Автор: Елагина Марина Константиновна
Учебное заведение: ГБУ "Центр психолого-педагогической помощи семье и детям" г. Корсаков
Краткое описание работы: У детей и подростков эмоциональная нестабильность при завышенных нагрузках приводит к депрессивным состояниям. Депрессивные состояния в детском и подростковом возрасте проявляются не так, как у взрослых.  

Дата публикации: Родительское собрание «Профилактика депрессивных состояний детей и подростков» У детей и подростков эмоциональная нестабильность при завышенных нагрузках приводит к депрессивным состояниям. Депрессивные состояния в детском и подростковом возрасте проявляются не так, как у взрослых.   
Просмотреть свитедельство о публикации

download32

Родительское собрание «Профилактика депрессивных состояний детей и подростков»

            У детей и подростков эмоциональная нестабильность при завышенных нагрузках приводит к депрессивным состояниям.

            Депрессивные состояния в детском и подростковом возрасте проявляются не так, как у взрослых.

Признаки депрессии у детей:

— потеря свойственной детям энергии;

— внешние проявления печали;

— нарушения сна;

— ухудшение успеваемости;

— снижение интереса к общению со сверстниками;

— изменение аппетита или веса;

— страх неудачи;

— чувство неполноценности;

— чувство «заслуженной отвергнутости»;

— чрезмерная самокритичность;

— агрессивное поведение;

— соматические жалобы.

Признаки депрессии у подростков:

— печальное настроение;

— чувство скуки;

— чувство усталости;

— нарушение сна;

— соматические жалобы;

— неусидчивость, беспокойство;

— фиксация внимания на мелочах;

— чрезвычайная эмоциональность;

— замкнутость;

— рассеянность внимания;

— агрессивное поведение;

— демонстративное непослушание;

— склонность к бунту;

— злоупотребление алкоголем или наркотиками;

— плохая успеваемость;

— прогулы в школе. 

Особенно внимательно следует относиться к их сочетанию или существованию в течение длительного периода времени.

            Исследования, проведенные психологами среди учащихся 6-11 классов, выявили, что только 69 % подростков можно считать эмоционально устойчивыми. У них преобладают оптимистический взгляд на любые жизненные ситуации и стабильное настроение.

            Психоэмоциональное состояние подростков меняется с возрастом. В 6-7 классах эмоционально устойчивых детей около 74 %. В 8-9 классах количество их резко уменьшается (до 65 %). Это вероятнее связано с подростковым кризисом 13-14 лет. Именно в этот период подросток становится особо чувствительным к разным воздействиям со стороны окружения. А так как и тяжелых отклонений в данное время становится больше, то важно уметь замечать симптомы депрессии (могут привести к суицидальным попыткам).

            В 10 классах детей с устойчивой эмоциональной сферой становится больше – 71 %, а в 11 классах ситуация опять ухудшается. Среди всех 11-классников 12 % имеют стойкое существенное снижение эмоционального фона, что связано скорее всего с утомлением выпускников при подготовке к ЕГЭ и переходом в юношескую фазу со всеми проблемами юности.

            Время от времени каждый переживает состояние депрессии. Но существует разница в поведении ребенка, постоянно находящегося в депрессивном состоянии, и ребенка, у которого депрессия носит временный характер. Если ребенок находится в состоянии депрессии – это знак того, что его что-то беспокоит. Важно понять, что происходит. Если депрессия периодически повторяется, то вам и вашему ребенку необходима профессиональная помощь.

Предложения:

1. Будьте внимательны. Чаще задавайте ребенку вопросы типа: «Тебя что-то беспокоит? Ты можешь мне об этом рассказать?», «Я вижу, у тебя мрачное лицо. Могу я чем-нибудь помочь тебе?»

2. Иногда вы можете получить необходимую информацию от детей, задавая «глупые» вопросы или называя предполагаемую причину их плохого настроения: «Держу пари, что знаю, почему ты такой грустный – потому что я забыл тебя сегодня обнять», «Ты чувствуешь себя несчастным, потому, что я провел больше времени с твоей сестрой, чем с тобой, и ты хочешь, чтобы я пообщался с тобой подольше».

3. Оставайтесь открытыми. Не считайте, что знаете, отчего ваш ребенок несчастлив. Очень часто родители считают, что ребенок может быть несчастлив по тем же причинам, что и взрослый. Если в семье случился развод или смерть, родители могут подумать, что это является причиной угнетенного состояния ребенка. Когда они спрашивают у него, что его беспокоит, вместо ожидаемого ответа они могут услышать, что ему не с кем играть или что ему нужны деньги, чтобы купить какую-то особую одежду.

            Упреждающие меры во избежание будущих проблем:

1. Будьте всегда готовы выслушать вашего ребенка. Дайте ему понять, что он в любое время может рассчитывать на ваше внимание, поделиться своими тревогами и рассказать о своих чувствах. Отнеситесь к этому серьезно, не вышучивайте его, уважайте его чувства.

2. Гнев, обращенный внутрь, на себя, вызывает депрессию. Детям надо объяснить, что их реакция на некоторые вещи вполне естественна и может вызывать такие негативные чувства, как гнев, ненависть и т.д. Перестаньте их чрезмерно контролировать, уберите покровительственный тон, избавьте от слишком большого груза ответственности. Эти ситуации могут вызвать неуверенность, скрытый гнев.

3. Не принимайте чью-либо сторону в спорах и драках детей, не говорите, что один их них слишком беспокойный или плохой ребенок. У детей может появиться чувство безнадежности и беспомощности, они могут замкнуться в себе, если не ощутят поддержки взрослых.

            Жизненные навыки, которым могут научиться дети:

            Детям надо уяснить, что они могут рассказать взрослым все, что их беспокоит, и что всегда найдется кто-то, с кем они могут поговорить. Им не нужно стремиться все понять самим или сохранить все в секрете. Их надо научить адекватно выражать свой гнев, чтобы он не перешел в депрессию.

 

            

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.