Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Дошкольное образование

Автор: Тимофеева Анна Александровна
Учебное заведение: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Краткое описание работы: Данная работа описывает результаты пробации серии виртуальных экскурсий, направленных на формирование представлений дошольников о различных профессиях, которые существуют в мире. Благодаря осуществлению первичного и вторичных замеров, в работе можно наглядно увидеть результат эффективности серии виртуальных экскурсий.

Дата публикации: 2021-06-11 Результаты пробации серии виртуальных экскурсий как средство формирования представлений старших дошкольников о мире профессий Тимофеева Анна Александровна ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» Данная работа описывает результаты пробации серии виртуальных экскурсий, направленных на формирование представлений дошольников о различных профессиях, которые существуют в мире. Благодаря осуществлению первичного и вторичных замеров, в работе можно наглядно увидеть результат эффективности серии виртуальных экскурсий.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Результаты пробации серии виртуальных экскурсий как средство формирования представлений старших дошкольников о мире профессий

Скачать работу


Д. Пойа в своей работе «Задачи и теоремы анализа» описывает серию, как не просто собрание задач на одну тему, а их расположение должно побудить читателя к самостоятельной работе и привить ему навыки творческого мышления.

Идею обучения анализу с помощью серий задач впервые выдвинул венгерский математик Д. Пойа и реализовал ее, совместно с Г. Сеге.

И. Писаренко, анализируя и развивая исследования Д. Пойа и Г. Сеге, описывает серию, как порядок следования задач, в котором первая задача должна быть очень легкой для решения. И если ученик решил предыдущую задачу серии, он должен иметь возможность легко решить следующую задачу. Более сложные задачи серии предваряются задачами подготовительного и пояснительного характера и преподнесены в такой связи, что без особого труда могут быть осилены детьми самостоятельно. В правильно составленной серии большинство учащихся должно решить самостоятельно большую часть задач, лишь изредка прибегая к помощи преподавателя.

Таким образом, делаем вывод, что в серия – это объединение обучающего материала от простого к сложному таким образом, чтобы предыдущий материал давал возможность понимания последующего.

В дошкольном образовании к вопросу ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед). М.В. Крулехт и В.И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Многие педагоги, такие как Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.
Т.И. Бабаева и А.Г. Гогоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.

Согласно классификации экскурсий, предложенной Б.В. Емельяновым, все экскурсии подразделяются по следующим признакам:

  • по содержанию;
  • по составу участников;
  • по месту проведения; по способу передвижения;
  • по форме проведения.

По содержанию можно выделить следующие виды виртуальных экскурсий:

  • обзорные, где собраны элементы нескольких экскурсий, объединенных общей темой;
  • тематические, то есть экскурсии, раскрывающие определенные темы;
  • биографические - экскурсии, связанные с жизнью и биографией выдающихся людей.

Таким образом, опираясь на изложенное выше, серия виртуальных экскурсий составлена из обзорных, тематических и биографических экскурсий, которые знакомят детей сначала с профессиями, возникшими из потребности человека и профессиями ближайшего окружения, постепенно переходя к более незнакомым, но востребованным в современном мире профессиям.

Каждая виртуальная экскурсия обеспечивается методическим сопровождением. Методическое сопровождение состоит из пояснительной записки и конспекта проведения экскурсии.

Пояснительная записка содержит сведения следующего характера:

  • Тема экскурсии.
  • Целевая аудитория (конкретный возраст).
  • Цели экскурсии.
  • Задачи экскурсии.
  • Актуальность экскурсии и ожидаемые результаты.
  • Маршрут экскурсии.
  • Техническое и иное обеспечение экскурсии. Описание всего, что необходимо для демонстрации экскурсии (оборудование, программы и т.д.)
  • Рекомендации по использованию ресурса.

Конспект экскурсии содержит:

  • тема экскурсии.
  • цели экскурсии.
  • задачи экскурсии.
  • маршрут и структура экскурсии.

Виртуальные экскурсии выполнены в программе Microsoft PowerPoint –программе для создания и проведения презентаций с включением видеороликов и ссылок-переходов на Интернет-ресурсы.

Таким образом, серия виртуальных экскурсий как средство формирования представлений старших дошкольников о мире профессий представляет собой продукт, состоящий из печатного сопроводительного издания с конспектами проведения экскурсии и электронного приложения с виртуальными экскурсиями.

Печатное издание состоит из титульного листа, содержащего сведения об ответственности, заглавие и место издания серии.

