Результаты пробации серии виртуальных экскурсий как средство формирования представлений старших дошкольников о мире профессий
Д. Пойа в своей работе «Задачи и теоремы анализа» описывает серию, как не просто собрание задач на одну тему, а их расположение должно побудить читателя к самостоятельной работе и привить ему навыки творческого мышления.
Идею обучения анализу с помощью серий задач впервые выдвинул венгерский математик Д. Пойа и реализовал ее, совместно с Г. Сеге.
И. Писаренко, анализируя и развивая исследования Д. Пойа и Г. Сеге, описывает серию, как порядок следования задач, в котором первая задача должна быть очень легкой для решения. И если ученик решил предыдущую задачу серии, он должен иметь возможность легко решить следующую задачу. Более сложные задачи серии предваряются задачами подготовительного и пояснительного характера и преподнесены в такой связи, что без особого труда могут быть осилены детьми самостоятельно. В правильно составленной серии большинство учащихся должно решить самостоятельно большую часть задач, лишь изредка прибегая к помощи преподавателя.
Таким образом, делаем вывод, что в серия – это объединение обучающего материала от простого к сложному таким образом, чтобы предыдущий материал давал возможность понимания последующего.
В дошкольном образовании к вопросу ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед). М.В. Крулехт и В.И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Многие педагоги, такие как Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.
Т.И. Бабаева и А.Г. Гогоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.
Согласно классификации экскурсий, предложенной Б.В. Емельяновым, все экскурсии подразделяются по следующим признакам:
- по содержанию;
- по составу участников;
- по месту проведения; по способу передвижения;
- по форме проведения.
По содержанию можно выделить следующие виды виртуальных экскурсий:
- обзорные, где собраны элементы нескольких экскурсий, объединенных общей темой;
- тематические, то есть экскурсии, раскрывающие определенные темы;
- биографические - экскурсии, связанные с жизнью и биографией выдающихся людей.
Таким образом, опираясь на изложенное выше, серия виртуальных экскурсий составлена из обзорных, тематических и биографических экскурсий, которые знакомят детей сначала с профессиями, возникшими из потребности человека и профессиями ближайшего окружения, постепенно переходя к более незнакомым, но востребованным в современном мире профессиям.
Каждая виртуальная экскурсия обеспечивается методическим сопровождением. Методическое сопровождение состоит из пояснительной записки и конспекта проведения экскурсии.
Пояснительная записка содержит сведения следующего характера:
- Тема экскурсии.
- Целевая аудитория (конкретный возраст).
- Цели экскурсии.
- Задачи экскурсии.
- Актуальность экскурсии и ожидаемые результаты.
- Маршрут экскурсии.
- Техническое и иное обеспечение экскурсии. Описание всего, что необходимо для демонстрации экскурсии (оборудование, программы и т.д.)
- Рекомендации по использованию ресурса.
Конспект экскурсии содержит:
- тема экскурсии.
- цели экскурсии.
- задачи экскурсии.
- маршрут и структура экскурсии.
Виртуальные экскурсии выполнены в программе Microsoft PowerPoint –программе для создания и проведения презентаций с включением видеороликов и ссылок-переходов на Интернет-ресурсы.
Таким образом, серия виртуальных экскурсий как средство формирования представлений старших дошкольников о мире профессий представляет собой продукт, состоящий из печатного сопроводительного издания с конспектами проведения экскурсии и электронного приложения с виртуальными экскурсиями.
Печатное издание состоит из титульного листа, содержащего сведения об ответственности, заглавие и место издания серии.
В аннотации к изданию кратко описано содержание серии, актуальность, целевая аудитория и полезность серии.
В содержании указаны названия виртуальных экскурсий, вошедших в серию.
Электронное приложение представляет собой оптический диск. На упаковке диска указаны данные титульного листа, аннотации и содержания, как в печатном издании.
