При рассмотрении технологического подхода в образовании через призму педагогического процесса и использования его для решения педагогических задач, можно обнаружить, что это явление давно зарекомендовало себя в педагогике.
Признаки технологии, такие как пошаговая и формализованная структура предлагаемых действий, способствующих достижению результата, четкость и определенность в его фиксации и наличие критериев его достижения взяты на вооружение современной педагогикой. Это позволяет прийти к четкому пониманию педагогической закономерности о целостности образовательного результата, ибо его составляющие не формируются отдельно от других. Следовательно, невозможно деление образовательной технологии на дидактическую и воспитательную.
В процессе педагогической деятельности происходите не только усвоение учебного материала и формирование компетенций, а естественным образом реализуется и процесс формирования личности.
Одним из элементов технологического подхода, как реализации педагогического потенциала северного фольклора является создание на базе Ноябрьского колледжа профессиональных и информационных технологий, кукольного театра «Культура и традиции народов Ямала», в рамках уже действующей студенческой театрализованной студии.
Кукольный театр — это инновационная практика дополнительного образования, направленная на формирования личности студентов, будущих педагогов, учащихся общеобразовательных школ и воспитанников дошкольных образовательных учреждений города Ноябрьск, через вовлечение в театрализованную деятельность, способствующая переходу от «ресурсной» парадигмы развития Арктики к «человеко-ориентированной».
Студенческая театральная студия, сохраняя традиции и этнокультурную самобытность коренных малочисленных народов, способствует неформализованности содержания образования на основе добровольного выбора детей, дает возможность получения социального опыта конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности в рамках интеграции уровней дошкольного, общего, профессионального образования, в процессе которого обеспечивается познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность, что является хорошим дрейфом от ученического состояния к творческому.
Почему же репертуар театрализованной студии колледжа направлен именно на фольклор народов Севера? Поэтический мир сказок северных народов, их необычные образы и философия, вполне тождественная системе общечеловеческих ценностей, всегда привлекали внимание историков, культурологов, литературоведов, педагогов.
Испокон веков люди, жившие в суровом северном краю, утверждали в своем фольклоре идеи верной дружбы, самоотверженного труда, преданной любви, способной преодолевать на своем пути все преграды, становясь сильнее недоброй воли людей и коварных происков злых духов. Эти сказки, впитавшие многовековой опыт десятков поколений, можно назвать энциклопедией народной мудрости и народной педагогики, ведь на протяжении столетий они помогали подрастающему человеку обрести представление о морально-нравственных и социальных ценностях.
При этом важнейшие нравственные уроки проходили без излишнего дидактизма и навязчивых назиданий, ведь яркие образы сказок органичны потребностям подрастающего поколения в художественном осмыслении окружающего мира.
Именно эти положения и легли в основу философии студенческой театрализованной студии, репертуар которой основывается на этнокультурном компоненте региона. Именно студия способствует целостности образовательного результата, через опосредованное решение дидактических и воспитательных задач.
Сказки коренных народов Севера имеют огромное педагогическое значение. Студенческая театральная студия «Культура и традиции народов Ямала» средствами кукольных представлений старается передать не только их самобытную культуру, особенности бытового уклада и мифологические представления, но и систему нравственных и этических ценностей, сложившихся много столетий назад, свод неписанных, однако существующих в сознании и исторической памяти народа, моральных норм, имеющих непреходящее культурное, социализирующее и воспитательное значение.
Одним из первых представлений театрализованной студии «Культура и традиции народов Ямала» стал кукольный спектакль по мотивам хантыйской сказки «Мальчик Идэ». Жизнь в суровых природных условиях, постоянная борьба за существование заставляла северные народы с первых лет жизни воспитывать в детях отвагу, решительность, самостоятельность.
Чтобы воспитать в мальчике мужество и отвагу, бабушка решает оставить его одного ночевать в лесу. Разумеется, сначала мальчик возмущен поведением бабушки, а утром с удивлением обнаруживает, что за эту ночь он повзрослел на несколько лет и перестал бояться всего вокруг. В словах бабушки, которая утром пришла за внуком, квинтэссенция народной правды и мудрости: «Я хочу, чтобы ты храбрым вырос. Ты – человек, а человек над всем на свете хозяин!».
Было представлено 13 спектаклей. Хантыйская сказка «Мальчик Идэ» выбрана для показа детям младшего школьного возраста г. Ноябрьск потому, что в ее сюжетной коллизии глубокий философский смысл, непреходящая мудрость и многовековой опыт народной педагогики.
Но, несмотря на это, неоднозначна была реакция школьников на инсценировку. Дети, которые с первых дней жизни находятся под правовой опекой семьи, государства и других социальных институтов не сразу воспринимают воспитательную методику героев сказки. Она кажется им жестокой и недопустимой. И только в жарких спорах после просмотра кукольного спектакля рождается понимание, что жизнь человека Севера проходила в суровых климатических условиях и чтобы выжить не только человеку, но и всему роду, героям необходимы совсем иные качества. Тундра не прощает слабости и ошибок. Поэтому сказка повествует именно о подобной воспитательной практике, помогавшей вырастить детей сильными, смелыми, находчивыми.
Именно поэтому, педагогический потенциал северного фольклора вновь позволяет нам говорить о возможности реализации технологического подхода в системе СПО. Он открывает новые возможности для концептуального освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической, социальной действительности; он позволяет:
— анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;
— комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;
— обеспечивать благоприятные условия для развития личности;
— уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;
— оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;
— выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем.
Следовательно, исходя из мнения японского педагога Т. Сакамото о том, что технологический подход представляет собой внедрение в педагогику системного способа восприятия мира, этнокультурный компонент репертуара студенческой театрализованной студии «Культура и традиции народов Ямала» своим педагогическим потенциалом позволит получить качественно иной уровень образовательного результата в целом.