Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » История » Конспекты уроков

Автор: Апчелеев Файзулла Габитулович
Учебное заведение: МКОУ Аул-Бергульская СОШ
Краткое описание работы: Раскрыть содержание модернизационных процессов в области государственных реформ Петра

Дата публикации: 2022-04-11 Реформы Петра Апчелеев Файзулла Габитулович МКОУ Аул-Бергульская СОШ Раскрыть содержание модернизационных процессов в области государственных реформ Петра
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Реформы Петра

Скачать работу


Бышук Светлана Владимировна.

МБОУС(К)ОШ «Надежда».

История России. 8 класс. План – конспект урока № 5.

Тема: «Реформы управления Петра I».

Дата проведения:

Тип урока: комбинированный.

Цели: раскрыть содержание модернизационных процессов в области государственных реформ Петра I.

Планируемые результаты:

предметные: охарактеризовать предпосылки петровских преобразований; выделить важнейшие преобразования Петра I; оценить реформаторскую деятельность Петра I.;

метапредметные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать с различными источниками информации; формулировать свою точку зрения; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

личностные: осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Основные понятия и термины: Абсолютизм, аристократия, губерния, коллегия, модернизация, прокурор, ратуша, сенат, Табель о рангах, фискал.

Основные даты: 1708—1710 гг. — учреждение губерний. 1711 г. — учреждение Сената. 1714 г. — указ о единонаследии. 1718—1721 гг. — учреждение коллегий. 1722 г.— введение Табели о рангах.

Персоналии: Пётр I. П. И. Ягужинский.

Оборудование: История России. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1. / [Н.М.Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2017. – 111 с., раздаточный материал.

Ход урока.

I. Организационный этап.

II. Актуализация

На прошлом уроке мы рассматривали тему «Северная война», давайте проверим, как вы усвоили данную тему.

1. Назовите страну — союзницу России в Северной войне.

1) Швеция
2) Болгария
3) Дания
4) Франция

2. Первым крупным сражением между армией России и Швеции была битва под

1) Копенгагеном
2) Шлиссельбургом
3) Нарвой
4) Одессой

3. Назовите дату основания города Санкт-Петербурга, буду­щей столицы Российской империи.

1) 1698 г.
2) 1700 г.
3) 1703 г.
4) 1724 г.

4. Новшеством в военном деле в годы правления Петра I было

1) формирование полков «иноземного строя»
2) введение всеобщей воинской повинности
3) открытие специальных школ для подготовки офицеров
4) определение норм выдачи поместных земель за военную службу

5. Одним из главных сражений Северной войны стала Полтавская битва. Назовите полководца, который руково­дил русской армией в ходе Полтавской битвы.

1) А.Д. Меншиков
2) Август II
3) А.В. Суворов
4) П.И. Багратион

6. Выберите из списка морскую победу Петра I.

1) Нарва
2) Гангут
3) Лесная
4) Полтава

7. Главным условием Ништадтского мирного договора был(-о)

1) получение Россией выхода к побережью Балтийского моря
2) передача Швеции городов Нарва и Новгород
3) заключение союза между Россией и Францией
4) передача территории Швеции под контроль России

III. Мотивационно-целевой этап.

-Итак, а сейчас я попрошу Вас внимательно прослушать слова А.С. Пушкина:

«Сей шкипер был тот шкипер славный,

Кем наша двинулась земля,

Кто придал мощно бег державный

Рулю родного корабля».
О ком и о чем идет речь в этих строках А.С. Пушкина? (О Петре I и его реформах, преобразованиях)

Итак, тема нашего урока «Реформы управления Петра I».

План урока:

1. Создание Сената и коллегий

2. Указ о единонаследии. Табель о рангах.

3. Реформа местного управления.

IV. Работа по теме урока.

1. Создание Сената и коллегий

Вспомните, какой была система государственного управления при Алексее Михайловиче и в первые годы правления Петра I? Рассмотрите внимательно схему. Когда появились приказы? Каковы были

их функции? Эффективны ли они были? Какие недостатки в их работе сдерживали развитие государства? Что мешало данной системе эффективно справляться с задачами, выдвинутыми перед

страной в начале XVIII столетия? (Приказы – органы центрального управления в России в XVI – начале XVIII в. Имели преимущественно судебную функцию)

Попробуйте сформулировать причины вызвавшие реформы Петра I в области государственного управление (создание четко действующего государственного механизма, замена устаревшей громоздкой системы приказов новыми органами управления).