Таким образом, разработанная серия является актуальным и полезным образовательным ресурсом для использования в ранней профориентации дошкольников подготовительной группы ДОО. Использование серии виртуальных экскурсий как средства формирования представлений старших дошкольников о мире профессий позволит педагогам расширить диапазон изучаемых профессий, дать детям представление о современных профессиях, востребованных на рынке труда в разных уголках мира.
Оценка результативности реализации серии виртуальных экскурсий как средство формирования представлений старших дошкольников о мире профессий проводилась на базе МБДОУ ПГО «Чернышовский детский сад» в подготовительной к школе группе.
Для пробации серии виртуальных экскурсий как средство формирования представлений старших дошкольников о мире профессий была разработана программа пробации.
Цель программы пробации проекта заключается в оценке результативности разработанной серии виртуальных экскурсий как средство формирования представлений старших дошкольников о мире профессий.
Задачи программы пробации проекта:
- Выявить уровень сформированности представлений дошкольников о мире профессий.
- Создать условия использования виртуальных экскурсий, направленных на формирование представлений дошкольников о мире профессий, при организации основной образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» (раздел «Социальное окружение»), а также при прохождении материала в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
- Организовать повторную диагностику уровня сформированности представлений дошкольников о мире профессий, сделать выводы о результативности разработанного сборника виртуальных экскурсии как средство формирования представлений дошкольников о мире профессий.
В диагностический инструментарий входят следующие компоненты:
- детский опросник Л.В. Куцаковой «Профессиональная деятельность взрослых»;
- детский опросник В.П. Кондрашова «Диагностика игровой деятельности» (игры профессионального характера);
- карта экспертной оценки.
Уровень представлений определялся по критериям и показателям, выделенным нами на основе исследований В.И. Логиновой, А.Ю. Кузиной (таблица 1).
Таблица 1 - Критерии и показатели представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиональной деятельности взрослых
Критерии | Показатели |
Избирательность представлений | направленность интереса ребенка на профессии определенного профессионального кластера (предпосылки первичных профессиональных предпочтений) |
Широта представлений | наличие у ребенка представлений о профессиях различных кластеров («экономика», «строительство», «транспорт», «пищевые технологии», «безопасность», «образование», «услуги», «торговля», «сельское хозяйство», «природа», «творческие профессии», «медиа-кластер», «информационные технологии») |
Эмоциональность представлений | положительная или нейтральная модальность представлений: эмоционально-положительное отношение ребенка к профессиональной деятельности взрослых, желание овладеть определенной профессией, бережное отношение к результатам труда, или равнодушие, отсутствие эмоциональных проявлений |
Глубина представлений | наличие у ребенка представлений не только о процессе, продукте, орудиях и атрибутах труда, но и понимание взаимосвязи в обществе различных профессий; наличие представлений о способах овладения профессией (обучение в колледже, университете, практика), о качествах, которыми должен обладать представитель той или иной профессии |
Действенность представлений | активность ребенка, направленная на познание профессий взрослых, а также желание реализовывать представления в собственной деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, познавательно-исследовательской) |
Самостоятельность представлений | демонстрация ребенком своих представлений о профессиональной деятельности взрослых без стимуляции со стороны взрослого, наличие инициативы в познании мира профессий |
В пробации серии виртуальных экскурсий участвовали студент 4 курса по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, воспитанники подготовительной к школе группы МБДОУ ПГО Чернышовский детский сад, педагог МБДОУ ПГО Чернышовский детский сад, эксперты.
По результатам первой диагностик было выявлено следующее
(рисунок 1).
Рисунок 1 – Уровни представлений о профессиях у старших дошкольников МБДОУ ПГО «Чернышовский детский сад»
Низкий уровень выявлен у 7 детей, что составило 42 %.
Средний уровень представлений о профессиональной деятельности взрослых характеризовался эмоционально-положительным отношением ребенка к профессиональной деятельности взрослых, желанием овладеть определенной профессией. Однако ребенок затруднялся самостоятельно установить взаимосвязь различных профессий в обществе, рассказать о способах овладения профессией, о качествах, которыми должен обладать представитель той или иной профессии.
Средний уровень представлений выявлен у 8 детей, что составило 47%.
