Роль родителей в формировании правильного произношения у дошкольников
Роль родителей в формировании правильного произношения у дошкольников. (СЛАЙД 1)
Уважаемые родители!
Перед нами, педагогами, и Вами стоит общая цель – формирование и развитие речи, коррекция речевых нарушений, подготовка детей к школе.
Приведя ребенка в логопедическую группу, Вы, конечно, ждете быстрого эффекта. Но т.к. в наш детский сад поступают дети с тяжелыми нарушениями речи, порой – неговорящие, то необходимо пройти долгий трудный путь совместной работы логопеда, всех педагогов, самого ребенка и родителей при обязательной систематической комплексной медикаментозной поддержке, чтобы добиться устойчивых положительных результатов.
Участие родителей в речевом развитии ребёнка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребёнком – неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устраняются от этой работы, то нарушается целостность педагогического процесса. В результате пострадает ребёнок.
Остановлюсь на том, что могут и должны сделать родители на каждом возрастном этапе, чтобы максимально помочь своему ребенку и, по большому счету, - себе, т.к. то, что не сформировано в дошкольном возрасте, на этапе школьного обучения затруднит формирование письменной речи, овладение устными предметами, а в итоге - может значительно ограничить подростка в выборе профессии.
На слайде представлены возрастные нормы развития речи. (СЛАЙД 2)
На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к трем годам довольно свободно объясняется с окружающими.
Если ребенок поступил во вторую младшую группу, и у него отсутствует речь, прежде всего родители должны обратиться к неврологу и, если нужно, - то и к ортопеду и сурдологу. В этом возрасте для правильного развития ребенка необходимо активное воздействие на него окружающих взрослых людей.
Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Этот самостоятельно добытый опыт имеет большое значение: будит любопытство и умственную активность. Родителям нужно оречевлять, т.е. сопровождать речью всю самостоятельную деятельность ребенка и Вашу совместную деятельность, передавая в речи все ощущения, чувства, эмоции. Нужно перестать понимать жесты и мимику ребенка, стимулируя его речевую активность в любых проявлениях. Совместно с педагогами формировать сенсорные эталоны, играть с ребенком в простые сюжетные игры, развивая при этом понимание речи и подражание Вашим действиям и речи (звукокомплексам). Необходимо рассматривать картинки, просить ребенка показывать, где кто, что делает, какой предмет, просить выполнить простые поручения. Развивать в играх слуховое внимание (научить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим пользоваться речью), речевое дыхание, общую, мелкую, артикуляционную моторику. В этом возрасте ребенок должен знать и показывать и называть предметы ближайшего окружения, бытовые действия, некоторые признаки, обобщающие слова («Одежда», «Игрушки», «Обувь», «Животные», «Птицы», «Посуда»). Петь ребенку народные детские песенки, потешки, прибаутки, которые побуждают подражать несложным звукосочетаниям, овладевать разными интонациями речи.
Большинство детей поступают в среднюю группу и посещает детский сад три года. И в этом случае перед началом обучения ребенок должен быть осмотрен неврологом и пройти курс лечения, и продолжать лечиться не менее двух раз в год в течение всего срока пребывания в ДОУ. При системной коррекционной работе у многих детей появляются звуки (свистящие, шипящие, Л, Ль и даже - Р), но в силу возрастных особенностей и незрелости определенных мозговых структур звуки не закрепляются в речи (хотя ребенок может отраженно проговаривать слоги, слова и даже фразы с этим звуком). К сожалению окружающих, речь ребенка не изменяется к лучшему, но логопедические занятия в средней группы очень важны для малыша. На этом этапе активно формируется мелкая и артикуляционная моторика, накапливается словарь, зарождаются грамматические категории и фразовая речь, развивается фонематический слух и восприятие. (СЛАЙД 3)
Именно в этот период активного формирования речевая функция особенно уязвима и ранима. Вы должны помнить, что в семье должна быть спокойная, доброжелательная обстановка, нельзя перегружать нервную систему ребенка, иначе может возникнуть заикание.
Формирование правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит под влиянием взрослых. Однако занятий с логопедом для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения недостаточно. Важно постоянно закреплять пройденный материал в детском саду и дома, а значит, необходима обязательная помощь родителей. (СЛАЙД 4, 5)
Правильное произношение может быть сформировано в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и «переключаемость» органов артикуляции: языка, губ, мягкого неба, маленького язычка, речевое дыхание, если он умеет владеть своим голосом.
Большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Язык- главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие дифференцированные, целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.
Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. (СЛАЙД 6)
Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение.
Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения произношения.
Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом (чтобы ребенок видел, что делает взрослый, и контролировал свои движения) ежедневно 2-3 раза в день по 5-7 минут как в детском саду, так и дома. (СЛАЙД 7)
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются исходя из правильной артикуляции звука и объединены в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю. То есть все то. Что необходимо для правильного образования звука. (СЛАЙД 8)
Артикуляционную гимнастику следует начинать с отработки основных движений и положений губ, языка. В зависимости от формы звукового нарушения употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. При выполнении упражнений родители обязаны следить за четкостью их выполнения, за умением плавно и быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения на другое, за умением удерживать артикуляционную позу в течение 3-7 секунд. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.
Памятка для родителей
«Правила проведения артикуляционной гимнастики»
1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут.
2. Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.
3. Необходимо добиваться четкого, плавного выполнения движений.
4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
5. Комплекс артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счет вновь подобранных логопедом упражнений.
6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 10 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики, параллельно с увеличением темпа движений.
7. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под стихотворное сопровождение.
(СЛАЙД 9, 10, 11)
Для формирования звукопроизношения у ребенка должно быть выработано правильное речевое дыхание, ведь некоторые звуки невозможно произнести без достаточно сильной воздушной струи. Этому способствуют разнообразные упражнения «Загони мяч в ворота», «Кто дальше прокатит мяч», «Бабочка, лети», «Фокус» и т.д. (предлагается выполнить родителям). Часто причиной затруднений постановки звуков является нарушение дыхания из-за наличия аденоидов разной степени. В этом случае ребенок дышит ртом, храпит во сне, его головной мозг не получает необходимого количества кислорода – питания, вследствие чего не развиваются психические процессы и у ребенка появляется вторичная задержка умственного развития, он плохо воспринимает учебный материал, становится утомляемым, истощаемым, значительно снижается работоспособность.
Еще одной причиной речевых нарушений являются натальные травмы ШОП (подвывихи шейных позвонков), вследствие которых нарушается кровоснабжение (питание) головного мозга и проводимость нервного импульса от мышц речевого аппарата к речевым центрам головного мозга. Устранение этой причины значительно облегчает и ускоряет коррекцию звукопроизношения и слоговой структуры слова.
Поэтому родителям необходимо прислушиваться к советам логопеда и во время устранять причины, которые мешают ребенку полноценно овладеть речью.
(СЛАЙД 12-15) Все Вы знаете о пользе пальчиковой гимнастики. Ученые пришли к выводу о том, что развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи детей. Обусловлено это тем, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того, психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивает внимание и память. Дома вы можете поиграть с ребенком в «Золушку». Смешайте в миске горох с фасолью и попросите разложить их в разные чашки. Задание можно усложнить: брать семена всеми пальцами или двумя (большим и указательным, большим и мизинцем). Мальчикам можно предложить разложить болты, гайки, девочкам- бусины.
Пальчиковые игры, сопровождаемые стихотворными текстами, развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.
Шнуровки, лепка, вырезание, нанизывание бус, обрывание, рвать и мять бумагу, разукрашивание, штриховка, мозаика, конструктор, массаж и самомассаж различными предметами – все это средства развития мелкой моторики пальцев рук.
(СЛАЙД 16 - 22) Очень важно для выработки четкого звукопроизношения иметь развитый фонематический слух, т.к. именно он позволяет ребенку контролировать собственную речь. Неумение вслушиваться в речь окружающих, в свою собственную часто является одной из причин неправильного звукопроизношения. Фонематический слух формируется у детей от четырех до пяти лет. Фонематический слух - это способность к анализу и синтезу речевых звуков. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное его произношение, а правильная артикуляция способствует лучшему фонематическому восприятию.
В старшей и подготовительной группе возрастают речевые возможности детей, усложняется программный материал, повышаются требования к речи детей. У детей начинают автоматизироваться поставленные звуки. Задача родителей – продолжать лечиться, выполнять артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику, закреплять поставленные звуки, проговаривая речевой материал, следить за речью ребенка во время игр, выполнения домашних заданий, добиваться правильного произношения звуко-слоговой структуры слов.
При формировании правильного звукопроизношения необходимо учитывать важность речевого окружения. Вредоносным фактором является быстрая, неразборчивая речь взрослого. Дети неосознанно перенимают некую неряшливость в общении, у них возникают трудности в усвоении звуко- слого-вой структуры слов, теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй речи, а именно - согласование слов в предложении. Если ребенок не может разобрать, услышанное, то и воспроизвести полноценно он это никогда не сможет. Поэтому родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома необходимо как можно больше читать сказок, загадывать загадки, петь различные песенки, учить стихи. На улице необходимо наблюдать за деревьями, людьми, явлениями природы, обязательно обсуждать это с ребенком.
Итак, можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи: (СЛАЙД 23)
- Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.
- Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)
- Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.
- Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.
- Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.
- Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.
- Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.
- Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка.
Конечно, соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых проблем. Но, стоит отметить, что их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и ребенку и родителю.
Спасибо за внимание! (СЛАЙД 24)