Развитие красивой речи у педагога
Развитие красивой речи педагога
Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка со взрослыми. Взрослые – хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка. Язык – важнейшее средство человеческого общения.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых. Большое влияние на формирование культуры речи у детей оказывает воспитатель. Перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии родного языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи”.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком. Но подражая взрослым, ребенок перенимает “не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи”. Поэтому педагог должен самокритично относиться к собственной речи, придерживаться литературных норм произношения, и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению. Необходимо устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.
Перед воспитателем стоит серьезная задача: он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создает, прежде всего, при помощи нашего языка. Язык воспитателя должен быть для ребят эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и тончайшего инструмента педагог развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.
Именно поэтому к речи педагога ДОУ, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Анкетирование педагогов ДОУ.
Речь воспитателя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. Поэтому особое внимание нужно обратить на форму своей речи, стиль общения с дошкольниками.
Рядом психологов и методистов используется термин “стиль педагогического общения” – это совокупность поведенческих реакций, в которых проявляются качества личности педагога, манера общения с детьми, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности. Стиль педагогического общения зависит от индивидуальных качеств педагога: психических свойств личности, интеллекта, а также от той ролевой установки, которую определяет для себя педагог.
Предлагаем вам заполнить анкету, с помощью которой можно определить стиль педагогического общения каждого из нас.
Воспитателям раздаются бланки анкет:
«Cтиль педагогического общения как показатель общей культуры педагога».
Задание: Внимательно прочитайте вопрос. Выберите наиболее предпочтительный для вас вариант ответа.
Ключ:
25 – 30 очков – тяготеет к демократическому стилю.
20 – 24 очка – преобладает авторитарный стиль.
10 – 19 очков – характерен либеральный стиль.
1.Считаете ли Вы, что ребенок должен:
Делиться с Вами своими мыслями, чувствами.
Говорить Вам только то, что он сам захочет.
Оставлять свои мысли и переживания при себе.
2.Если ребенок взял у другого ребенка без спроса игрушку, карандаш, то Вы:
Доверительно с ним говорите и предоставите возможность самому принять решение.
Не вмешиваетесь. Дети сами разберутся в своих проблемах.
Известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями.
3.Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание, как Вы поступите:
Похвалите и всем детям покажите его работу.
Проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня.
Скажете ему: «всегда бы так занимался».
4.Ребенок при входе в группу не поздоровался. Как Вы поступите:
Заставите его поздороваться.
Не обратите на него внимание.
Сразу же вступите с ним в общение, не упоминая о его промахе.
5.Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минута. Что Вы предпочтете делать:
Спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они общаются и работают.
Помочь, подсказать, сделать замечание.
Заниматься своими делами (записи, подготовка к занятиям и т.д.).
6.Какая точка зрения кажется Вам правильной:
Чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходящие, и на них не стоит обращать внимания.
Эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с их помощью можно эффективно обучать и воспитывать.
Чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.
7.Ваша исходная позиция в работе с детьми:
Ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить его и воспитать.
У ребенка много возможностей для саморазвития, взрослый должен максимально повышать активность самого ребенка.
Ребенок развивается неуправляемо, находится под влиянием наследственности и семьи, поэтому главная задача, чтобы он был здоров, накормлен, не нарушал дисциплины.
8.Как Вы относитесь к активности ребенка:
Положительно – без нее невозможно полноценное развитие.
Отрицательно – она часто мешает целенаправленно и плавно вести обучение и воспитание.
Положительно, но только тогда, когда активность контролируется педагогом.
9.Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома, Ваши действия:
Сказали бы «ну и не надо».
Заставили бы выполнить работу.
Предложили бы выполнить другое, но аналогичное задание.
10.Какая позиция по–вашему правильная:
Ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем.
Если ребенок не осознает заботу о нем, не ценит, то это его дело, когда-нибудь пожалеет.
Воспитатель должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.