Высокий уровень представлений характеризовался наличием у ребенка выраженных первичных профессиональных предпочтений; достаточной широтой представлений о профессиях различных кластеров; эмоционально-положительным отношением ребенка к профессиональной деятельности взрослых, желанием овладеть определенной профессией. Ребенок самостоятельно демонстрировал понимание взаимосвязи различных профессий в обществе, рассказывал о необходимости профессионального образования для подготовки к профессиональной деятельности («Нужно хорошо учиться в школе, чтобы в институт потом поступить. Без этого на работу не возьмут»), о некоторых качествах, которыми должен обладать представитель той или иной профессии.
Высокий уровень представлений выявлен у 2 детей, что составило 11%.
Таким образом, необходимо использование новых подходов к формированию представлений старших дошкольников о мире профессий
В ходе пробации было проведено три виртуальных экскурсии из Серии виртуальных экскурсий как средство формирования представлений старших дошкольников о мире профессий. Экскурсии соответствовали теме ООП ДО и рабочей программе педагога подготовительной группы, а также подходу к ознакомлению с миром профессий: от ближнего окружения к более широкому кругу.
Для детей были проведены экскурсии в магазин цветов и рассказ о профессии флориста, экскурсия на строительство здания и знакомство со строительными профессиями, и экскурсия в армию и знакомство с военными профессиями.
Экскурсии организовывались в рамках ОД или совместной деятельности во второй половине дня.
После пробации виртуальных экскурсий из Серии виртуальных экскурсий как средство формирования представлений старших дошкольников о мире профессий была проведена повторная диагностика представлений старших дошкольников о мире профессий.
Результаты представлены на рисунке 2.
Рисунок 1 – Уровни представлений о профессиях у старших дошкольников МБДОУ ПГО «Чернышовский детский сад» (второй замер)
Средний уровень представлений выявлен у 9 детей, что составило 53%. Дети демонстрировали эмоционально-положительное отношение к профессиональной деятельности взрослых, желание овладеть определенной профессией. Смогли самостоятельно рассказать о различных профессиях. При этом дети затруднялись самостоятельно установить взаимосвязь различных профессий в обществе, рассказать о способах овладения профессией, о качествах, которыми должен обладать представитель той или иной профессии.
Высокий уровень представлений выявлен у 8 детей, что составило 47 % У этих детей выражены первичные профессиональные предпочтения, широкие представления о профессиях. Дети демонстрируют эмоционально-положительное отношение к профессиональной деятельности взрослых, желание овладеть определенной профессией. Дети самостоятельно установили взаимосвязи различных профессий в обществе, рассказывали о необходимости профессионального образования для подготовки к профессиональной деятельности, о некоторых качествах, которыми должен обладать представитель той или иной профессии.
Таким образом, количество детей с высоким уровнем увеличилось на 35%.
Низкого уровня не выявлено.
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности разработанной Серии виртуальных экскурсий как средство формирования представлений старших дошкольников о мире профессий была проведена повторная диагностика представлений старших дошкольников о мире профессий и результативности ее использования в воспитательно-образовательном процессе ДОО.
Список литературы
- Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е.В. Александрова // Литература в школе. - 2016. - № 10. - С. 22.
- Детство. Комплексная образовательная программа дошкольного образования. ФГОС / Т.И. Бабаева и др. – М.: Детство-Пресс, 2019. –
352 с. - Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – Изд-е 2-е, перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2017. – 465 с.
- Емельянов, Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емельянов. – М: Спорт, 2017. – 216 с.
- Козлова, С.А. Как познакомить ребенка с творческой деятельностью взрослого / С.А Козлова, О.В. Артамонова // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 11-12.
- Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром. Учебник / С.А. Козлова, С.В. Кожокарь,
Е. Шукшина, А.Ш. Шахманова. - М. : Инфра-М, 2016. - 146 с. - Логинова В.И. К вопросу о программе ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых / В.И. Логинова. // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - СПб., 2016. - С.142- 153.
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336 c.