Развивающие игры для дошкольников с задержкой психического развития
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Картотека развивающих игр для детей с ЗПР
Ниже приведены классические игры, которые имеют своей целью развитие детей с ЗПР и коррекцию имеющихся у них различных нарушений.
«Догонялки»
Занятие проводится в группе из 3-4 человек. Ведущие – взрослый человек и любимая игрушка (кукла или большая мягкая).
Разыгрывается приход игрушки в гости и знакомство с детьми через тактильный контакт. Кукла нежно гладит малышей по голове или здоровается за руку.
Затем взрослый предлагает поиграть в веселые догонялки, в процессе которых дети должны убегать и прятаться, а кукла – догонять и находить детей. При этом радость выражает словесно и тактильно, например, обнимая пойманного.
«Возьми, бросай, кати, дай»
Целью является установление контакта и научение выполнению голосовых команд.
На столе разложены разнообразные игрушки. Взрослый произносит слово-команду и показывает, как ее выполнить. Затем повторяет слово-команду, чтобы действие повторил воспитанник. Для игры используются разнообразные предметы: машинка, кукла, мячик, мягкие игрушки.
«Сортировка»
В одну миску высыпаются фасоль, пуговицы, камушки, горох. Любые, достаточно мелкие предметы. Задача ребенка – рассортировать их по кучкам.
«Найди одинаковое»
На рисунке со множеством изображений необходимо найти два одинаковых.
«Выполни по образцу»
Перерисовывание нескольких предметов в определенной последовательности, нанизывание бусин, расположение счетных палочек и т.д.
Эстафета «Варим борщ и компот».
Цель: развивать быстроту реакции.
Атрибуты: муляжи продуктов для приготовления борща и компота, обруч, две корзины
Ход игры: Дети делятся на две команды и выбирают, кто что будет готовить. Далее по сигналу воспитателя бегут до муляжей, раскиданных в обруче, находят необходимый и бегут к своей команде. Добежавший ребенок задевает рукой следующего ребенка и тот продолжает эстафету. Выигрывает та команда, которая не просто прибежала первой, но и правильно приготовила блюдо.
Подвижная игра «Собери урожай».
Цель: развивать быстроту и скорость бега.
Атрибуты: муляжи овощей и фруктов, корзина.
Ход игры: По сигналу воспитателя дети разбегаются по участку и находя муляжи овощей и фруктов складывают их в корзину.
Эстафета «Фрукты и овощи».
Цель: закрепить знания детей о фруктах и овощах, закрепить умение действовать по команде.
Атрибуты: муляжи овощей и фруктов, обруч, две корзины.
Ход игры: Дети делятся на две команды и выбирают, кто что будет собирать. Далее по сигналу воспитателя бегут до муляжей, раскиданных в обруче, находят необходимый и бегут к своей команде. Добежавший ребенок задевает рукой следующего ребенка и тот продолжает эстафету. Выигрывает та команда, которая не просто прибежала первой, но и правильно собрала только овощи или фрукты.
Подвижная игра «Найди овощ».
Цель: развивать внимательность детей во время движения.
Атрибуты: муляжи овощей.
Ход игры: Воспитатель заранее прячет на участке муляжи овощей. По сигналу воспитателя дети бегая по участку, находят их и бегут к воспитателю.
Подвижная игра «Найди только полезные продукты».
Цель: закрепить знания детей о полезных продуктах по средством подвижной игры.
Атрибуты: карточки с продуктами веревка, прищепки.
Ход игры: Воспитатель заранее на уровне глаз ребенка, натягивает веревку на участке и на прищепках прикрепляет карточки с продуктами. По сигналу дети бегут до веревки, находят карточку с полезным продуктом и бегут на место. Когда все дети будут с карточками, анализируют кто, что выбрал.
Подвижная игра «Овощи или фрукты»
Цель: развивать быстроту реакции.
Ход игры: Если воспитатель называет овощ, дети – приседают, а если фрукт, то подпрыгивают на месте и тянут руки вверх.
