«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования»
«Развитие познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста посредством
экспериментирования»
Воспитатели:
Митичкина Е.Я.
Шевцова Е.И.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. В дошкольном возрасте старшие дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментирование - один из эффективных методов работы поисковой деятельности.
Актуальностью детского экспериментирования является особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний. Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
На этом основано активное внедрение детского экспериментирования в практику нашей педагогической работы по теме: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования».
С введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования, экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. У выпускника детского сада развиты следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать, отличается удивительной любознательностью, готовностью познать и приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Поэтому ребенок стремится разрешить эти противоречия путем маленьких самостоятельных поисков.
Мы определили цель работы значимости экспериментальной деятельности: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
В процессе организации экспериментальной деятельности решаются следующие задачи:
создание условий для формирования у детей дошкольного возраста познавательной активности;
развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, формирование способов познания путём сенсорного анализа;
развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Для реализации поставленных задач необходимо:
- создание условий для экспериментирования: мини – лаборатория и необходимое оборудование;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- сотрудничество и целенаправленная работа воспитателя с родителями.
Применения метода экспериментирования заключается в том, что в процессе эксперимента дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, развивается речь, формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата, развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Опыты - одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которую активно используем. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудована мини - лаборатория. Опыты проводятся в мини – лаборатории, которая оснащена необходимыми материалами: увеличительные стекла, песочные часы, разнообразные магниты, прозрачные и непрозрачные сосуды, камешки разного цвета и формы, скорлупа орехов, шишки, гуашь, акварельные краски, колбы, формочки и многое другое. Сыпучие и мелкие предметы хранятся в баночках.
Один раз в неделю организуется совместная деятельность воспитателя с детьми в мини - лаборатории. После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.
Опыты-эксперименты с водой стали наиболее интересными для детей: «Если воду заморозить в бутылке», «Почему сосульки растут вниз головой? Как они растут?», «Какой лед быстрее тает: колотый или пластом?», «Не все вещества растворяются в воде».
В ходе проведения исследований с воздухом дети получают знания о свойствах воздуха, обнаруживают его в пространстве, внутри человека, в окружающих предметах; рассматривают вопрос о необходимости воздуха для всего живого; узнают, что воздух занимает место, выясняют, как образуется ветер. Делают вывод, что воздух – это смесь газов, есть повсюду, необходим всему живому на Земле.
Нравится детям проводить опыты с песком. Например, предлагаем слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов, песчинок, они круглые, жёлтые, есть прозрачные, как будто стеклянные, все крупинки лежат отдельно друг от друга, этим объясняется свойство сухого песка сыпучесть. Затем устраивают «бурю в пустыне», дуя через трубочку в банку с песком. Дети приходят к выводу, что крупинки песка не соединены друг с другом, поэтому песок рыхлый, рассыпчатый.
Обучающиеся с удовольствием проводят опыты с бумагой, тканью, резиной, пластмассой. Опустив, бумагу в таз с водой узнали, что бумага размокла и порвалась, из бумаги нельзя шить одежду. Проделав опыты, с деревом и металлом узнаем, что дерево легче, чем метал, потому что не тонет в воде. Проводя, опыты с воздушным шариком убедились, что резина растягивается при надувании, опустив его в таз с водой, наблюдали, что он не тонет, не пропускает воду, не размокает.
Экспериментирование с детьми организуем не только в мини - лаборатории, но на экологической тропе. На экологической тропе проводим с ребятами такие опыты, как «Нужен ли растениям зимой снег?», «Где быстрее наступит весна?», «Где будут первые проталинки?», «Почему воздух становится грязным?».
В процессе проведения опытов стараемся задействовать каждого ребенка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокус, они необычны, а главное ребята все проделывают сами. После эксперимента не упускаем воспитательные моменты - дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).
Опыты развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный). При выборе темы соблюдаю следующие правила:
Тема должна быть интересной ребенку, должна увлекать его.
Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. В условиях группы используем только элементарные опыты и эксперименты.
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В своей работе с детьми придаем большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», «Чудесный мешочек», «Свет» и другие.
Словесные игры: «Хорошо - плохо», «Что лишнее?» и другие, развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
При изучении темы «Песок» используем строительные игры с песком, водой. Они помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастет зернышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы.
В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.
Занимательные игры (опыты и игры – эксперименты) побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества: «Назови глину», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом», и другие.
Вывод: для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Один из интересных путей развития экспериментальной деятельности детей реализуем в художественно-продуктивной деятельности, а именно в использовании нестандартных приемов рисования (пальчиковое, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку), экспериментах с различными материалами. В процессе такой деятельности дети изучают и лучше запоминают свойства данных предметов, веществ. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет детям изучать их свойств, состав, возможности.
Используем в развитии речи опыты с речевым аппаратом, для развития фонематического слуха, усвоения грамматики родной речи игры-упражнения: «Звук заблудился», «Рифма», «Запутанное письмо», «Ребусы», «Превращение слов – волшебная цепочка». При составлении рассказов по картинкам и игрушкам использую решение проблемных ситуаций.
При формировании элементарных математических представлений во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Например, для определения формы фигур, вначале помогали детям выделить признаки фигур, а потом они самостоятельно решали по каким признакам можно сгруппировать фигуры, сколько групп получится, сколько фигур попадет в ту или иную группу, то есть предварительно планировали действия, прежде чем их произвести. Группируя фигуры, дети ориентировались на один признак, отвлекаясь от других. У них развивалась способность к обобщению. Например, вначале предлагаем распределить фигуры на две группы: фигуры круглой формы и многоугольники, затем, среди фигур круглой формы выделить круги и фигуры овальной формы, а среди многоугольников – четырехугольники и треугольники, наконец, среди четырехугольников найти прямоугольники, квадраты, ромбы, трапеции.
В процессе самостоятельной деятельности необходимо привлечь детей к способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?
Наблюдая за детьми, сделали вывод о том, что дети с удовольствием занимались играми логического математического содержания в свободной деятельности, достигая при этом положительного результата. В случае неудачи обращались к воспитателю или к сверстникам, тем самым, проявляя познавательную активность и желание выполнить задание. Все это позволяет сделать выводы об эффективности использования выбранных занимательных игр, о достижении поставленной цели.
Для эффективности работы с детьми дошкольного возраста необходимо повысить педагогическую грамотность родителей, для этого провели консультации: «Экспериментируем дома», «Игры на кухне», «Как правильно ответить на детское «почему?»», круглый стол на тему: «Любознательность – не порок!», были разработаны советы для родителей
«Как помочь маленькому исследователю».
Рекомендовали родителям создать дома уголки экспериментирования для поддержания интереса у детей к экспериментированию. Привлекаем родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе.
Это увеличило их интерес к экспериментальной деятельности своего ребенка. Родители делятся своими впечатлениями, обмениваются опытом и активно участвуют в жизни группы.
Система работы, проведенная в группе по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности, свидетельствует об эффективности выбранного направления работы. Благодаря сотрудничеству воспитателей, детей и родителей удалось достичь намеченной цели и решить поставленные задачи.
Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дети получили возможность удовлетворить присущую им любознательность. Совместное экспериментирование помогло детям более детально узнать интересующие его вещи, сделать правильные выводы, а также получить доказательства более доступным языком. Для нас экспериментирование – не самоцель, а только способ ознакомления с миром.
Целенаправленная систематическая работа с дошкольного возраста позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию дошкольников.