В аннотации к изданию кратко описано содержание серии, актуальность, целевая аудитория и полезность серии.

В содержании указаны названия виртуальных экскурсий, вошедших в серию.

Электронное приложение представляет собой оптический диск. На упаковке диска указаны данные титульного листа, аннотации и содержания, как в печатном издании.

Таким образом, разработанная серия является актуальным и полезным образовательным ресурсом для использования в ранней профориентации дошкольников подготовительной группы ДОО. Использование серии виртуальных экскурсий как средства формирования представлений старших дошкольников о мире профессий позволит педагогам расширить диапазон изучаемых профессий, дать детям представление о современных профессиях, востребованных на рынке труда в разных уголках мира.

Оценка результативности реализации серии виртуальных экскурсий как средство формирования представлений старших дошкольников о мире профессий проводилась на базе МБДОУ ПГО «Чернышовский детский сад» в подготовительной к школе группе.

Для пробации серии виртуальных экскурсий как средство формирования представлений старших дошкольников о мире профессий была разработана программа пробации.

Цель программы пробации проекта заключается в оценке результативности разработанной серии виртуальных экскурсий как средство формирования представлений старших дошкольников о мире профессий.

Задачи программы пробации проекта:

  • Выявить уровень сформированности представлений дошкольников о мире профессий.
  • Создать условия использования виртуальных экскурсий, направленных на формирование представлений дошкольников о мире профессий, при организации основной образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» (раздел «Социальное окружение»), а также при прохождении материала в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
  • Организовать повторную диагностику уровня сформированности представлений дошкольников о мире профессий, сделать выводы о результативности разработанного сборника виртуальных экскурсии как средство формирования представлений дошкольников о мире профессий.

В диагностический инструментарий входят следующие компоненты:

  • детский опросник Л.В. Куцаковой «Профессиональная деятельность взрослых»;
  • детский опросник В.П. Кондрашова «Диагностика игровой деятельности» (игры профессионального характера);
  • карта экспертной оценки.

Уровень представлений определялся по критериям и показателям, выделенным нами на основе исследований В.И. Логиновой, А.Ю. Кузиной (таблица 1).

Таблица 1 - Критерии и показатели представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиональной деятельности взрослых

Критерии

Показатели

Избирательность

представлений

направленность интереса ребенка на профессии определенного профессионального кластера (предпосылки первичных профессиональных предпочтений)

Широта

представлений

наличие у ребенка представлений о профессиях различных кластеров («экономика», «строительство», «транспорт», «пищевые технологии», «безопасность», «образование», «услуги», «торговля», «сельское хозяйство», «природа», «творческие профессии», «медиа-кластер», «информационные технологии»)

Эмоциональность

представлений

положительная или нейтральная модальность представлений: эмоционально-положительное отношение ребенка к профессиональной деятельности взрослых, желание овладеть определенной профессией, бережное отношение к результатам труда, или равнодушие, отсутствие эмоциональных проявлений

Глубина

представлений

наличие у ребенка представлений не только о процессе, продукте, орудиях и атрибутах труда, но и понимание взаимосвязи в обществе различных профессий; наличие представлений о способах овладения профессией (обучение в колледже, университете, практика), о качествах, которыми должен обладать представитель той или иной профессии

Действенность

представлений

активность ребенка, направленная на познание профессий взрослых, а также желание реализовывать представления в собственной деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, познавательно-исследовательской)

Самостоятельность

представлений

демонстрация ребенком своих представлений о профессиональной деятельности взрослых без стимуляции со стороны взрослого, наличие инициативы в познании мира профессий

В пробации серии виртуальных экскурсий участвовали студент 4 курса по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, воспитанники подготовительной к школе группы МБДОУ ПГО Чернышовский детский сад, педагог МБДОУ ПГО Чернышовский детский сад, эксперты.

По результатам первой диагностик было выявлено следующее
(рисунок 1).

Рисунок 1 – Уровни представлений о профессиях у старших дошкольников МБДОУ ПГО «Чернышовский детский сад»

Низкий уровень выявлен у 7 детей, что составило 42 %.

Средний уровень представлений о профессиональной деятельности взрослых характеризовался эмоционально-положительным отношением ребенка к профессиональной деятельности взрослых, желанием овладеть определенной профессией. Однако ребенок затруднялся самостоятельно установить взаимосвязь различных профессий в обществе, рассказать о способах овладения профессией, о качествах, которыми должен обладать представитель той или иной профессии.