Ответ | Число баллов по номеру вопроса | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
a | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 |
b | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 |
c | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 |
итого: _________________
Подведение итогов – создание коллажа «Культура речи»
Уместность – (ответы педагогов) употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения (под условиями общения понимается место, время, жанр и задачи коммуникативного процесса).
Выбранная нами профессия педагога требует, чтобы мы говорили правильно, выразительно, доступно. В речи педагогов отмечаются следующие недостатки: использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов; засоренность речи словами-паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.); неправильное ударение в словах; произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора; побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся (его вместо[ево]; копирование речи малышей, «сюсюканье»); частое неоправданное употребление слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки! Катенька, убери чашечку со столика!); использование в речи слов не понятных детям без уточнения их значения; многословие, наслоение лишних фраз, деталей; насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами; ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми; монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания; нечеткая артикуляция звуков в процессе речи.
Правильность речи - фундамент языковой культуры; без нее нет и не может быть ни литературного художественного мастерства, ни искусства живого и письменного слова.
Знаменитый поэт Ф. Шиллер сказал: «Из слов человека можно видеть, кем он хочет прослыть, но то, что он есть на самом деле, можно угадать лишь по мимике, жестам, телодвижениям, которые непроизвольны».
По данным французского исследователя Ф. Сюлже, только 7% информации во время общения мы с вами получаем из содержания высказывания, 38% - от интонации, 55% достоверной информации – через позу, мимику, выразительные движения. Все эти понятия входят в определение голоса. Одной из составляющих речи является качество голоса педагога.
Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:
1.Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью.
2.Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.
3.Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.
4.С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.
5.Голос педагога должен быть достаточно вынослив.
Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, полетностью, выносливостью.
Педагог обязан владеть методическим мастерством, знать приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения со школьниками и другими людьми.
Следующим компонентом речи является дикция. Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.
Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.
Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.
Давайте выполним несколько упражнений:
Упражнение «Актёры и зрители»
Цель: развитие чувствительности педагогов к невербальным средствам коммуникации.
Я предлагаю вам инсценировать несколько явлений. Один из вас подходит к столу и берёт листочек с обозначенными в них заданиями. Время на подготовку 30 секунд. Затем команды показывают друг другу инсценировки и пытаются отгадать смысл показанного задания.
Инсценировки:
Необходимо пройти:
1.В босоножках по лужам.
2.Так, чтобы кого-нибудь не разбудить
3.Большую часть расстояния и вдруг понять, что забыли важные документы.
4.И вдруг увидеть человека, которому хотите понравиться.
5.И вдруг заметить, что вас кто-то преследует.
(выполнение)
Упражнение «Фраза» Цель: обучение педагогов осознанию интонационных особенностей речи.
Следующие задания направлены на осознание интонационных особенностей речи.
Фразу: «А сейчас мы с вами отправимся в путешествие» нужно будет произнести с определённой интонацией, как:
1.Черепаха.
2.Маленький ребёнок.
3.Робот.
4.Пулемётная очередь.
Физическая пауза: «Упражнения для развития речевого дыхания».
На выдохе произнесите, пожалуйста, скороговорку: «Как на горке, на пригорке жили двадцать два Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д.» Сколько «Егорок» поместилось на одном выдохе?
Основой звучащей речи является правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосовое звучание и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса.
Задание «Проверь себя!»
Определить род существительных и употребить слово в правильной форме: Окна занавешены (тюль). Лицо скрыто (вуаль). Крышу кроют (толь). Вымою голову (шампунь). Голова покрыта (шаль). Окна занавешены тюлем (муж.род). Лицо скрыто вуалью (жен.род). Вымою голову шампунем (муж.род). Крышу кроют толем (муж.род). Голова покрыта шалью (жен.род).
Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме: Я встала, сняв ребенка с (колени). В саду много (яблони), (вишни). Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки). Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли). Я встала, сняв ребенка с коленей. В саду много яблонь, вишен. Карантин по гриппу продолжался двадцать двое суток. Я купила весь садовый инвентарь, кроме грабель.
