Автор: Чумакова Елена Геннадьевна
Учебное заведение: МБОУ "СОШ с. Ездочное Чернянского района Белгородской области"
Краткое описание работы: Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.

Дата публикации: Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.
Просмотреть свитедельство о публикации

download32

Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками

Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.

 

Задачи:

 

• Познакомить родителей с понятием «речевая готовность» и с требованиями начальной школы к развитию речи первоклассников.

 

• Рассмотреть проблемы, которые могут возникнуть у учащихся с низкой речевой готовностью.

 

• Определить роль родителей в формировании устной и письменной речи учащихся.

 

Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в школу меняется привычный для ребёнка образ жизни — он перемещается в новый неведомый прежде мир. Дошкольник становится школьником.

 

Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять, требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе.

 

Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!

 

Готовность к школьному обучению предполагает, прежде всего, мотивацию к обучению, т.е. у ребенка должно быть желание идти в школу. Он должен уметь общаться со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы предпосылки в дошкольном периоде.

 

В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

 

Давайте определим:

 

• Что входит в понятие «речевая готовность к школе».

 • Какие требования предъявляет начальная школа к речи первоклассника и готовности овладеть грамотой.

 • Как могут отразиться несформированные знания и умения в области развития речи на усвоении таких предметов, как письмо и чтение.

 • Как помочь школьникам с низкой речевой готовностью преодолеть трудности при обучении.

 

Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:

1. Дети должны уметь слушать и слышать других.

 

При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

2. Звуковая сторона речи.

 

— правильно произносить все звуки речи;

 

Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма.

 

 

— четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);

 

— говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;

 

— изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

 

Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).

 

Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении.

3. Функции языкового анализа.

 

Дети должны уметь:

 

— делить предложения на слова;

 — делить слова на слоги;

 — уметь выделять все звуки в словах;

 — устанавливать последовательность звуков в слове.

 

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:

 

— слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);

 

— пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);

 

— пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);

 

— перестановки букв (комната – «конмата»).

4. Лексическая сторона речи (словарный запас).

 

Дети должны уметь:

 

— точно подбирать слова;

 

— ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

 

— дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);

 

— употреблять сложные слова (например: длинноногий);

 

— пользоваться эпитетами (например: чистое поле);

 

— подбирать метафоры (например: туча комаров);

 

— использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);

 

— подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный).

 

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.

 

В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

5. Грамматическая сторона речи.

 

У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:

 

а) Навыки словоизменения:

 

Дети должны уметь:

 

— изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);

 — употреблять различные предлоги;

 — согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);

 — согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);

 — правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).

 

В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:

 

— ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);

 

— пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);

 

— ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).

 

б) Навыки словообразования:

 

Дети должны уметь:

 

— образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);

 

— образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);

 

— образовывать название детенышей животных;

 

— образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).

 

Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться:

 

— замены суффиксов (козлята – «козленки»);

 

— замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).

 

Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.

 

Может нарушаться самостоятельная письменная речь.

6. Связная речь.

 

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.

 

Дети должны уметь:

 

— свободно общаться с взрослыми и сверстниками;

 — поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

 — рассказывать о пережитых событиях;

 — пересказывать содержание сказки, рассказа;

 — описывать окружающие предметы;

 — раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

 

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

 

Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе.

 

Перечисленные выше особенности устной речи первоклассников с нарушениями свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, у них может возникнуть негативное отношение к учебе.

 

Для оказания помощи учащимся, имеющим речевые расстройства, необходима ранняя своевременная коррекция устной речи, профилактическая работы по предупреждению нарушений чтения и письма. Для этого в каждой школе работают учителя-логопеды, которые проводят специальные коррекционные занятия.

 

Продолжительность логопедических занятий для каждого ребенка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития.

 

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых недостатков предполагает активное участие в нем родителей.

 

Не следует считать, что роль родителей в процессе исправления речи оканчивается в момент обращения к специалисту. Каким бы хорошим специалистом не был логопед, он не сможет без содействия родителей эффективно помочь ребенку. Только совместные усилия приведут к хорошим результатам.

 

Для того чтобы исправить речевой дефект, необходима упорная каждодневная работа, которая должна вестись как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях.

 

На логопедических занятиях у ребенка формируется кратковременный навык правильной речи, который должен контролироваться со стороны окружающих ребенка взрослых и закрепляться в различных видах деятельности.

 

Основная задача родителей в процессе коррекционного воздействия состоит в активном взаимодействии с логопедом. Родителям необходимо интересоваться ходом и результатами коррекционного процесса, обращаться за советом к специалисту по возникшим вопросам, проводить доступные в домашних условиях логопедические упражнения. К тому же родители должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для подражания ребенка, поэтому важно общаться с ребенком на правильном русском языке.

 

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, учителей начальных классов, родителей возможно своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности.

 

Успехов вам и вашим детям при обучении в школе!

 

Приложение: Развитие речевых навыков у первоклассников (памятка для родителей).

 

Литература:

 

1. Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов / Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова. — М., 2002.

 2. Бургуменко, Е.А. Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: метод.разработки для школьного психолога / Е.А. Бургуменко – М., 1990.

 3. Власова, Т.А. Методы обследования нарушений речи у детей: сб. научн. тр. / Т.А. Власова, И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина. — М., 1982.

 4. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. — М., 1985.

 5. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова.- М., 1983 г.

 6. Кузнецова, В.Г. Основы специальной психологии / В.Г. Кузнецова. — М., 2002.

 7. Лисина Н.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / Н.И. Лисина, Г.И. Копчеля. – Кишинев, 1987.

 8. Пантелеева, Л.А. Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями / Л.А. Пантелеева // Журнал «Логопед». – 2004. — №4.

 9. Парамонова, Л.Г. Тесты для детей «Готов ли Ваш ребенок к школе»: сб. тестов и развивающих упражнений / Л.Г. Парамонова, М.Н. Ильина. – СПб., 1998.

 10. Парамонова Л.Г., Головнева Н.Л. Подготовка к школе.-СПб.:Дельта, 1999.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.