“Развитие тонкой моторики рук и пальцевая гимнастика для профилактики и коррекции речевых нарушений”
«Развитие тонкой моторики рук и пальцевая гимнастика для профилактики и коррекции речевых нарушений»
Определяя взаимосвязь между развитием мелкой моторики пальцев рук и произносительной стороны речи необходимо дать определение данных понятий, рассмотреть компоненты изучаемых феноменов в данном исследовании, а также проанализировать значимость взаимосвязи данных феноменов в исследованиях ученых. Моторика, по определению Л. О. Бадаляна, представляет собой совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий. В свою очередь, моторика делится на две группы: крупную (общую) моторику и мелкую (тонкую) моторику.
Крупная моторика – это совокупность движений больших мышц человека, способствующих передвижению человека в пространстве и выполнению крупных действий.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук. Таким образом, понятие «мелкая моторика пальцев рук» представляет собой совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение мелких движений пальцами рук. Вторым понятием, которое необходимо рассмотреть, является «произносительная сторона речи». Речь является сложной функциональной системой, основанной на использовании знаковой системы языка в процессе общения.
Понятие «произносительная сторона речи» охватывает фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. К ним относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами, соблюдения норм орфоэпии. Основными компонентами произносительной стороны речи являются: интонационная (ритмико-мелодическая) сторона и система фонем (звуки речи). Интонация — это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь. Интонация включает в себя: мелодику, ритм, темп, тембр, логическое ударение. Система фонем, в свою очередь, характеризуется определенным количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Звук вне речи не несет никакого смыслового значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого. Такой звук (смыслоразличитель) называется фонемой. Все звуки речи различаются на основе артикуляторных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков. Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных отделов речевого аппарата (дыхательный, голосообразующий, звукообразующий). Таким образом понятие «произносительная сторона речи» представляет собой фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Ученые различных научных областей указывают на то, что развитие функций рук и функций речевого аппарата происходит одновременно. Нейрохирург У. Г. Пенфилд объясняет данную взаимосвязь тем, что речевая область в коре головного мозга расположена рядом с двигательной областью. Исходя из этого был сделан вывод, что тренировка мелкой моторики пальцев рук играет важную роль в становлении речи.
Исследования Н. И. Кузьминой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Исследования М. М. Кольцовой показали, что влияние импульсов с мышц руки настолько значимо только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Также в исследованиях данного автора говорится о том, что мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое. Также М. М. Кольцова пришла к выводу, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Это определяет использование упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук в работе с детьми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно у тех детей, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. В исследовании Т. В. Верясовой говорится о том, что «Развитие звукопроизношения в значительной степени связано с совершенствованием работы периферического речевого аппарата. Развитие органов артикуляции в филогенезе неразрывно связано с прямохождением, высвобождением рук и формированием их дифференцированной моторики. У здорового ребенка овладение звуковой системой языка происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук». В своих исследованиях О. И. Крупенчук высказывает такое же мнение, рассмотрев физиологию взаимосвязи моторики и речи: «В правом полушарии мозга человека возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение. Это происходит благодаря «мостику» между правым и левым полушариями мозга. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если мы хотим, чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, надо с раннего возраста развивать его руки: пальцы и кисти».
Таким образом, в исследованиях многих ученых (Т. В. Верясовой, М. М. Кольцовой, О. И. Крупенчук, Е. М. Мастюковой, У. Г. Пенфилда, Т. Б. Филичевой и других) говорится о взаимосвязи в развитии мелкой моторики и речевом развитии. Также в некоторых исследованиях отмечается, что развитие мелкой моторики пальцев рук и дифференцированных движений рук оказывают значительное влияние на развитие артикуляторного компонента произносительной стороны речи, что является определяющим положением в гипотезе данного исследования. Исходя из этого положения в данном исследовании изучается использование взаимосвязи в развитии артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук в логопедической работе по коррекции звукопроизношения, как компонента произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.