Результаты владения речью преподавателей музыкальных дисциплин
Результаты владения речью преподавателей
музыкальных дисциплин
Является ли владение речью неотъемлемым качеством любого учителя? Конечно, ответ знают все. Цель преподавателя ДШИ: не только научить ребенка игре на каком-то музыкальном инструменте, но и воспитать духовно богатую личность. Эрудиция преподавателя включает в себя и культурные, и музыкальные, и исполнительские навыки и профессиональные педагогические умения.
В детском возрасте педагог оказывает огромное влияние на формирование личности маленького музыканта. Ведь то, что заложено в детстве, способно остаться на всю жизнь как в положительном, так и в отрицательном плане.
Для преподавателя ДШИ необходимы способности к подбору произведений для ученика с учетом его индивидуальных качеств, планированию урока, подачи учебного материала, который порождал бы интерес к этой специальности. Если новое задание преподаватель облекает в яркое слово, сам исполняет новое произведение на достаточно высоком уровне, воспитательный процесс будет основан на взаимопонимании между учителем и учеником. Важно пробудить эмоциональное отношение к новой музыке, способность продумывать свои занятия при домашней подготовке.
В сознании ученика откладывается не только пластика, мимика, яркий показ произведения, но и выразительная речь, способная помочь раскрыть замысел композитора. Не случайно все перечисленное служит решению коммуникативных задач на уроке специальности и ведет ребенка по пути духовного развития. Творческий контакт служит залогом успешного освоения заданной программы.
Речь преподавателя должна быть не только грамотной в стилистическом отношении, но и подчеркивать духовную направленность его общения с учеником. Не случайно эффективным воздействием на ребенка является живое слово учителя, которое имеет и эмоциональную окраску и смысловое значение, а не только выполняет коммуникативные задачи.
Не зря в русском языке существуют такие яркие средства выразительной речи, как метафоры, сравнения, эпитеты. Образная речь является направляющим фактором в мир фантазии ребенка. При помощи речи преподаватель проникает в его внутреннюю сущность и побуждает к творчеству. Образованность учителя, его подготовленность к профессиональной деятельности – вот от чего зависит эстетическое воспитание детей.
Культура общения, в том числе и культура речи, способствует освоению новых произведений, активизации творческих устремлений и навыков в игре на музыкальном инструменте.