации и рекомендации для родителей
Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?
«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»
Роберт Кийосаки
Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему всё самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:
1. Что такое деньги
2. Где их взять
3. Как ими правильно распоряжаться
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.
В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры.
Когда ребенок пойдёт в школу, он уже должен уметь совершать покупки. Местом для обучения может послужить школьная столовая, так
как в ней можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи.
В период от 7 до 9 лет следует научить покупкам в крупных магазинах. Ребенку необходимо наглядно ввести такое понятие, как «Чек». Надо дать ему денег чуть больше, чем нужно и отправить в магазин за какой-нибудь покупкой, но с условием, чтобы он обязательно принёс чек. Благоприятным исходом будет то, если ребенок принесет товар и правильную сдачу. В итоге сдачу, в качестве вознаграждения, можно отдать ребенку.
На каждом этапе обучения родители обязаны осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это не выход. Напротив, надо помогать, но и делать все за него тоже не стоит, так как у него должна развиться самостоятельность принятия решений.
Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются
Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги:
•для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары;
•когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить;
•ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;
•чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;
•никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулированием людьми;
•чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.
Рекомендации для родителей.
¬ Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
¬ Возьмите ребенка в банк.
¬ Поговорите с детьми о вложении денег.
¬ Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.
¬ Научите детей зарабатывать деньги.
¬ Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.
¬ Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой.
¬ Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.
¬ Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.
¬ Будьте для ребенка примером.
Успехов Вам в процессе формирования финансовой грамотности!
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 53 «Огонек» комбинированного вида» г. Орска.
Обобщение опыта работы на творческой лаборатории
для воспитателей г. Орска в д/с № 96
по теме: «Роль педагога дошкольного учреждения в создании
РППС для одаренных детей»
«Формирование интереса к познанию окружающего мира средствами занимательной математике»
Выступление подготовила:
воспитатель I кв. к.
Швейкерт Л.И.
г. Орск
2019г.