Автор: Аюпова Венера Ревкатовна
Учебное заведение: ЦРР МАДОУ №1 "Шатлык"
Краткое описание работы: Дети допускают грамматические ошибки в  словах. Мы, взрослые, должны объяснить ребёнку . как нужно правильно говорить. Но дошкольникам нужно разъяснять всё в игровой форме. Например: У кошки кто?- котёнок, а много как?- Обычно дети говорят неправильно- котики и т. д. У кошки-котята, исправляет взрослый и т.д.

Дата публикации: Роль дидактической игры в развитии речи ребёнка Дети допускают грамматические ошибки в  словах. Мы, взрослые, должны объяснить ребёнку . как нужно правильно говорить. Но дошкольникам нужно разъяснять всё в игровой форме. Например: У кошки кто?- котёнок, а много как?- Обычно дети говорят неправильно- котики и т. д. У кошки-котята, исправляет взрослый и т. д.
Просмотреть свитедельство о публикации

pres

Роль дидактической игры в развитии речи ребёнка

Грамматика имеет большое значение для формирования человека. Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. О пользе «игры со словами » для овладения словообразованием дошкольников говорили многие педагоги и психологи. Также они отмечают, что для более лёгкого и прочного запоминания нужной информации «игры со словами» используются с игровыми упражнениями. Формирование связной диалогической и монологической речи у дошкольников во многом зависит от того, насколько они владеют словообразованием, грамматическим строем и нормами родного языка. Поэтому необходимы эффективные средства развития словообразовательных умений у детей с нарушением речи, одним из них является дидактическая игра. Овладение способами словообразования – одна из сторон речевого развития детей.

В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребёнок должен узнать его механизм и научиться, им пользоваться.

Рассматривая, например, парные картинки (кошка и котёнок, мышь и мышонок) взрослый учит детей образованию названий  детёнышей с помощью суффиксов- онок, ёнок, формирует представление о том, что у кошки детёныш котёнок, у мышки- мышонок, у утки- утёнок, у медведицы- медвежонок, у лисы- лисёнок.

Можно поиграть в игру с картинками. Взрослый показывает картинку и говорит: « У меня котёнок, а  у тебя кто?» Ребёнок отвечает :  « А у меня котята».

В игре «Кто у кого?» (у лисы- лисята, а у ежа- ежата) детей учим употреблять названия животных и их детёнышей в именительном единственном и множественном числе, в игре «Кого не стало?»- употреблять названия животных в родительном падеже единственного   и множественного числа (не стало ежат, лисят, цыплят).

Обучение образованию названий посуды при помощи суффиксов проводится в дидактических играх (сахар- в  сахарнице, хлеб- в хлебнице и т.д.)

В употреблении частей речи у детей с нарушением речи можно отметить целый ряд особенностей:

— неправильное  употребление рода существительных (один яблок)

— дети рано усваивают число существительных, различают по числу, поэтому от существительных , имеющих только единственное число, они образуют  множественное число (много карандашов, много ежов).

Много ошибок делают в образовании родительного и винительного падежа множественного числа (без глазов, много мышов, много книгов, куклов).

Дидактическая игра – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ.

Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами, картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

В каждой дидактической игре чётко определяется правило. Например, в игре «Кто ушёл, и кто пришёл» закрепляется правильное употребление наименований животных и их детёнышей в именительном падеже, единственном  и  множественном числе. В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом и формой обучения детей дошкольного возраста и самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего развития личности ребёнка.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающего мира.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь и умение выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей самостоятельно составлять рассказы о предметах и явлениях. Многие дидактические игры формируют культурно-гигиенические навыки.

Настольно — печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению.  Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Также широко используются игры — лото, домино, игры типа «Лабиринт». Настольно- печатные игры по типу разрезных картинок,  складных кубиков, на которых изображённый предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания.

 

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Среди этих игр много народных, связанных потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создаётся эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатывается быстрота реакции, умение понимать юмор.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.