Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Дополнительное образование » Логопедия

Автор: Козырева Мария Александровна
Учебное заведение: МОУ «СОШ №7 структурное подразделение центр «Радуга»
Краткое описание работы:  Развитие речи у детей дошкольников. Методы и способы развития речи. Пособия упражнения и прочее.

Дата публикации: 2018-02-06 Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста Козырева Мария Александровна МОУ «СОШ №7 структурное подразделение центр «Радуга»  Развитие речи у детей дошкольников. Методы и способы развития речи. Пособия упражнения и прочее.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Умение детей  пользоваться в общении с окружающими  правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка, а также важнейшим условием успешного обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, будущий ученик может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений  и сочинений  является достаточно высокий уровень связной речи.

Причинами трудностей в овладении связной речью (рассказыванием) является :

– Недостаточность словарного запаса;

– Ребенок не может правильно построить предложение, согласовать слова в предложении;

– Недостаточное  развитие у ребенка слухового  и зрительного внимания и памяти;

– Развитие ребенка не соответствует возрасту;

– Недостаточно развито творческое воображение;

Обучение ребенка рассказыванию успешно протекает под руководством педагогов и родителей.

Занятия  по развитию связной речи разнообразны: они включают в себя и продуманно построенную беседу, пересказы, рассказы с опорой на картинку,  игрушку,  предмет, серию картинок,  в возрасте 6 лет детям доступно творческое рассказывание, составление рассказов из личного опыта.

 

* Беседа и некоторые требования к проведению беседы.

Беседы проводятся по содержанию литературного произведения, картины, по какому-то событию, произошедшему  в жизни ребенка.

Требования:

– Заранее продумать вопросы, чтобы в вопросе была подсказка или ключевое слово, которое прозвучит в ответе.

–  Заранее подготовить варианты ответа, дать их ребенку.

Считается, что ребенок хорошо овладел умением вести беседу, если  не только отвечает на вопросы взрослого,  но и сам задает вопросы.

 

* Пересказ и требования к пересказу:

– Правильно выбрать произведение;

– Небольшой объем;

– Доступное содержание;

– Произведение должно быть хорошо иллюстрировано;

Рекомендуются следующие авторы: В.Сутеев , В.Бианки, В.Чарушин, М.Пришвин, Сладков, Ушинский, Толстой, Чуковский, Русские народные сказки.

Обучение:

1.    Первое чтение без установки на запоминание.

2.    Второе чтение с установкой на запоминание.

3.    Беседа по содержанию.

4.    Пересказ.

 

* Описательный рассказ об игрушке, предмете, человеке, той или иной профессии (Ткаченко).

Для составления рассказа  нужно подготовить предмет, предметную картину, по которой будет составляться рассказ.

– рассмотреть,

– беседа,

– план рассказа в виде схемы.

 

*  Рассказ по сюжетной картине. Для того, чтобы  помочь ребенку  составить рассказ  по сюжетной картине  многие  авторы предлагают разделить картину на отдельные элементы, которые помогут  ребенку правильно  построить свой рассказ.

 

*  Рассказ  по серии сюжетных картин.

Приемы:

– Совершать  больше действий  с картинками;

– Предложить ребенку самостоятельно  разложить серию сюжетных картин.

– Убрать одну картинку  и догадаться,  что на ней изображено.

– Придумать дополнительную картинку.

 

* Рассказы из личного опыта

Темы:  Как мы лепим снеговика.

            Мамин день рождения.

            Интересная встреча.

            Вечер в нашей семье.

Методика обучения составления рассказов из личного опыта:

– Беседа;

– План, по которому ребенок будет составлять рассказ;

– Рассказ;

Творческое рассказывание включает в себя выполнение специальных творческих заданий:

– Пересказ сказки с элементами собственного творчества;

– Рассматривание  картинки  или серии картинок  с выходом за пределы изображенного;

– Продолжение ребенком неоконченного рассказа;

– Составление творческого рассказа  на заданную тему.

 

Используемая литература:

 

  1. В.В. Коноваленко, С.В.Коноваленко «Формирование связной речи  и развитие логического мышления  у детей старшего дошкольного возраста  с ОНР»  М. «Гном и Д» 2001
  2. Т.А.Ткаченко «В первый класс без дефектов речи» С-Пб «Детство-Пресс» 1999
  3. Н.Н. Гусарова  «Беседы по картинке. Времена года» С-Пб «Детство-Пресс» 1998
  4. Н.В.Нищева «Развивающие сказки» С-Пб «Детство-Пресс» 2002
  5. Г.Е. Сычева Выпуски 1,3 «Опорные  картинки  для пересказа текста» М. Книголюб
  6. О. Жукова «Игры со сказками» С-Пб «Олма-Пресс» 2003
  7. Т.Ю. Барышева «Скованные одной целью» Москва карапуз
  8.  В.П. Глухов «Наши дети учатся сочинять сказки» М. «Аркти» 2005
  9.  Т.Б. Филичева  А.В. Соболева «Развитие речи дошкольника» Екатеринбург 1997
  10.  О.Е. Грибова «Правильно ли говорит ваш ребенок и надо ли идти к логопеду?» «Айрис-пресс» 2003

Просмотреть свитедельство о публикации


Дополнительное образование, Логопедия ОНР, Развитие речи, Старший дошкольный возраст.

Post navigation

Конспект занятия по речевому развитию в первой младшей группе на тему «В гостях у курочки и ее семьи»
Интегрированное занятие во второй младшей группе: «Помогите бабушке Федоре»
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022