Автор: Бахтин Сергей Федорович Учебное заведение: МОУ "Михайловская основная общеобразовательная школа" РМЭ Краткое описание работы: До вступительных экзаменов остается очень мало времени. Необходимо повторить весь пройденный материал в короткие сроки и с наибольшей эффективностью. Комплекс предлагаемых упражнений применяется на практике уже несколько лет и дает хорошие результаты.
Темы
• Классификация гласных и согласных звуков. Фонетический разбор.
• Употребление прописных и строчных букв. Дата публикации: 2023-01-09 Русский язык.Интенсивный курс подготовки к экзаменуБахтин Сергей Федорович МОУ "Михайловская основная общеобразовательная школа" РМЭДо вступительных экзаменов остается очень мало времени. Необходимо повторить весь пройденный материал в короткие сроки и с наибольшей эффективностью. Комплекс предлагаемых упражнений применяется на практике уже несколько лет и дает хорошие результаты.
Темы
• Классификация гласных и согласных звуков. Фонетический разбор.
• Употребление прописных и строчных букв.
Пожалуйста, оцените работу! (Нет оценок)
Загрузка...
Русский язык.Интенсивный курс подготовки к экзамену
Интенсивный курс подготовки к экзамену по русскому языку
До вступительных экзаменов остается очень мало времени. Необходимо повторить весь пройденный материал в короткие сроки и с наибольшей эффективностью. Комплекс предлагаемых упражнений применяется на практике уже несколько лет и дает хорошие результаты.
Темы
Классификация гласных и согласных звуков. Фонетический разбор.
2. Перепишите, исправляя ошибки, подчеркните слова, которые пишутся с маленькой (строчной) буквы.
Покровские Ворота, Синяя Птица, Орден Отечественной Войны I Степени, Иван Грозный, Международный Женский День, Салтыков-Щедрин, Пушкинский Стиль, Зевс, Забайкалье, Средневековье, Научные Горьковские Чтения, Созвездие Большого Пса.
Темы
Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Группы слов по лексическому значению. Группы слов по употреблению и происхождению.
Литературное произношение и ударение.
Упражнения
1. Подберите синонимы к словам: беседовать, вселенная, возмездие, золотой, добро.
3. От существительных образуйте форму множественного числа: волос, небо, ребенок, теленок, татарин, директор, торт, инженер.
4. Выпишите имена существительные и определите их падеж и тип склонения.
Жестянка с порошком была вытащена из чемодана в какую-нибудь секунду.
Дни поздней осени бранят обыкновенно.
Нелюдимо наше море, день и ночь шумит оно; в роковом его просторе много тайн погребено.
5. Выпишите отдельно качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные. От качественных имен прилагательных образуйте все возможные формы степеней сравнения и краткие формы.
Новый дом, медвежья берлога, деревянный стол, фиолетовые тени, хрустальный графин, французский хлеб, дорогая вещь, птичьи трели, комариный писк, суетливый человек, мглистое небо.
6. Укажите, к какому разряду по значению и группе по составу относятся данные числительные: пятьдесят, полтора, третий, девятьсот сорок восемь, двое, три миллиона, сотый, оба, четыре целых и одна шестая.
7. Определите, к какой группе по значению относятся данные местоимения: таков, себя, мой, оно, столько, чей, некто, сам, любой, кто-то.
Темы
Глагол как часть речи.
Место причастия и деепричастия в системе частей речи.
Упражнения
1. Сделайте морфологический разбор всех глаголов из предложений.
Время проходит.
Мне захотелось вас заставить рассказать что-нибудь.
Без тебя я не добрался бы до города и замерз на дороге.
2. Выпишите из предложений причастия и деепричастия, отметьте их морфологические признаки, определите, от каких глаголов они образованы и с помощью каких суффиксов.
2. Растение ц_кламен, стрекотание ц_кад, античная ц_вилизация, ц_кл гуманитарных наук, под действием ц_клона, выступает ц_рк, светящийся ц_ферблат, ц_гейковое пальто.