Образовать форму повелительного наклонения глаголов: ехать – бежать – махать – сесть – лечь – езжай(те), беги(те), маши(те), сядь(те), ляг(те).
Исправить предложение: Он полный невежа в вопросах искусства. Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять. Коля является ведущим лидером нашей группы. Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады. Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу. Все дети своевременно выполнили заданное задание. Врачиха выписала детям лекарство. Он полный невежда в вопросах искусства. Мальчик надел пальто и шапку и пошел гулять. Коля является лидером нашей группы. Когда я вернулся к своим друзьям, все были очень рады. Беседа с детьми подошла к завершению. Все дети своевременно выполнили задание. Врач выписала детям лекарство.
Правильно употребить слова в родительном падеже единственного числа: бинт, торт, бант, гусь. Нет чего (кого)? бинт`а, т`орта, б`анта, г`уся.
О некоторых глаголах: надеть – одеть. Глагол надеть обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или (в конструкциях с предлогом на) по отношению к другому лицу либо предмету: надеть очки, кольцо, перчатки, туфли, пальто; надеть шубу на ребенка, надеть чехол на кресло, надеть наволочку на подушку. Глагол одеть обозначает действие, обращенное на другое лицо или предмет, выраженный прямым дополнением (т.е. существительным или местоимением в винительном падеже без предлога): одеть куклу, одеть ребенка.
О некоторых глаголах: есть – кушать. Глагол кушать стилистически ограничен в своем употреблении. В современной литературной норме слово кушать не употребляется в форме 1 лица (нельзя говорить: я кушаю, мы кушаем; надо: я ем, мы едим. В 3-м лице этот глагол обычно употребляется только по отношению к ребенку для выражения ласки. Возможно также использование его при вежливом приглашении к еде (кушай, кушайте, пожалуйста), где формы ешь, ешьте, звучат несколько фамильярно.
Задание: «Знатоки русской речи».
В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения) - нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.
Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.
Педагоги получают бланки со словами, в произношении которых наиболее часто встречаются ошибки в речи русскоязычного населения в целом и педагогов, в частности. Это ошибки, которые в своем большинстве признаются грубыми и в силу это недопустимы в речи педагогов, т.к. на его речь ориентируются воспитанники, их родители и просто окружающие.
Задание: Вам предлагаются пары слов. В каждой паре только один вариант правильный (1 или 2). Нужно выбрать правильный ответ и отметить его в соответствующей графе.
Опросный лист.
1.Августовский – августОвский1
2.асиммЕтрия – асимметрИя 2
3.бАнты – бантЫ 1
4.вклЮчит – включИт2
5.газопрОвод – газопровОд2
6.диспАнсер – диспансЕр2
7.ломОта – ломотА1
8.дремОта – дремотА1
9.зАдать – задАть2
10.зАнять – занЯть2
11.звОнит – звонИт2
12.катАлог – каталОг2
13.красИвее – красивЕе1
14.крЕпим – крепИм2
15.кУхонный – кухОнный1
16.меньшИнства – меньшинствА1
17.мусоропрОвод – мусоропровОд2
18.никчЕмный – никчЁмный2
19.обеспЕчение – обеспечЕние1
20.обОдрить – ободрИть2
21.осУжденный – осуждЁнный2
22.плЕсневеть – плесневЕть_1
23.полигрАфия – полиграфИя2
24.пОнял – понЯл1
25.премИровать – премировАть2
26.принУдить – принудИть1
27.слИвовый – сливОвый1
28.тУфля – туфлЯ1
29.углУбленное изучение – углублЁнное
30.хАос – хаОс1
Шкала оценки уровня культуры речи педагога:
0 – 2 ошибки – высокий уровень культуры речи;
3 – 6 ошибок – удовлетворительный;
7 – 10 ошибок – низкий.