Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » География

Автор: Горбачев Юрий Николаевич
Учебное заведение: МБУДО "Центр дополнительного образования п. Омсукчан"
Краткое описание работы: актуальность и значимость приобретает образование и воспитание здорового поколения, способного жить и учиться, в веке образования, культуры, духовности, новых технологий. Чтобы жить, учиться и работать, добиться в жизни определенных высот, человек должен быть здоровым.

Дата публикации: 2017-11-09 Роль туристско-краеведческой деятельности в формировании здорового образа жизни обучающихся Горбачев Юрий Николаевич МБУДО "Центр дополнительного образования п. Омсукчан" актуальность и значимость приобретает образование и воспитание здорового поколения, способного жить и учиться, в веке образования, культуры, духовности, новых технологий. Чтобы жить, учиться и работать, добиться в жизни определенных высот, человек должен быть здоровым.
Пожалуйста, оцените работу!
(Голосов: 1, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Роль туристско-краеведческой деятельности в формировании здорового образа жизни обучающихся

В XXI веке особую актуальность и значимость приобретает образование и воспитание здорового поколения, способного жить и учиться, в веке образования, культуры, духовности, новых технологий. Чтобы жить, учиться и работать, добиться в жизни определенных высот, человек должен быть здоровым.

Как мы все знаем, здоровье является бесценным национальным богатством и достоянием общества. Укрепление здоровья населения, формирование здорового образа жизни становятся важнейшей задачей, решая которую, общество движется вперед к новым рубежам развития.

По моему глубокому убеждению, туризм является самой массовой формой активного отдыха и оздоровления, один из самых важных средств воспитания. Он характеризуется многими положительными свойствами. Во-первых, туристские маршруты выводят на свежий воздух. Туристический поход – это движение, физическая нагрузка, самым благотворным образом воздействующая на организма человека. Тренированный человек не так скоро утомляется, работоспособность у него всегда повышенная. Во-вторых, красота родной природы заставляют забыть о будничных делах и заботах, раскрепощают нервную систему.

Наконец, туризм является профилактикой бездуховности, эмоциональной бедности и различных правонарушений. Он решает проблему занятости детей, позволяет им рационально использовать свое свободное время, органически сочетать досуг с образовательной деятельностью.

О пользе туризма я знаю не понаслышке. Будучи еще ребенком начал увлекаться туризмом. Закалка, полученная в туристических походах помогает в моей профессии. В своей педагогической практике мною широко применяется туризм и не просто туризм, а с элементами изучения края. Мною совместно с педагогом Санниковой Н.А. разработана Программа краеведческих научно-исследовательских экспедиций по Омсукчанскому району Магаданской области, одним из приоритетных направлений которой является формирование здорового образа жизни.

Наш район имеет красивую погоду. Совершая пешие прогулки во время туристических походов по живописным местам Омсукчанского района, дети изучают историю и природу своего края, своей малой родины. Таким образом, сочетая в своей педагогической практике туристско-краеведческую деятельность я преследую следующие цели: воспитательная, оздоровительная и познавательная. 

Детско-юношеский туризм – это средство гармоничного развития подростка и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно-полезной деятельности, характерным структурным компонентом которого является поход, путешествие, экскурсия. Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен вес детям, каждому учащемуся. Мало того – он необходим каждой развивающей личности, ибо как сказал Гете: «Без странствий не создается ни одна индивидуальность».

У детско-юношеского туризма «трехгранный объект воздействия» – ум, душа и тело растущего человека. Туристическое путешествие непременно обогащает человека новой информацией, развивает его интеллект. Занятие туризмом и просвещением формирует и духовный облик человека, его характер, жизненные ориентиры, отношение к другим людям, к Родине, к природе, к труду.

Трудно переоценить и оздоровительное значение туризма. Что может быть естественнее движения, физического труда в природной среде!.. На туристических маршрутах закладываются основы здорового образа жизни, стремление к физическому совершенству.

Медики и педагоги отмечают, что здоровье современных школьников, в динамике с 1-го по 11 класс, в большинстве случаев является динамикой нездоровья, поскольку содержание учебных программ усложняется, а методика преподавания остается неизменной. Непосредственно знакомство детей с природой, историей и культурой Родины пробуждает желание внести и свою лепту в ее развитие и процветание, т.е. закладывает основы деятельного патриотизма, создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности – коллективизм, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка.

Детский туризм – великолепное, чудодейственное средство воспитания, основа основ трудолюбия.

Он также является действенным профилактическим средством девиантного поведения учащихся, проявляющегося в сегодняшних социально-экономических условиях России: наркоманией,  таксикоманией, алкоголизмом, драмоманией (заболевание, выражающемся в непреодолимо стремлении к бесцельной перемене мест, к бродяжничеству).

Поэтому педагогически правильное использование данного отклонения находит свое удовлетворение в активных занятиях туризмом. Важнейшая сторона туризма – оздоровление, поскольку большинство детей значительную часть времени проводят в закрытых помещениях. Мало бывают на свежем воздухе, мало двигаются. Поэтому даже однодневные походы являются эффективным средством оздоровления и профилактики заболеваний. Походы учащихся, экскурсии, проводимые на природе, разрывая напряженную учебную деятельность снимают нервное напряжение, дают заряд бодрости и энергии, позволяют работать в школе с творческим подъемом и хорошим настроением.

