Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте
Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте
Аннотация: Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников является важной составляющей его гармоничного развития. Именно в период дошкольного детства дети знакомятся с эмоциями, как способом реагирования на какие-то события; с названием эмоций; учатся определять их у себя, у родителей и других людей, а также учатся способам экологичного выражения эмоций.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, дошкольники, эмоции, психолог.
В настоящее время наиболее адаптированными к школьным условиям являются ученики с высоким и средним уровнем развития эмоциональной сферы. Им легче общаться с учителями и одноклассниками, и они более успешны в образовательном процессе. Школьникам с низким и очень низким уровнем развития эмоционального интеллекта учиться гораздо сложнее, они испытывают трудности в общении, как с учителями, так и с одноклассниками, конфликтуют с ними, а зачастую оказываются изолированными от коллектива. Таким детям трудно справиться со своим эмоциональным состоянием в стрессовых и критических ситуациях. Вот почему так важно развивать эмоциональный интеллект до поступления ребенка в школу, а именно с самого рождения (от 0 до 3 лет), продолжать в дошкольном возрасте (от 4 до 8 лет), в школьном возрасте (7-10 лет) и подростковом (10-18 лет).
Что же такое эмоциональный интеллект? Понятие эмоционального интеллекта в психологии было введено Джоном Майером и Питером Сэловеем и определялось, как «отслеживание собственных и чужих чувств и эмоций, различение их и использование этой информации для направления мышления и действий» [1].
Дэниел Гоулман [2] считает, что «эмоциональный интеллект - способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей».
Согласно автору, структуру эмоционального интеллекта составляет 5 позиций:
1) идентификация и определение эмоциональных состояний, понимание взаимосвязей между эмоциями, мышлением и действием;
2) управление эмоциональными состояниями, т.е. контроль эмоций и замена нежелательных эмоциональных состояний адекватными;
3) способность входить в эмоциональное состояние, способствующее достижению успеха;
4) способность читать эмоции других людей, управлять ими; развитие эмпатии;
5) способность вступать в здоровые межличностные отношения с другими людьми и поддерживать их.
Рассмотрим, как происходит развитие эмоционального интеллекта у дошкольников. В дошкольном возрасте ребенок знакомится с эмоциями, как способом реагирования на какие-то события, с названиями эмоций, учится определять их у себя, у родителей и других людей, узнает способы преодоления гнева и агрессии. Самое главное в этом возрасте – научиться полноценно проживать весь спектр чувств, ведь эмоции не делятся на хорошие и плохие, как, к сожалению, ошибочно считают многие взрослые. Всем эмоциям есть место в душе человека. Как часто можно услышать от взрослых: «Не плачь!», «Чего ты плачешь, ты же мальчик!», «Расстроилась из-за какой-то ерунды!», «Не дерись, ты же девочка!». И таких высказываний достаточно много. Это и есть подавление эмоций ребенка, их обесценивание, то есть это то, что заставляет ребенка стыдиться себя и собственных эмоций и препятствует развитию эмоционального интеллекта.
В нашем детском саду мы занимаемся развитием эмоционального интеллекта у детей. Ведь общаясь в коллективе, ребенок продолжает знакомиться с различными эмоциями. Много детей, много разных эмоций, много различных реакций на них и много различных последствий проявленных эмоций.