У алле_, к площад_, к галере_, вашему племен_, в молчани_, в подполь_, о сбру_, об ине_, о безвремень_, о времен_; зеленеющи_ луга, палящ_го солнца, бунтующ_е море, запахло вечерн_й сыростью, виднеющ_еся село, пахнущ_го сеном, улыбающ_муся ребенку, строящ_мися домами, о возводивш_хся плотинах, вонзающ_мся клинком.
2. Просклоняйте (изменяйте по падежам) числительные:
двести (рублей), обе (планеты), четверо (друзей), шестьсот восемьдесят пять (метров), две трети (площади), тысяча девятьсот сорок пятый (год), пятидесятитысячный (житель).
1. Перепишите, раскрывая скобки, частицу не пишите слитно или раздельно:
(не)истовый, говорить (не)всерьез, (не)(за)чем ехать, (не)молодой человек, (не)подходящий для меня костюм, (не)готов к зачету, (не)взирая на обстоятельства, пример (не)решен, сказал (не)громко, обещания (не)сдержал, (не)обыкновенный, а диковинный; (не)крашенный снаружи, (не)приветлив ни с кем, поступить (не)обдуманно, (не)способность к труду, (не)встретив друга.
2. Перепишите, вставьте пропущенные е или и.
Это был н_кто иной, как мой товарищ. Кругом чистота, нигде н_ пылинки. Н_ раз мы были на выставке. Кто книгу н_ читал, всем она понравилась. Он н_ болен. Ребята шли быстро, не отставая н_ на шаг от взрослых. Из строя он не уходил, пока н_ иссякли силы. Широта его интересов н_ могла н_ изумлять меня. Чем он только н_ занимался! Альпинисты усиленно готовились к походу, и н_что иное их н_ занимало.
(За)тем домом разбит сквер. (На)завтра ты уже забудешь об этой неприятности. (По)утру можно судить о том, какой будет день. Истина необходима человеку (так)же, как трезвый поводырь. Я пришел, что(бы) поговорить с вами о деле. Секунду он молчал, мать смотрела на него то(же) молча. Что(бы) мне почитать? Я учусь, брат то(же) учится.
Тема
Орфография (повторение).
Упражнение
Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы, раскрывая скобки.
(Не)прож_вал б_фштекс, изв_нение (не)ум_ляло его достоинства, разг_рается рас_вет, с_ежился от пр_к_сновения, пром_кнуть бронзовым (пресс)папье, зар_сли трос_ника, шел, (не)оп_раясь на палку; зан_мательно рас_каз_вал, стены домов (как)будто опутан_ы реш_тками, пугающие ш_рохи, молоч_ная изморо_ь рас_пис_вает узоры, на ст_ндах стояли новые мод_ли сам_летов, пол_жил бума_ку в карман, вкус_ная медовая коври_ка, огонек (чуть)чуть бре_жит, зал насторожен_о безмол_ствовал, День (К,к)онституции, (Т,т)ретьяковская гал_рея, раз_яренная толпа, сер_езно увлеч_ся, он учит_ся катат_ся на коньках, бе_жизнен_ый взгляд, бе_следное и_чезновение, пр_д_ставить отпуск, обнаж_н_ые сучья дерев_ев, пришел приказ_ик, о рыбач_м поселке, веснушч_тый нос, чудес_ный безветрен_ый день, (девяност_)летний ст_рожил, (пол)килограм_а огурцов, (высоко)художественное произведение, (химико)фармацевтический кол_едж, (ни)кто и (ни)что его (не)тревожило, пр_одол_вал трудности, (не)прекращающ_мся потоком, бор_щиеся за счастье люди, покл_нился флагу, колыш_щ_муся на ветру, заплакан_ое лицо, обл_ка рас_еян_ы ветром, белен_ая хата, отл_жили от_езд (на)завтра, (на)завтра отправились в путь, испугат_ся (на)смерть, сделать (по)твоему, он так(же), как и я, учился в музыкальном училище, (не)принято гулять в сырую погоду, (не)обязан доклад_вать.
