Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка, а также важнейшим условием успешного обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, будущий ученик может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень связной речи.
Причинами трудностей в овладении связной речью (рассказыванием) является :
– Недостаточность словарного запаса;
– Ребенок не может правильно построить предложение, согласовать слова в предложении;
– Недостаточное развитие у ребенка слухового и зрительного внимания и памяти;
– Развитие ребенка не соответствует возрасту;
– Недостаточно развито творческое воображение;
Обучение ребенка рассказыванию успешно протекает под руководством педагогов и родителей.
Занятия по развитию связной речи разнообразны: они включают в себя и продуманно построенную беседу, пересказы, рассказы с опорой на картинку, игрушку, предмет, серию картинок, в возрасте 6 лет детям доступно творческое рассказывание, составление рассказов из личного опыта.
* Беседа и некоторые требования к проведению беседы.
Беседы проводятся по содержанию литературного произведения, картины, по какому-то событию, произошедшему в жизни ребенка.
Требования:
– Заранее продумать вопросы, чтобы в вопросе была подсказка или ключевое слово, которое прозвучит в ответе.
– Заранее подготовить варианты ответа, дать их ребенку.
Считается, что ребенок хорошо овладел умением вести беседу, если не только отвечает на вопросы взрослого, но и сам задает вопросы.
* Пересказ и требования к пересказу:
– Правильно выбрать произведение;
– Небольшой объем;
– Доступное содержание;
– Произведение должно быть хорошо иллюстрировано;
Рекомендуются следующие авторы: В.Сутеев , В.Бианки, В.Чарушин, М.Пришвин, Сладков, Ушинский, Толстой, Чуковский, Русские народные сказки.
Обучение:
1. Первое чтение без установки на запоминание.
2. Второе чтение с установкой на запоминание.
3. Беседа по содержанию.
4. Пересказ.
* Описательный рассказ об игрушке, предмете, человеке, той или иной профессии (Ткаченко).
Для составления рассказа нужно подготовить предмет, предметную картину, по которой будет составляться рассказ.
– рассмотреть,
– беседа,
– план рассказа в виде схемы.
* Рассказ по сюжетной картине. Для того, чтобы помочь ребенку составить рассказ по сюжетной картине многие авторы предлагают разделить картину на отдельные элементы, которые помогут ребенку правильно построить свой рассказ.
* Рассказ по серии сюжетных картин.
Приемы:
– Совершать больше действий с картинками;
– Предложить ребенку самостоятельно разложить серию сюжетных картин.
– Убрать одну картинку и догадаться, что на ней изображено.
– Придумать дополнительную картинку.
* Рассказы из личного опыта
Темы: Как мы лепим снеговика.
Мамин день рождения.
Интересная встреча.
Вечер в нашей семье.
Методика обучения составления рассказов из личного опыта:
– Беседа;
– План, по которому ребенок будет составлять рассказ;
– Рассказ;
Творческое рассказывание включает в себя выполнение специальных творческих заданий:
– Пересказ сказки с элементами собственного творчества;
– Рассматривание картинки или серии картинок с выходом за пределы изображенного;
– Продолжение ребенком неоконченного рассказа;
– Составление творческого рассказа на заданную тему.
Используемая литература:
- В.В. Коноваленко, С.В.Коноваленко «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» М. «Гном и Д» 2001
- Т.А.Ткаченко «В первый класс без дефектов речи» С-Пб «Детство-Пресс» 1999
- Н.Н. Гусарова «Беседы по картинке. Времена года» С-Пб «Детство-Пресс» 1998
- Н.В.Нищева «Развивающие сказки» С-Пб «Детство-Пресс» 2002
- Г.Е. Сычева Выпуски 1,3 «Опорные картинки для пересказа текста» М. Книголюб
- О. Жукова «Игры со сказками» С-Пб «Олма-Пресс» 2003
- Т.Ю. Барышева «Скованные одной целью» Москва карапуз
- В.П. Глухов «Наши дети учатся сочинять сказки» М. «Аркти» 2005
- Т.Б. Филичева А.В. Соболева «Развитие речи дошкольника» Екатеринбург 1997
- О.Е. Грибова «Правильно ли говорит ваш ребенок и надо ли идти к логопеду?» «Айрис-пресс» 2003