Роль общения в интернациональном воспитании детей
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период интернационального воспитания, так как впечатления детства глубоко влияют на все дальнейшее формирование человека. Интернациональное воспитание должно быть повседневным делом, планомерным и систематическим.
Предусматривая последовательность ознакомления детей с разными народами, необходимо первоначально формировать интернациональные чувства к народам нашей страны, ибо «тут все вопросы для детворы можно сделать более наглядными и близкими». Еще более конкретизируя это положение, можно сказать, что начинать интернациональное воспитание надо со знакомство детей с национальностью той республики, к которой они принадлежат сами.
Одним из важнейших средств интернационального воспитания являются непосредственное общение детей с людей, и в частности со сверстниками другой национальности.
Дружба между детьми разных национальностей не только дает возможность получать знания о быте, искусстве, культуре другого народа, но и обогащает их духовно.
Особенно благотворно влияет на развитие личности ребенка общение с детьми разных национальностей в условиях дошкольного учреждения. Формы общения могут быть различными: в быту, в процессе совместной деятельности (труд, игра, экскурсия и т.д.), общение разных по национальному составу детей, общение со взрослыми другой национальности в своем детском саду.
Формирование дружеских отношений к различным народам нашей страны надо начинать с самого доступного и понятного детям – воспитания чувства уважения к своим сверстникам, заботы по отношению друг к другу.
Если в группу детского сада приходит новичок, для которого русский язык был незнаком, педагог обращается к нему подчеркнуто внимательно. Доброжелательность взрослого положительно сказывается и на отношение детей к новенькому. Создавая необходимые условия для возникновения дружбы между детьми в группе, воспитатель вместе с тем дает самое общее представление о жизни нашей многонациональной страны.
Рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественных произведений расширяют знания дошкольников, пробуждают интерес к жизни других народов. Основой формирования уважения к различным национальностям является развитие интереса к профессии близких людей, и прежде всего родителей.
Воспитанию дружбы и сплоченности детского коллектива способствует ознакомление с родным городом, своей республикой. Здесь можно использовать различные формы работы: экскурсии, просмотр фильмов, открыток с видами достопримечательных мест. Полученные исторические и географические сведения возбуждают интерес детей, иногда даже объединяют их в каком-либо увлечении. Ознакомление только со своей страной не дает полного представления о других многонациональных государствах, поэтому детям нужно сообщать доступные их возрасту сведения о соседних странах. Здесь на первый план выступают такие средства, как литература, живопись, национальные игры и т. д.
Таким образом, интернациональное воспитание – многогранный процесс, постоянно усложняющийся с возрастом дошкольников. Среди различных средств интернационального воспитания особо эффективным является непосредственное общение с людьми, сверстниками других национальностей, что дает возможность практически выразить свою симпатию к конкретным представителям другой национальности – сверстникам и взрослым.