Темы
Словосочетание как единица синтаксиса. Типы связи слов в словосочетаниях.
Предложения как основная единица синтаксиса. Грамматическая основа предложения.
Простое и сложное предложение.
Упражнения
1. Определите вид связи слов в словосочетаниях: подъехали к крепости, наша артиллерия, боязнь ошибиться, в двух шагах, уважение к старикам, жажда славы, шел спотыкаясь.
2. Определите вид предложения по наличию главного члена.
Так забудь же про свою тревогу, не грусти так шибко обо мне.
Уже второй раз на колокольне били в колокола.
Взгляну на дом, на этот сад.
Колокольным звоном болезни не лечат.
Между тем на дороге совсем стемнело.
Нам теперь стоять в ремонте.
Темнота и огни впереди.
3. Выпишите сначала простые предложения, затем сложные, подчеркните главные члены.
Что не понятно, то и есть чудо.
Светало, когда я возвращался домой по главной улице.
Яркий, почти солнечный свет мешается с клубами черного дыма.
Перед тем как поступать в военное училище, Аркаша тяжело заболел.
По платформе бегали взад и вперед, несмотря на жгучий мороз, фигуры людей в полушубках по колено.
Ехать ночью, пожалуй, было опасно, если бы не гнала крайняя нужда.
Вот случай, о котором в свое время говорила вся Москва.
Губы то ли от черники, то ль от холода черны.
Пароход стал двигаться осторожнее из боязни натолкнуться на мель.
Вещь, которая сделана из железа, ошибочно кажется более понятной нам, чем сама железная руда.
Темы
Главные и второстепенные члены предложения.
Синтаксический разбор предложения.
Упражнения
1. Рассмотрите предложения. Выделите главные и второстепенные члены предложения.
Встреча с попутчиками радовала его и бодрила.
Сторож Лука вечно борется с желанием сбегать к жене и брату в деревню.
Огромная чаша из горных склонов, открывавшаяся ему, была переполнена прозрачным воздухом, свежестью, светом.
У короля была красавица дочь, принцесса Изольда.
Грустные крики их подолгу раздаются над равниной.
У нее есть время приготовить обед и отдохнуть.
Оглянулся последний раз на красно-зеленые огни, поворачиваюсь к жуткой темени леса, потом гляжу на яркие, мигающие звезды и иду к костру.
Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу.
К счастью, тайна так и осталась тайной.
И было непривычно, что в кухне тихо.
2. Сделайте синтаксический разбор предложений.
В чернолесье запахло отмокающей землей и набухшими почками.
Григорий Иванович вспомнил свое обещание и старался не показать и виду удивления; но шалость его дочери казалась ему так забавна, что он едва мог удержаться.
Темы
Тире между подлежащим и сказуемым.
Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах.
Упражнения
1. Перепишите; где нужно, ставьте тире.
Слово полководец человеческой мысли. Твое дело табак. Заря как пожар на снегу. Грустить о прошлом скучная работа. Пустыня это желтое и голубое.
2. Перепишите, расставьте знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Красные махровые маки зацвели в степи. Девушка в розовой кофте и желтых туфлях на босу ногу была крупная полная русая с темными глазами. Длинные прямые русые волосы не слушались его. Далеко гулы повторяют и рев и треск и шум и гром. Хоть мал огонек да все-таки светит. Эта местность называлась Ямской слободой или просто Ямской. Мы пришли на стадион и взяли мяч и сетку. В горах найдены цветные металлы медь цинк марганец. И этот феерический меняющийся отсвет и ночная муть и ветер и гул машин и суета людей все смешалось в одну картину. Все улицы площади парки было празднично украшено.
