Автор: Хорошевская Ольга Анатольевна
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств № 8 г. Ульяновск
Краткое описание работы: Связь искусств помогает воспринять целостно время эпоху и усиливает интерес  не только к литературе, но и к музыке.

Дата публикации: «Русская история в творчестве русских композиторов» Связь искусств помогает воспринять целостно время эпоху и усиливает интерес  не только к литературе, но и к музыке.
Просмотреть свитедельство о публикации

kojb2

«Русская история в творчестве русских композиторов»

Невиданного развития достигает русская музыкальная культура в 60-70х годах прошлого века. Музыка тесно соприкасалась с литературой и изобразительным искусством. Литература была представлена именами Тургенева, Достоевского, Толстого и других писателей. Характеризуя  русскую литературу, Горький говорил, что в «России каждый писатель был воистину и резко индивидуален, но всех объединяло одно упорное стремление – понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе ее народа, об ее роли на земле». Эти слова могут быть отнесены и к русской музыке этого периода.

         Причина подъема всех сил русского общества и роста его национального самосознания коренилась в том, что Россия вступила в новый период своего политического развития. Девизом всего передового искусства становится правда и народность. Русские музыканты стремятся правдиво показать в своих произведениях страдания униженного народа, его надежды, борьбу за лучшее будущее. Они критикуют произвол и насилие, воспевают красоту и богатство души простого русского человека.

         В этот период особенно возрастает интерес к истории, к прошлому страны, создавалось много произведений на исторические темы. Композиторы  того периода обращались к различным музыкальным жанрам. Оперное искусство представлено такими операми: «Борис Годунов», «Хованщина» М. Мусоргского, «Псковитянка» Н. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. Бородина.

Произведения  А. С. Пушкина чаще всего привлекали внимание русских композиторов. Драма  Пушкина «Борис Годунов» легла в основу оперы, написанную М. Мусоргским. Основная идея оперы, как и пьесы Пушкина – это конфликт между преступным  царем Борисом и народом. Композитор сосредоточил свое внимание на раскрытии основного замысла: столкновение царя и народа. «Борис Годунов»- великое произведение русской музыки. Она поражает не только чуткостью проникновения в обстановку далекой исторической эпохи конца 16 и начала 17 веков, но и глубокой современностью революционно-демократической идеи борьбы народа с царизмом.

А. П. Бородин вошел в историю как композитор, химик – ученый, педагог и общественный деятель. Необычайная целостность творчества Бородина связана с тем, что через все его основные произведения проходит одна ведущая мысль – о богатырской мощи, скрытой в русском народе. Любимые герои  Бородина – защитники родной страны. Это реальные исторические деятели (как в опере» Князь Игорь») или легендарные русские богатыри.

В основу оперы положен  сюжет замечательного памятника древнерусской культуры – » Слово о полку Игореве», написанного в 12 веке. «Слово» рассказывает о неудачном походе отважного князя Игоря против половцев. Автор «Слова» призывал русских князей к объединению, и в этой патриотической направленности его произведения заключалась  огромная прогрессивная роль.

         «Князь Игорь» – лирико-эпическая опера. Музыка оперы основана на интонациях народных песен – русских и восточных. В опере прославляется  героический дух народа, его стойкость, патриотизм, душевная красота.

         М.И. Глинка – основоположник русской классической оперы. Его часто называют «Пушкиным русской музыки». Талант Глинки созревал в период высокого подъема русской культуры. Современник событий  Отечественной войны 1812 года. Подъем патриотических чувств и национального сознания, какой породила в русском обществе победа над Наполеоном, сыграл огромную роль в его формировании как гражданина и художника. Здесь – истоки патриотической героики» Ивана Сусанина». Народ – главный герой творчества Глинки, а народная песня – основа его музыки.

Опера» Иван Сусанин» – первый в истории мировой музыки образец героической народной драмы.  В основу оперы положено действительное историческое событие — патриотический подвиг крестьянина села Доминино, близ Костромы, Ивана Осиповича Сусанина, совершенный в начале 1613 года. Сусанин отдал жизнь ради победы своей родины над врагом. Его подвиг высоко ценили лучшие люди в России. Конфликт между русским народом и иноземными захватчиками выявляется не только в сюжете оперы, но прежде всего в ее музыке. Музыкальные характеристики главных героев противоположны во всех отношениях. Глинка проявляет высокое уважение к национальной культуре другой страны, показывает красочность, мелодическое своеобразие и ритмическое богатство польской  музыки. Положительных героев, композитор наделяет теплыми распевными вокальными мелодиями, способными передать все богатство человеческих чувств. А врагов лишает таких мелодий и характеризует их почти исключительно оркестровой музыкой или же – в хорах – темами инструментального типа.

Создание «Ивана Сусанина» явилось поворотным пунктом в развитии русского оперного искусства.

Связь искусств помогает воспринять целостно время эпоху и усиливает интерес  не только к литературе, но и к музыке.

 

Литература

1. Асафьев Б. Об опере.

2. Сохор А. Русская музыкальная культура.

3. Головинский Р. «Князь Игорь» А. Бородина.

4. Запорожец Н. » Борис Годунов».

5. Ширинян.Р. Оперная драматургия.