Подвижная игра «Поймай яблочко»
Цель: развивать ловкость и быстроту бега.
Атрибуты: ленточки, на которых прикреплены картинки с яблоком.
Ход игры: По считалочке выбирают водящего, остальные прикрепляют сзади ленточки, по сигналу воспитателя, дети разбегаются, а водящий их ловит, кого поймают, тот становится водящим.
Эстафета «Донеси фрукт».
Цель: развивать координацию движений.
Атрибуты: муляжи фруктов, маленькие лопатки, кегли, бревно, корзина, обруч
Ход игры: дети делятся на две команды, по сигналу берут с земли лопатки, бегут до обруча с овощами, кладут его в лопатку и бегут обратно, оббегая кегли, перешагивая через бревно, передают лопатку другому ребенку и эстафета продолжается.
Эстафета «Вылови овощ из воды».
Цель: развивать координацию движений.
Атрибуты: муляжи овощей, тазики с водой, меленькие лопатки, корзины.
Ход игры: Дети делятся на две команды, по сигналу берут с земли лопатку, бегут до тазика с водой, вылавливают овощ и бегут к своей команде, передают лопатку другому ребенку и эстафета продолжается.
Подвижная игра «Вагончик овощей, вагончик фруктов».
Цель: развивать внимательность и быстроту реакции.
Атрибуты: карточки с овощами и фруктами, обруч, магнитофон, мелодия «Калинка-малинка».
Ход игры: детям раздаются карточки, кому-то овощи, кому-то фрукты, на пол выкладываются обручи с картинкой овощей и фруктов, когда начинает играть музыка, дети бегают по участку, как только музыка прекращается дети бегут к нужному обручу.
Подвижная игра «Вкусный обед».
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, быстро действовать по сигналу; учить ритмично двигаться под музыку.
Атрибуты: медальоны с продуктами, обручи, магнитофон, мелодия
Ход игры: дети выбирают медальоны. Под музыку скачут подскоками по площадке. С окончанием музыки все продукты бегут к своим обручам кастрюлям: красный обруч – в нем варится борщ, синий обруч – в нем готовится компот.
Подвижная игра «Пронеси овощ по бревну».
Цель: развивать равновесие и координацию движений.
Атрибуты: бревно, меленькие лопатки, муляжи овощей.
Ход игры: дети по сигналу берут с земли лопатку с овощем, бегут до бревна, проходят по бревну, держа лопатку на вытянутой руке, и возвращаются обратно. Передают лопатку другому ребенку.
Подвижная игра «Вершки и корешки».
Цель: развивать быстроту реакции, закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки.
Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Наименование игры | Цель | Содержание | Инструкция |
«Повторяй за мной». | развитие активного произвольного внимания. | дети, стоя у своих стульчиков, смотрят на водящего, и повторяют за ним все движения, которые он показывает, стараясь повторить всё в точности. | «Сейчас мы поиграем. Я буду водящим. Ваша задача следить за мной и повторять за мной все действия, какие я буду вам показывать». |
«Угадай, что звучит?». | Развитие слухового внимания и восприятия. | педагог знакомит детей с предметами, показывает, как они звучат, а затем за ширмой издаёт различные звуки при помощи разных предметов, а дети отгадывают, с помощью какого предмета был произведён звук. Оборудование: предметы, издающие разные звуки (свисток, карандаш, шарик-погремушка, бумага, ножницы, ширма | «Сейчас за ширмой я буду производить разные звуки, а вы должны догадаться, с помощью какого предмета, я шумела. Посмотрим, кто из вас отгадает больше звуков». |
«Летает – не летает». | развитие переключаемости внимания, умения выделять главные, существенные признаки предметов. | педагог называет детям слова. Если данный предмет может летать – дети говорят слово «летает» и машут руками («крыльями», если предмет не летает – говорят «не летает», руки при этом опущены вниз. Часто ошибающиеся игроки выбывают из игры | примерный перечень слов – змея, диван, бабочка, стул, баран, корова, самолёт, дерево, вертолёт, лодка, утюг, муха, собака, дом, воробей и др. |