Тема
Обособленные члены предложения.
Упражнения
1. Перепишите, расставляя знаки препинания.
В нежном блеске утренней зари даль моря спокойно дремала отражая перламутровые облака. Состоящие из дуба леса называют дубравами. Тишина тягучая и властная снова овладела лесом. Взволнованные счастливые они стали пожимать руки и поздравлять друг друга. Нас встретил молодой парень лет двадцати высокий красивый. Он человек упорный добился успеха. Он известен как способный студент. Иванову как способному химику предложили работу в научно-исследовательском институте. Он довольно хорошо даже с каким-то особенным произношением говорил по-русски. Наша собака по кличке Лада была вся черная и курчавая. Я несколько раз просыпался ночью боясь проспать утро и в шестом часу уже был на ногах. Он замерз а немного пробежавшись согрелся. До двух часов должны были идти не прерываясь. Все лето исключая непогожие дни я прожил в саду. Эта комната окнами на запад и на север занимала чуть ли не половину всего дома. В старом фруктовом саду нехотя слабым голосом пела иволга должно быть тоже старушка.
Тема
Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями.
Упражнения
1. Перепишите, расставляя знаки препинания.
Внизу под глинистым обрывом поблескивало Азовское море. Прекрасны вы поля земли родной. К счастью болезнь моя была непродолжительна. Эй завяжи на память узелок. О нет вы еще мало знаете меня. Море казалось суровым. Наконец работа завершена. Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан. Должно быть за пеленой облаков взошла луна. Очевидно общение с детьми развивает в человеке многие добрые свойства. Там в вышине уже светило летнее солнце. Кот несся за нами на трех лапах а четвертой передней лапой бил петуха по спине.
Темы
Сложное предложение и его виды.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Упражнения
1. Выпишите из текста сложные предложения. Докажите, что эти предложения сложные.
Была уже полночь. Направо видно было все село, длинная улица тянулась далеко, верст на пять. Все было погружено в тихий, глубокий сон. Даже не верится, что в природе может быть так тихо. Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с ее избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо. И кажется, что и звезды смотрят ласково и с умилением, что зла уже нет на земле и все благополучно. Налево с края села начиналось поле, оно было видно далеко, до горизонта, и во всю ширь этого поля тоже ни движения, ни звука.
2. В сложносочиненных предложениях выделите грамматические основы, расставьте знаки препинания.
Не только дети должны понимать отцов но и отцы детей.
Становилось жарко и я поспешил домой.
Ни о чем не хочется думать или бродят мысли и воспоминания неясные как сон.
Легли опять спать генералы да не спится им натощак.
Темы
Сложноподчиненные предложения. Типы придаточных.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Упражнения
1. Рассмотрите предложения. Подчеркните главные и второстепенные члены. Расставьте знаки препинания. Определите тип придаточных.
Когда останавливаются ночью часы в спальне перестает стучать маятник это будит сонного.
Я совершенно уверен что у этого лорда есть что-то очень смешное чего он стыдится что тайно мучает его и отчего он так злобно пишет свои книги.
Вскоре я познакомился с еще одним поэтом-самоучкой как их тогда называли.
Все лошади едва держались на ногах что было видно любому глазу.
Если надо родиться поэтом то надо родиться народным чтоб выразить своею личностью характеристические свойства своих соотечественников.
Капитан мигнул Грушницкому и тот думая что я трушу принял гордый вид хотя до сей минуты тусклая бледность покрывала его щеки.
Темы
Бессоюзное сложное предложение. Двоеточие и тире между частями сложного предложения.
Знаки препинания в сложном предложении (обобщение).
Упражнения
1. Перепишите, ставя двоеточие или тире между частями сложного предложения.