Прочитайте п. 1 § 5. В чём заключалась реформа органов центрального управления? Изобразите схематически организацию центральной власти в империи к концу правления Петра Великого.

(проверка выполнения задания)

2. Указ о единонаследии. Табель о рангах.

В 1714 году Петром I был подписан Указ о единонаследии. Прочитайте в учебнике отрывок

из указа о единонаследии 1714 г. Почему возникла необходимость принятия указа о единонаследии? В чьих интересах он был издан? Кто и почему имел основания быть недовольным его положениями?

Указом запрещалось дробление дворянских имений, поскольку это зачастую приводило к разорению дворян. С этого времени юридически упразднялись отличия между поместьями и вотчинами. Все земельные владения превращались в единый вид собственности. Боярское землевладение теперь ничем не отличалось от дворянского.

(записи в тетради: 1714 г. – Указ о единонаследии).

Физминутка.

IV. Работа по теме урока.

Далее необходимо было уравнять старую и новую аристократию в служебном положении. Это было достигнуто путём принятия в 1722 году Табели о рангах.

Табель о рангах – законодательный акт Петра I 1722 года, определявший порядок прохождения службы чиновниками империи.

Согласно новому закону служба делилась на гражданскую и военную. Было определено 14 классов (рангов) чиновников:

в гражданской службе от коллежского регистратора можно было дослужиться до канцлера; в армии – от прапорщика до генерал-фельдмаршала; на флоте – от мичмана до генерал-адмирала.

Самым низшим считался 14-й чин. Начиная с него и по 9-й чин давали личное дворянство без права передачи по наследству. За государственную службу чиновники получали земли и крестьян, а также денежное содержание. Те, кто по своей службе продвинулся до чина 8-го класса, становился потомственным дворянином.

Однако у Табели имелись и некоторые пояснительные пункты. Например: «Князья императорской крови имеют при всяких случаях председательство над всеми князьями и высокими служителями Российского государства. За этим исключением общественное положение служащих лиц определяется чином, а не "породой"».

Таким образом, важным регулятором продвижения по службе стала личная выслуга, а не происхождение. Эта система давала возможность карьерного роста любому служилому человеку.

(записи в тетради: 1722 г. – Табель о рангах).

3. Реформа местного управления.

Реформированию подверглось и местное управление. С какой целью Пётр I предпринял реформу местного самоуправления? Что нового было введено в управление городами? Продолжите заполнение схемы.

(проверка выполнения задания)

V. Подведение итогов урока.

Подтвердите или опровергните примерами вывод: «Реформы управления Петра I способствовали окончательному оформлению абсолютной монархии».

Таким образом, реформы управления Петра Первого привели к централизации власти, повысили эффективность государственного управления, способствовали окончательному оформлению абсолютной монархии. Но в то же время: привели к формированию бюрократического государственного аппарата, слежке и полному подчинению всех сословий верховной власти.

VI. Рефлексия.

— Поделитесь своими впечатлениями от урока.

— Продолжите следующие фразы.

• Я научился(ась)...

• Я смог(ла)...

• Я выполнил(а) задания...

• Было трудно...

• Было интересно...

• У меня получилось...

Домашнее задание. § 5, стр. 38, задание 5.

Просмотреть свитедельство о публикации


История, Конспекты уроков.

Post navigation

Сценарий театрального представления по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Игры и упражнения на развитие фонематического слуха

История

  • Конспекты уроков
  • Технологические карты
  • Контрольные и проверочные
  • Лабораторные и практические
  • Самостоятельные
  • Тесты
  • Подготовка к ЕГЭ
  • Подготовка к ОГЭ
  • Олимпиадные задания
  • Викторины и игры
  • Внеклассные мероприятия
  • Рабочие программы
  • Поурочное планирование
  • Мастер-классы
  • Дидактические материалы
  • Презентации для уроков

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022