На современном этапе развития человечества проблема безопасности на дороге приобрела особую остроту в связи с возрастающей диспропорцией между приростом числа автомобилей и крайне слабой культурой безопасности и дисциплиной участников дорожного движения.
Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.
Успех профилактики дорожно-транспортных происшествий во многом зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности взрослых.
Актуальность проблемы на социальном уровне обусловлена потребностью современного общества не только воспитать грамотного пешехода, готового соблюдать Правила дорожного движения, но и научить будущего водителя заботиться о своем здоровье и здоровье других людей.
Обучая детей и подростков правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить и как это сделать более эффективно.
Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является моделирование дорожных ситуаций, которые содержат в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации [2].
Важно учитывать специальные условия реализации моделирования дорожных ситуаций:
· использование макета обстановки;
· введение значимой мотивации деятельности;
· «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности;
· поддержание адекватного эмоционального фона [1].
Моделирование дает возможность изучить процесс до его осуществления, при этом становится возможным выявление отрицательных последствий и их предотвращение или ослабление до реального проявления [3;4]. Суть моделирующей ситуации состоит в том, что ребята ставятся в условия, приближенные к реальности. Они берут на себя различные роли, «переживают» ситуацию, что позволяет рассмотреть ситуацию с разных позиций.
Основываясь на возрастных и психофизиологических особенностях старшеклассников, коллективом педагогов лаборатории «Центр безопасности дорожного движения» г. Красноярска разработана ролевая игра «Суд» в качестве эффективного способа профилактики дорожно-транспортного травматизма.
Данная игра позволяет не только моделировать различные жизненные ситуации, дает обучающимся возможность глубже понять изучаемые Правила, но и в активной диалоговой форме позволяет актуализировать уже имеющиеся у школьников знания Правил дорожного движения.
Организация игры «Суд» осуществляется по определенным правилам.
Игра имеет общую тему, которая известна ребятам. В нашем случае – это «Безопасность на дороге». Подтема может быть разнообразной, в зависимости от конкретного моделируемого случая, но условия должны быть актуальными и близкими к жизненной ситуации, проблеме. Примеры подтем: небезопасное поведение на дороге велосипедиста, пешехода, водителя автомобиля или автобуса, мотоциклиста, нарушения правил личной безопасности пассажира, правонарушения в области дорожного движения и т.д.
Перед началом игры зачитывается ситуационная задача, затем оглашаются и раздаются роли. Обязательными участниками выступают обвиняемый и пострадавший (это могут быть велосипедист, пешеход, водитель и т.д. – в зависимости от предложенной ситуации). Также необходимыми участниками выступают:
свидетели дорожно-транспортного происшествия – раскрывают подробности ситуационной задачи;
адвокат – выступает в защиту обвиняемого;
прокурор – имеет доказательную информацию против обвиняемого;
судья – ведет «дело» и выносит вердикт.
секретарь – протоколирует заседание суда.
Игроки могут не иметь опыта для ее решения, но обладают базовыми знаниями, воображением и другими способностями. Общий для всей команды конечный результат – достижение цели, выработанное решение. Правильных решений может быть несколько. Возможность поиска разных путей для решения задачи заложено в условии.
Участники сами выбирают роли и модели поведения для успешного решения задачи. Интересная и достаточно сложная ситуационная задача побуждает к творческому поиску и применению знаний.
Количество участников может быть различное (в зависимости от условий задачи и предлагаемых ролей).
Этапы проведения игры:
I этап – подготовительный. На данном этапе происходит выявление проблемы, выбор подтемы и определение задач. А также выбор вида и формы игры, работа над игровой стратегией, подготовка материалов.
II этап – ввод участников в игровую ситуацию.
Нами отмечено, что тема суда над какими-либо дорожно-транспортными происшествиями вызывает интерес школьников. Далее происходит мобилизация участников, раздача ролей и объединение их в микрогруппы в зависимости от роли (адвокат, подсудимый, свидетель; прокурор, свидетель и т.д.).
При необходимости педагогами-модераторами игры производится индивидуальная работа с участниками игры по установленным правилам или без них. Это необходимо для того, чтобы каждый смог понять и проникнуться своей ролью.
III этап – непосредственно проигрывание ситуации.
Игра имитирует настоящее разбирательство дел в суде (только разбираются ситуации, связанные с дорожно-транспортными происшествиями). Обучающиеся выступают в роли судей, адвокатов, обвиняемых, прокуроров, свидетелей.
IV этап – выводы и подведение итогов.
Изначально обучающиеся выводы делают самостоятельно. Затем слово предоставляется эксперту (одному из педагогов), который высказывает свое мнение относительно сложившейся ситуации. Мнение обучающихся и эксперта не всегда совпадает, да и не должно совпадать.
Проведение подобной ролевой игры достаточно сложно, так как связано с большим количеством этапов и тщательной подготовкой. В ходе проведения игры участники определяют проблему, рассматривают и анализируют ситуацию, вырабатывают предложения по решению проблемы. Завершается работа обсуждением хода игры и пожеланиями.
Мы считаем, что ролевая игра «Суд» является эффективным методом для работы со школьниками среднего и старшего звена в качестве профилактики дорожно-транспортного травматизма, так как ребята эмоционально переживают то, что чувствуют нарушители, смотрят на ситуацию с различных сторон, дают оценку поступкам нарушителей, учатся делать выводы исходя из анализа дорожных ситуаций.
Моделирование и проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте.
Литература
- Авдеева Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н.Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб.: Детство-Пресс, 2002.
- 2. Болдырева Н. Г., Чеснокова В. И. Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций // Молодой ученый. — 2016. — №22. — С. 238-240.
- 3. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование / А.Н. Дахин. – М., 2001. – 173 с.
- 4. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога /А.П. Панфилова. – М.: Академия, 2006. – 366 с.
4