Хорошо известно мнение великого русского педагога К.Д. Ушинского, который писал: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день проведенный ребенком среди рощ и полей. Когда его головой овладевает какой-то упоительный туман, в теплой влаге, которого раскрывается его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бесознательно впитывать в себя мысли и зародыши, потоком льющейся из природы, что такой день стоит многих недель, проведенных на учебной скамье». Это можно отнести как духовной, так и физической оздоровительной сущности туризма.

Километры, преодолеваемые туристами с грузом на плечах, километры с их топографическим, физгеографическим, эстетическим и другим содержанием являются мощным развивающим фактором: движение по лесу, по горам, без троп тренирует опорно-двигательный аппарат и укрепляет характер. Важны и радостные впечатления, положительные эмоции. Обычно в походах дети не болеют. В домашней обстановке даже мокрые ноги вызывает температуру, а походе в бород по пояс ледяной воде не вызывает даже насморка. Условия похода не позволяют организму юного туриста расслабиться, мобилизует его.

Туристско-краеведческая деятельность обучающихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении формируются основные стороны воспитания (идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое), значительно расширяется кругозор обучающихся – идет интенсивное умственное развитие.

Воспитательный блок туристско-краеведческой деятельности является одним из самым важным, имеющих несколько направлений

– в области общественно-политического воспитания это развитие активной жизненной позиции, выработка навыков и привычек общественного поведения;

– в области трудового воспитания – эта выработка навыков самообслуживания, уважения к физическому труду, воспитания непримиримости к ленивости, умение выполнять порученное дело с наименьшими затратами;

– в области нравственного воспитания – это воспитание сознательной дисциплины, бережного отношения к общественной собственности, чувства дружбы, товарищества, единства слова и дела, коллективизма, культуры взаимоотношений между людьми, между коллективом и личностью, умение подчинять личные интересы общественным.

– в области физического воспитания – это укрепление здоровья участников походов путем преодоления трудностей, формирования здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье.

Как видим, задачи, которые решает в области воспитания туристско-краеведческая работа, весьма широка и разнообразна. И, пожалуй, самое главное – комплексность этих форм воспитания, их органическое единство и оптимальное сочетание в условиях путешествия, благодаря чему и достигается наивысший воспитательный и оздоровительный эффект.

Желающих заниматься туристско-краеведческой деятельностью становится все больше. Обучающиеся стали более выносливы, реже подвергаются различным заболеваниям. Родители довольны тем, что туризм решает проблему занятости детей, одобряют выбор своих детей, принимают участие в организации походов. Правильно организованное и проведенное туристское путешествие обеспечивает хороший отдых, физическое развитие и спортивное совершенствование ребят, расширяет кругозор, воспитывает коллективизм, любовь к природе, дисциплинированность, самостоятельность и инициативу.

Наиболее эффективным способом восстановления физических и духовных сил является активных отдых, который должен рассматриваться как одна из основных потребностей человека. Туризм и здоровье неотделим. Туристские путешествия не только способствуют физическому закаливанию организма, снимают усталость, укрепляют нервную систему, они все больше становятся настоятельной потребностью человека как активный, насыщенный физическими нагрузками отдых. Хочется еще раз отметить, что туризм – мощное средство профилактики различных заболеваний, в особенности сердечно-сосудистых, болезней нервной системы, органов дыхания, пищеварения. В настоящее время мы стали чаще использовать походы выходного дня в любое время года. Такой подход готовит обучающихся к более сложным путешествиям, отработки техники туризма, тренировки выносливости.

Таким образом, в походах по родному краю не только реализовываются воспитательные и образовательные цели, но и цель оздоровления и здорового образа жизни обучающихся.

Когда современная педагогика осознает важность физических движений для развития ума, тогда она получит в туризме новое, более мощное средство влияния на развитие учащегося.

 

Использованная литература:

1.Васильев И.В. Помощь организаторам и инструкторам туризма. – М.: Профиздат, 1993.

2.Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристский клуб школьников. Пособие для руководителя. –М., 2004.

3. Ривкин Е.Ю. Организация туристической работы со школьниками: практическое пособие. – М., 2001

4.Туристско-краеведческая образовательная и культурологическая деятельность в системе внешкольной работы // Дополнительные образовательные программы. – № 3.- 2012.

5.Туристско-краеведческая в системе дополнительного образования // Дополнительные образовательные программы. – № 5-6.- 2016.

 

 

 


Просмотреть свитедельство о публикации


География, Дидактические материалы, Дидактические материалы, Краеведение, Мастер-классы 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, 5 класс, Здоровый образ жизни, Патриотическое воспитание.

Post navigation

Программа «Школа здоровья»
Цветы из соломки

Краеведение

  • Конспекты уроков
  • Технологические карты
  • Контрольные и проверочные
  • Лабораторные и практические
  • Самостоятельные
  • Тесты
  • Олимпиадные задания
  • Викторины и игры
  • Внеклассные мероприятия
  • Рабочие программы
  • Поурочное планирование
  • Мастер-классы
  • Дидактические материалы
  • Презентации для уроков

География

  • Конспекты уроков
  • Технологические карты
  • Контрольные и проверочные
  • Лабораторные и практические
  • Самостоятельные
  • Тесты
  • Подготовка к ЕГЭ
  • Подготовка к ОГЭ
  • Олимпиадные задания
  • Викторины и игры
  • Внеклассные мероприятия
  • Рабочие программы
  • Поурочное планирование
  • Мастер-классы
  • Дидактические материалы
  • Презентации для уроков

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022