Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Дошкольное образование

Автор: Чирова Полина Сергеевна
Учебное заведение: МБДОУ №79 "Мальчиш-Кибальчиш"
Краткое описание работы: отчёт по самообразованию на тему"Развитие речи детей 4-5 лет с помощью пальчиковых игр и упражнений"

Дата публикации: 2021-08-15 Развитие речи детей 4-5 лет с помощью пальчиковых игр и упражнений Чирова Полина Сергеевна МБДОУ №79 "Мальчиш-Кибальчиш" отчёт по самообразованию на тему"Развитие речи детей 4-5 лет с помощью пальчиковых игр и упражнений"
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Развитие речи детей 4-5 лет с помощью пальчиковых игр и упражнений

Скачать работу


ТЕМА: «Развитие речи детей 4-5 лет с помощью пальчиковых игр и упражнений»

Цель: Повышение уровня речевой компетентности детей через пальчиковые игры

Задачи:

  1. Научить детей с помощью пальчиковых игр устной речи, умение управлять своими руками
  2. Разработать перспективный план работы с детьми по данной теме;
  3. Провести диагностику на начало и конец учебного года
  4. Воспитывать положительное отношение к пальчиковым играм.
  5. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
  6. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;
  7. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр в дошкольном возрасте;
  8. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
  9. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Форма отчѐтности:

• Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников «Развиваем пальчики, улучшаем речь».

• Составить картотеку пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик, дыхательных упражнений.

Формы работы:

- совместная деятельность педагога с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы:

(Объяснение, показ, беседа, игра)

• массаж кистей рук;

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

• пальчиковый театр;

• конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;

• рисование по трафаретам;

• штриховка в заданном направлении;

• дорисовка (по принципу симметрии);

• дидактические игры;

• шнуровка, пуговицы, прищепки;

• игры с мелкими предметами;

• пазлы, мозаика, матрѐшки;

Ожидаемые результаты:

1. Проявление интереса у детей к пальчиковым играм.

2. Использование детьми пальчиковых игр в повседневной жизни.

3. Увеличение словарного запаса детей, повышение речевой активности.

4. Развитие у детей мимики, моторики пальцев рук; внимания, памяти, воображения.

5. Повышение уровня педагогической компетентности родителей по данной теме.

6. Использование родителями полученных знаний для укрепления здоровья детей

Этапы работы:

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный) Изучение научной и учебно-методической литературы:

2 ЭТАП — внедрение в практику.

3 ЭТАП — представление опыта работы по теме. Выступление на педсовете, выступление для родителей.

Актуальность:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребѐнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребѐнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Работа с детьми

Диагностика речевого развития детей в начале года проходила по нескольким диагностикам:

-Диагностика речевого развития (автор О.С. Ушакова).

- Диагностика педагогического процесса по образовательной области «Речевое развитие», Верещагина Н.В.

- Диагностика по Ушаковой О.С., Струниной Е.М., Стрбелевой Е. М., Грузик Т. И.

Диаграмма речевого развития детей 4-5 лет в начале года

На начало года 70 % детей имели низкий уровень речевого развития, 30 % детей имели средний уровень речевого развития, высокого уровня речевого развития не выявлено. Исходя из результатов, был составлен план работы на год.

План работы с детьми и родителями

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Октябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

3.Обучение детей игре «Шнуровка».

4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка». 5.Настольная игра «Мозаика».

6.Игра с массажными мячами.

7.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Ноябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

5.Упражнения с массажными мячами.

6.Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»,

Декабрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек».

2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка». 4.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

5. Настольная игра «Собери картинку» игры с пазлами

6.Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластик.бутылок).

Консультация для родителей: «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».

Январь

1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок». 2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)

4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

5. Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

6.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная)

Информация для родителей. Создание картотеки игр для работы с детьми.

Февраль

1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»

2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).

3. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».

4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур. 5.Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации»

6. Изготовление подарков к празднику: «День защитников Отечества» (аппликация).

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Март

1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».

2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок». 3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья» 4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок». 5.Изготовление подарков к празднику: «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и салфеток). 6.Игра «Прищепки»

7.Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом», «Выбери на рисунке все цветы из других предметов и соедини их друг с другом линиями».

Создание совместно с родителями игр для развития мелкой моторики.

Апрель

1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.

2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО. 3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки». 4.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д. 5.Проигрыване с детьми пальчиковым театром р.н.сказок . 6.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.

Выставка творчества . Советы родителям. «Пальчиковая гимнастика дома», «Пальчиковая гимнастика для детей.»

Май

1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста», «Спокойного сна!».

2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби». 3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).

5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша». 6.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты). 7.Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».

Отчёт для родителей

Диагностика развития речи конец года

На конец года выявлено следующее: 30 % детей имеют низкий уровень речевого развития, по сравнению с началом года понизился на 30 %; 70 % детей имеют средний уровень речевого развития, по сравнению с началом года повысился на 30 %. Высокого уровня не выявлено. Необходимо продолжать работу по разработке игр и упражнений для повышения речевого развития на следующий год.

Выводы:

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков детей помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.

-Использование пальчиковых игр и упражнений вызвало положительные эмоции у детей, они с желанием выполняли упражнения, пользовались играми в свободной деятельности.

-Возросла речевая активность детей, уровень речевого развития повысился: по сравнению с началом года: процент детей с низким уровнем речевого развития уменьшился на 30 %, процент детей, у которых средний уровень речевого развития увеличился на 40%.

Просмотреть свитедельство о публикации


Дошкольное образование Аппликация, Игры, Картотека игр, Лепка, Мелкая моторика, Развитие речи, Самообразование.

Post navigation

Правильное питание детей
Аккомпанемент как вид работы в младших клаасах ДШИ
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022