Развитие речи детей 4-5 лет с помощью дидактических игр и упражнений
Цель: расширение словаря у детей 4-5 лет с помощью дидактических игр
Задачи:
- определить исходный уровень развития словаря на начало учебного года
- подобрать дидактические игры для расширения словаря
- определить результативность работы
Актуальность
- Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.
- Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря и о методике его развития является одним из актуальных вопросов.
- Задачи по программе
- Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.
- Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.
- Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.
- Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
- Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.
- Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток.
- Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).
- Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.)
- В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми.
- К 4 годам количество слов доходит до 1900.
- Роль дидактических игр в формировании словаря детей
- Дидактические игры – это широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача.
- Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь. Осуществляя работу по формированию и активизации словаря, педагоги ДОУ эффективно используют дидактические игры: "Чудесный мешочек", "Кто увидит и назовет больше?", "Краски", "Что изменилось" и другие.
- В ходе обследования использовался метод индивидуальной диагностической беседы с ребенком, с целью выявления уровня активного и пассивного словаря, с применением наглядно-дидактических пособий и предметов.
- Уровни формирования словаря:
- 1. Умеет называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы: "Кто это?", "Что это?";
- 2. Умеет обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным (пушистая, круглый, красивая) и отвечающие на вопросы: "Какой?", "Какая?";
- 3. Умеет называть действия (глаголы), связанные с предметом, состоянием, отвечающие на вопросы: "Что делает? Что можно с ним делать?";
- детям предлагалось выполнить задания, взятые из книги "Диагностика речевого развития дошкольников" под редакцией О.С. Ушаковой.
- Цель формирующего эксперимента – формирование словаря детей через дидактические игры.
- В работе использовали дидактические игры по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста, предложенные Антониной Кирилловной Бондаренко и Оксаной Семеновной Ушаковой.
- Игры по теме "Игрушки":
- "Чудесный мешочек".
- "Найди игрушку".
- "Чего не стало?".
- Игры по теме: "Одежда":
- «Кукла Катя проснулась»,
- «Кукла Катя идет на прогулку»,
- "Найди пару".
- По теме «Посуда»
- Кукла Катя обедает
- "Подбери посуду для куклы«,
- "Узнай посуду по описанию".
- После проведения дидактических игр у детей повысился уровень сформированности словаря. При обследовании из 21 ранее обследованных детей: 7 – детей показали высокий уровень сформированности словаря; 12 – ребенка показали средний уровень сформированности словаря и 2 ребенка остались на низком уровне, из-за особенностей психического развития
- После сравнения результатов констатирующего и контрольного обследования можно сделать вывод о том, что дидактические игры действительно оказывают влияние на формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста.
- При сравнении диаграмм видно, что словарь детей значительно увеличился и обогатился. Дети больше стали использовать в своей речи слова – существительные, слова – прилагательные и слова – глаголы (действия)
Просмотреть свитедельство о публикации