Со всегдашней своей настороженностью он прислушался: за стенами стояла тишина, неспешно проковылял дневальный мимо двери, брякнул кружкой. У директора стало легче на сердце: строгий порядок, царивший в его владениях, утешил его. От солнца бегать света не видать. Камень бросили в воду брызги разлетелись во все стороны. Шофер включил третью скорость машина рванулась на шоссе. Жена сочувственно вздохнула ей было жалко мужа, ушедшего из дома на рассвете и так поздно вернувшегося. Все вдруг смолкли и подняли головы из-за избы показался сосед, высокий белобрысый малый Гриша. Тьма света не любит злой доброго не терпит. Останавливаться было нельзя ноги засасывало и следы наливались водой.
2. Спишите, расставляя, где следует, знаки препинания.
Солнце стояло в зените и яркие лучи невыносимо жгли мне тело. Последние звезды тихо погасли и небо совсем просветлело когда группа разведчиков подошла к указанному в приказе пункту. Где будет концерт и кто из артистов выступит? Упал и встал как ни в чем не бывало. Ветер дул порывами и с такой силой что стоять на ногах было почти невозможно. До самой смерти пока бьется сердце ни минуты не стоять на месте и все время двигаться вперед. Уже более трех часов прошло с тех пор как я присоединился к мальчикам. Как ни старались мы в этот день добраться до самой высокой горы нам сделать это не удалось. Манилов все время сидел и курил трубку что тянулось до самого вечера. У костра остался проводник который пока путешественники охотились приготовил ужин. Сегодня я освобожусь рано и если будет хорошая погода мы поедем за город.
Темы
Предложения с прямой речью.
Прямая и косвенная речь.
Стилистическое построение предложений.
Упражнения
1. Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью. Замените прямую речь косвенной.
Мужчина наклонился к мальчику и сказал поздоровайся с дядей сынок.
Простите меня Вера Павловна попросил Лопухов входя в ее комнату простите меня что я был дерзок.
2. Исправьте стилистические ошибки в предложениях.
Татьяну не увлекали даже такие детские забавы, как куклы и игрушки.
Не рассчитывая попасть на поезд, было решено заночевать в лесу.
Собравшись на прогулку в березовую рощу, мы надеемся набрать белых грибов.
Тема
Стиль и тип речи.
Упражнения
Определите стиль и тип речи каждого текста.
1. 30-летие полета человека на Луну НАСА решило отпраздновать очередным запуском многоразового корабля «Колумбия» с пятью астронавтами на борту. Командовать ими впервые будет женщина – полковник американских ВВС 42-летняя Эйлин Коллинс. Главная цель полета – выпустить на орбиту уникальную обсерваторию «Чандра». Управляемый собственными ракетными двигателями телескоп будет регистрировать излучение Вселенной.
2. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли как две сплошные стены, образуя мрачную, красивую аллею.
Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно, до духоты, пахло хвоей.
3. О каждом теле можно сказать, что оно в любой момент времени занимает определенное положение в пространстве. Если положение тела в пространстве с течением времени изменяется, то тело движется. Таким образом, движением тела называется изменение его положения в пространстве с течением времени.
Тема
Повторение.
Упражнение
Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы, поставьте нужные знаки препинания.
Вдруг (с)боку налетает гроза. Могучий дождь душит землю и радос_но соед_няется с ней быстро нам_кают люди, набрасывают на себя рогожки, пряч_тся под телеги. В ч_рных тучах (на)верху обн_жается огнен_ая змея слепящий удар разрывает воздух; (из)далека с почерневшей земли исходит сладкий запах. Ветер трепл_т красные цветы.
Через (пол)часа тучи уже нет облака грудами в золотистом цвете кудрявятся и плывут. Алмазные капли прорезывают (с)верху (в)низ воздух и божествен_ая радуга висит на небе. Дома у забора (жемчужно)белый ж_смин цветет растрепан_ыми шапками. Вечер бл_стает. Из(под) кухни выск_чил галопом кофейный пес Каштан.
На другой день перед вечером небо прозрачно. Утихли ветры и в облаках любовь и благозвучие.