Средний уровень представлений выявлен у 8 детей, что составило 47%.

Высокий уровень представлений характеризовался наличием у ребенка выраженных первичных профессиональных предпочтений; достаточной широтой представлений о профессиях различных кластеров; эмоционально-положительным отношением ребенка к профессиональной деятельности взрослых, желанием овладеть определенной профессией. Ребенок самостоятельно демонстрировал понимание взаимосвязи различных профессий в обществе, рассказывал о необходимости профессионального образования для подготовки к профессиональной деятельности («Нужно хорошо учиться в школе, чтобы в институт потом поступить. Без этого на работу не возьмут»), о некоторых качествах, которыми должен обладать представитель той или иной профессии.

Высокий уровень представлений выявлен у 2 детей, что составило 11%.

Таким образом, необходимо использование новых подходов к формированию представлений старших дошкольников о мире профессий

В ходе пробации было проведено три виртуальных экскурсии из Серии виртуальных экскурсий как средство формирования представлений старших дошкольников о мире профессий. Экскурсии соответствовали теме ООП ДО и рабочей программе педагога подготовительной группы, а также подходу к ознакомлению с миром профессий: от ближнего окружения к более широкому кругу.

Для детей были проведены экскурсии в магазин цветов и рассказ о профессии флориста, экскурсия на строительство здания и знакомство со строительными профессиями, и экскурсия в армию и знакомство с военными профессиями.

Экскурсии организовывались в рамках ОД или совместной деятельности во второй половине дня.

После пробации виртуальных экскурсий из Серии виртуальных экскурсий как средство формирования представлений старших дошкольников о мире профессий была проведена повторная диагностика представлений старших дошкольников о мире профессий.

Результаты представлены на рисунке 2.

Рисунок 1 – Уровни представлений о профессиях у старших дошкольников МБДОУ ПГО «Чернышовский детский сад» (второй замер)

Средний уровень представлений выявлен у 9 детей, что составило 53%. Дети демонстрировали эмоционально-­положительное отношение к профессиональной деятельности взрослых, желание овладеть определенной профессией. Смогли самостоятельно рассказать о различных профессиях. При этом дети затруднялись самостоятельно установить взаимосвязь различных профессий в обществе, рассказать о способах овладения профессией, о качествах, которыми должен обладать представитель той или иной профессии.

Высокий уровень представлений выявлен у 8 детей, что составило 47 % У этих детей выражены первичные профессиональные предпочтения, широкие представления о профессиях. Дети демонстрируют эмоционально-положительное отношение к профессиональной деятельности взрослых, желание овладеть определенной профессией. Дети самостоятельно установили взаимосвязи различных профессий в обществе, рассказывали о необходимости профессионального образования для подготовки к профессиональной деятельности, о некоторых качествах, которыми должен обладать представитель той или иной профессии.

Таким образом, количество детей с высоким уровнем увеличилось на 35%.

Низкого уровня не выявлено.

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности разработанной Серии виртуальных экскурсий как средство формирования представлений старших дошкольников о мире профессий была проведена повторная диагностика представлений старших дошкольников о мире профессий и результативности ее использования в воспитательно-образовательном процессе ДОО.

Список литературы

  1. Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е.В. Александрова // Литература в школе. - 2016. - № 10. - С. 22.
  2. Детство. Комплексная образовательная программа дошкольного образования. ФГОС / Т.И. Бабаева и др. – М.: Детство-Пресс, 2019. –
    352 с.
  3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – Изд-е 2-е, перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2017. – 465 с.
  4. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емельянов. – М: Спорт, 2017. – 216 с.
  5. Козлова, С.А. Как познакомить ребенка с творческой деятельностью взрослого / С.А Козлова, О.В. Артамонова // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 11-12.
  6. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром. Учебник / С.А. Козлова, С.В. Кожокарь,
    Е. Шукшина, А.Ш. Шахманова. - М. : Инфра-М, 2016. - 146 с.
  7. Логинова В.И. К вопросу о программе ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых / В.И. Логинова. // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - СПб., 2016. - С.142- 153.
  8. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образо­вания. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336 c.
Просмотреть свитедельство о публикации


Дошкольное образование Виртуальные экскурсии, Профориентация.

Post navigation

Конспект внеурочного занятия на тему “Я и моя будущая профессия”
“Проявления нарушений в поведении приемного ребенка и методы их преодоления”
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022