Развитие познавательной активности и математических способностей дошкольников через дидактическую игру.
Развитие познавательной активности и математических способностей дошкольников через дидактическую игру.
Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности. Активность является непременной предпосылкой формирования познавательных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности.
Познавательная активность при правильной педагогической организации активной деятельности воспитанников систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника, так как она оказывает сильное влияние на его развитие.
Дидактическая игра является эффективным средством развития познавательной активности у детей. Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление. Она проявляет себя как игровой метод обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего формирования личности ребенка, а также является средством формирования познавательной активности детей дошкольного возраста.
Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, представляющие собой реальность, из которой ребенок должен найти выход.
Игра имеет важное значение в жизни каждого дошкольника, она как характерная деятельность не однородна, каждый ее вид осуществляет свою функцию в формировании личности ребенка.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Эти игры могут быть представлены в разных видах, будь то настольные печатные игры, словесные (поручения, загадки, беседы, предложения), или сюжетные.
При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Для формирования элементарных математических представлений у дошкольников используются различные виды дидактических игр, например: 1. Игры с предметами: «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Построй башенку» и т. п. Задача этих игр – способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).
2. Игры для сенсорного развития: - на закрепление цвета предмета: «Разноцветные бусы», «Поставь букет в вазу», «Угостим медведя ягодой» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.-на закрепление формы предмета: «Какой это формы? », «Круг, Квадрат», «Заплатки для коврика», «Заштопай штанишки», различные «пазлы вкладыши» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия. - на закрепление величины предмета: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угостим мишку» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
3. Игры с крышками от бутылок: «Воздушные шары», «Солнечная поляна», «Подбери колеса для машины» и т. п. Эти игры учат детей различать, группировать, чередовать предметы по цвету, величине и многие другие. Дидактические игры широко используются при планировании занятий по математическому развитию или отдельных его элементов, а также при организации индивидуальной работы с детьми. Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания.
4. Игры с игровым набором «Дары Фрёбеля» могут быть использованы, как для развития социальных и коммуникативных умений, сенсорного развития, развития мелкой моторики, развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, так и для формирования элементарных математических представлений, развития логических способностей.
Игры с использованием набора «Дары Фребеля» можно применять как в подгрупповой, так и в индивидуальной работе по формированию и закреплению математических представлений. А также дети могут играть самостоятельно. Разнообразие игр с дарами Фребеля формируют умения действовать по зрительному образцу, словесной инструкции, расширяют и уточняют представление детей о геометрических фигурах, цвете и форме
- развивают мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, классификация, обобщение; операции кодирования и декодирования информации,
=развивают зрительное восприятие, память, внимание, мелкую моторику «Геометрическое лото», «Продолжи ряд», «Повтори узор» «Каждой фигуре свое место» итд.
Игры с Палочками Куизинера формируют у детей дошкольного возраста представление о величине предмета, развивают логику и пространственное мышления, с их помощью дети учаться считать Правильное понимание величины предмета положительно влияет на умственное развитие дошкольников, так как связано с развитием способности сравнения, обобщения, отождествления, распознавания и
«Помоги зайчикам добраться до домика!»
Игры с логическими блоками «Дьеныша» развивают у ребенка логическое мышление, математические способности, стимулирует развитие речевых навыков. Ребенок учится сравнивать, анализировать, экспериментировать, визуализировать, обобщать и разделять предметы по признакам и быстро выучит геометрические фигуры. Так как во время игры создается игровой сюжет, то развивается воображение и фантазия, что способствует развитию творческих способностей.
«Сортируем блоки по наличию одного, двух признака»
«Что изменилось», «Найди не такую», «Продолжи ряд»
Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес детей тем самым развить познавательную активность дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения, в том числе и математике. Таким образом играя с детьми в дидактические игры в дошкольном возрасте у детей дошкольного возраста развиваются мыслительные процессы, необходимые для успешного овладения в школе математического материала.