«Выложи из палочек». | развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, произвольного внимания, умения действовать по образцу. | дети, опираясь на свою карточку-образец, выкладывают на столах нужное изображение (квадрат, треугольник, домик).Оборудование: счётные палочки, карточки – образцы | «Посмотрите, что изображено у вас на рисунке. Возьмите палочки и выложите из них точно такой же узор. При выкладывании будьте внимательны. Приступайте к работе». |
«Отгадай меня по голосу». | развитие слухового внимания | педагог считалочкой определяет водящего, он выходит вперёд, остальные дети сидят на своих местах. Водящий поворачивается спиной к детям, дети хором говорят слова: «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя - узнай». Затем педагог дотрагивается до одного ребёнка, и ребёнок произносит слова: «Отгадай меня по голосу!». Водящий поворачивается и угадывает говорившего. Если водящий угадал верно, то следующий ребёнок становится водящим. | Ребята, сейчас мы поиграем в интересную игру. У нас есть один водящий, он нас не видит. Сначала мы все вместе скажем ему стишок: «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя – узнай!». А затем тот, до кого я дотронусь должен сказать: «Отгадай меня по голосу!» и водящий должен отгадать, кто из вас сказал эти слова. |
«Лягушки и аисты». | развитие слухового внимания, переключаемости внимания, моторной координации. | Дети перемещаются по кругу под музыкальное сопровождение, услышав определённое количество свистков, принимают нужную позицию | «Ребята, представим, что мы сейчас с вами оказались на болоте. А кто из вас знает, кто живёт на болоте? Вот и мы сейчас превратимся с вами в лягушек (показ позы «лягушка» - присесть, ноги разведены в стороны). А кого очень боятся лягушки? (показ позы «аиста» - одна нога согнута в колене, руки разведены в стороны). Когда вы услышите один свисток – вы превращаетесь в лягушек, а когда услышите 2 свистка – вы превращаетесь в аистов». |
Игра с мячом «Съедобное – несъедобное». | Развитие быстроты реакции, переключаемости внимания, зрительно-моторной координации. | водящий называет предметы, бросает мяч одному из детей. В зависимости от того, съедобный предмет или несъедобный ребёнок ловит или не ловит мяч | «Ребята, я сейчас буду называть предметы, и бросать вам мяч. Если предмет съедобный – вы его ловите, если несъедобный - не ловите». |
Подвижная игра «Совушка – сова». | развитие концентрации, переключаемости внимания, скорости реакции | . по команде водящего «День!», дети – мышки передвигаются под музыкальное сопровождение, а «сова» в это время спит в своём домике. По команде водящего «Ночь!», музыка затихает, мышки приседают на корточки и «спят», т. е. не двигаются. В это время «сова» вылетает на охоту, и если видит, что «мышка» пошевелилась, забирает её в свой домик. Последние оставшиеся игроки считаются победителями. | Ребята, вы будете мышками, а я совой. По команде «День!» мышки выбегают на прогулку, сова в это время спит. А по команде «Ночь» сова вылетает на охоту, а мышки замирают, чтобы сова их не заметила. Если кто-то пошевелится, а сова это увидит, она заберёт эту мышку к себе в домик. Кто останется последним, тот и выиграл!». |
«4 стихии». | развитие концентрации, переключаемости, объёма внимания | дети, сидя на своих стульях, выполняют различные движения в зависимости от того, какую стихию назовёт водящий | «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Вы знаете, что такое стихия? Это разные природные явления. В зависимости от того, какую стихию я назову, вы будете выполнять разные движения. «Земля!» - руки вниз (как-будто трогаем землю). «Вода!» - руки перед собой (представили, что плывём в реке). «Воздух!» - руки тянем вверх (тянем руки к облакам). «Огонь!» - выполняем вращения руками. |