Конспектека
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Статьи » Реализация технологического подхода через вовлечение студентов в театрализованную деятельность

Автор: Сизихна Наталия Николаевна
Учебное заведение: ГБПОУ ЯНАО Колледж профессиональных и информационных технологий
Краткое описание работы: В статье рассматривается инновационная практика дополнительного образования, реализуемая в рамках технологического подхода. Автором проведен анализ педагогического потенциала одной из форм организации технологического  подхода в условиях СПО, реализуемой на базе ГБПОУ ЯНАО Колледж профессиональных и информационных технологий, город Ноябрьск. 

Дата публикации: 2017-10-11 Реализация технологического подхода через вовлечение студентов в театрализованную деятельность Сизихна Наталия Николаевна В статье рассматривается инновационная практика дополнительного образования, реализуемая в рамках технологического подхода.  Автором проведен анализ педагогического потенциала одной из форм организации технологического  подхода в условиях СПО, реализуемой на базе ГБПОУ ЯНАО Колледж профессиональных и информационных технологий, город Ноябрьск.  
Просмотреть свитедельство о публикации


Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Реализация технологического подхода через вовлечение студентов в театрализованную деятельность

При рассмотрении технологического подхода в образовании через призму педагогического процесса и использования его для решения педагогических задач, можно обнаружить, что это явление давно зарекомендовало себя в педагогике.

Признаки технологии, такие как пошаговая и формализованная структура предлагаемых действий, способствующих достижению результата, четкость и определенность в его фиксации и наличие критериев его достижения взяты на вооружение современной педагогикой. Это позволяет прийти к четкому пониманию педагогической закономерности о целостности образовательного результата, ибо его составляющие не формируются отдельно от других. Следовательно, невозможно деление образовательной технологии на дидактическую и воспитательную.

В процессе педагогической деятельности происходите не только усвоение учебного материала и формирование компетенций, а естественным образом реализуется и процесс формирования личности.

Одним из элементов технологического подхода, как реализации педагогического потенциала северного фольклора является создание на базе Ноябрьского колледжа профессиональных и информационных технологий, кукольного театра «Культура и традиции народов Ямала», в рамках уже действующей студенческой театрализованной студии.

Кукольный театр — это инновационная практика дополнительного образования, направленная на формирования личности студентов, будущих педагогов, учащихся общеобразовательных школ и воспитанников дошкольных образовательных учреждений города Ноябрьск, через вовлечение в театрализованную деятельность, способствующая переходу от «ресурсной» парадигмы развития Арктики к «человеко-ориентированной».

Студенческая театральная студия, сохраняя традиции и этнокультурную самобытность коренных малочисленных народов, способствует неформализованности содержания образования на основе добровольного выбора детей, дает возможность получения социального опыта конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности в рамках интеграции уровней дошкольного, общего, профессионального образования, в процессе которого обеспечивается познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность, что является хорошим дрейфом от ученического состояния к творческому.

Почему же репертуар театрализованной студии колледжа направлен именно на фольклор народов Севера?  Поэтический мир сказок северных народов, их необычные образы и философия, вполне тождественная системе общечеловеческих ценностей, всегда привлекали внимание  историков, культурологов, литературоведов, педагогов.

Испокон веков люди, жившие в суровом северном краю, утверждали в своем фольклоре идеи верной дружбы, самоотверженного труда, преданной любви, способной преодолевать на своем пути все преграды, становясь сильнее недоброй воли людей и коварных происков злых духов. Эти сказки, впитавшие многовековой опыт десятков поколений, можно назвать энциклопедией народной мудрости и народной педагогики, ведь на протяжении столетий они помогали подрастающему человеку обрести представление о морально-нравственных и социальных ценностях.

При этом важнейшие нравственные уроки проходили без излишнего дидактизма и навязчивых назиданий, ведь яркие образы сказок органичны потребностям подрастающего поколения в художественном осмыслении окружающего мира.

Именно эти положения и легли в основу философии студенческой театрализованной студии, репертуар которой основывается на этнокультурном компоненте региона. Именно студия способствует целостности образовательного результата, через опосредованное решение  дидактических и воспитательных задач.

Сказки коренных народов Севера имеют огромное педагогическое значение. Студенческая театральная студия «Культура и традиции народов Ямала» средствами кукольных представлений старается передать не только их самобытную культуру, особенности бытового уклада и мифологические представления, но и систему нравственных и этических ценностей, сложившихся много столетий назад, свод неписанных, однако существующих в сознании и исторической памяти народа, моральных норм, имеющих непреходящее культурное, социализирующее и воспитательное значение.

Одним из первых представлений театрализованной студии «Культура и традиции народов Ямала» стал кукольный спектакль по мотивам хантыйской сказки «Мальчик Идэ». Жизнь в суровых природных условиях, постоянная борьба за существование заставляла северные народы с первых лет жизни воспитывать в детях отвагу, решительность, самостоятельность.

Чтобы воспитать в мальчике мужество и отвагу, бабушка решает оставить его одного ночевать в лесу. Разумеется, сначала мальчик возмущен поведением бабушки, а утром с удивлением обнаруживает, что за эту ночь он повзрослел на несколько лет и перестал бояться всего вокруг. В словах бабушки, которая утром пришла за внуком, квинтэссенция народной правды и мудрости: «Я хочу, чтобы ты храбрым вырос. Ты – человек, а человек над всем на свете хозяин!».

Было представлено 13 спектаклей. Хантыйская сказка «Мальчик Идэ» выбрана для показа детям младшего школьного возраста г. Ноябрьск потому, что в ее сюжетной коллизии глубокий философский смысл, непреходящая мудрость и многовековой опыт народной педагогики.

Но, несмотря на это, неоднозначна была реакция школьников на инсценировку. Дети, которые с первых дней жизни находятся под правовой опекой семьи, государства и других социальных институтов не сразу воспринимают воспитательную методику героев сказки. Она кажется им жестокой и недопустимой. И только в жарких спорах после просмотра кукольного спектакля рождается понимание, что жизнь человека Севера проходила в суровых климатических условиях и чтобы выжить не только человеку, но и всему роду, героям необходимы совсем иные качества. Тундра не прощает слабости и ошибок. Поэтому сказка повествует именно о подобной воспитательной практике, помогавшей вырастить детей сильными, смелыми, находчивыми.

Именно поэтому, педагогический потенциал северного фольклора вновь позволяет нам говорить о возможности реализации технологического подхода в системе СПО.  Он открывает новые возможности для концептуального освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической, социальной действительности; он позволяет:

— анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;

— комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;

— обеспечивать благоприятные условия для развития личности;

— уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;

— оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;

— выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем.

 

Следовательно, исходя из мнения японского педагога Т. Сакамото о том, что технологический подход представляет собой внедрение в педагогику системного способа восприятия мира, этнокультурный компонент репертуара студенческой театрализованной студии «Культура и традиции народов Ямала» своим педагогическим потенциалом позволит получить качественно иной уровень образовательного результата в целом.

Поделиться:
Читайте также:  Стать для школьных психологов "Дети с ослабленным здоровьем"
Статьи. постоянная ссылка.

Post navigation

Технологическая карта урока русского языка на тему «Изложение повествовательного текста»
Обмен опытом «Беседа с детьми подготовительной группы о безопасности»

Предметы

  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность педагога
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Конспекты
  • Технологические карты
  • Twitter
  • Google
  • Facebook

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2019