Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Дополнительное образование » Другое

Автор: Костылева Анна Николаевна
Учебное заведение: ГБОУ РОЦ№76
Краткое описание работы: 1.1.Понятие интереса. 1.2. Особенности изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста 1.3. Характерные особенности рисунков младших школьников 1.4. Формирование интереса к изобразительному искусству у младших школьников в изостудии средствами освоения различных видов и техник рисования. 1.5. Особенности изобразительных техник Заключение

Дата публикации: 2021-11-24 Развитие интереса к обучению изобразительному искусству детей младшего возраста Костылева Анна Николаевна ГБОУ РОЦ№76 1. 1. Понятие интереса. 1. 2. Особенности изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста 1. 3. Характерные особенности рисунков младших школьников 1. 4. Формирование интереса к изобразительному искусству у младших школьников в изостудии средствами освоения различных видов и техник рисования. 1. 5. Особенности изобразительных техник Заключение
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Развитие интереса к обучению изобразительному искусству детей младшего возраста

Скачать работу


ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР № 76

(ГБОУ РОЦ № 76)

Реферат

«Развитие интереса к обучению изобразительному искусству у младших школьников»

А.Н. Костылева

педагог дополнительного

образования

Москва, 2021г.

План работы

Введение …………………………………………………………..………………3 1.Содержание работы…………………………………………………….…...…5

1.1.Понятие интереса..............................................................................................5

1.2. Особенности  изобразительной   деятельности  детей младшего

школьного возраста.............................................................................................6

1.3. Характерные особенности рисунков младших школьников.......................6

1.4.  Формирование  интереса   к   изобразительному искусству у младших школьников в изостудии средствами освоения различных видов и техник рисования.................................................................................................................8

1.5. Особенности изобразительных техник.......................................................10

Заключение…………………………………………………………................... 12

Список литературы ……………………………..................................................14

Введение

 Изобразительное  искусство – наиболее эмоциональная сфера  деятельности  детей. ... Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, творческие способности. Но, какими бы феноменальными ни были задатки, способности сами по себе, вне обучения, вне  деятельности  развиваться не могут. Они будут формироваться, если учащихся заинтересует определенный вид  деятельности .

В самом начале педагогической деятельности я столкнулась с тем, что есть много детей младшего школьного возраста, желающих записаться в студию изобразительного искусства, то есть, существует социальный заказ. Первоначально группы были скомплектованы без учета художественных способностей детей. Появилась необходимость в создании программы обучения, содержание которой вызвало бы интерес учащихся к занятиям и соответствовало уровню возможностей данных детей.

Ведь проблема  интереса  тесно связана с проблемой способностей. Так, известный психолог С.Л. Рубинштейн, писал: «Между  развитием  способностей и  интересом  существует теснейшая взаимосвязь: с одной стороны,  развитие  способностей совершается в  деятельности, которая стимулируется  интересом , с другой –  интерес  к той или иной  деятельности  поддерживается ее успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями»

Младший школьный возраст наиболее гибкий, в это время детей легче заинтересовать  изобразительным  искусством, обучить, выявить и развить их творческие способности. Проявление интереса к изобразительному искусству в этом возрасте является предпосылкой развития в старшем возрасте художественно-творческих способностей к рисованию.

На сегодняшний день  актуальной является проблема формирования устойчивого  интереса   к   изобразительной   деятельности  у учащихся, пришедших заниматься в изостудию. Поэтому мною выбрана тема реферата - «Развитие   интереса   к   изобразительной   деятельности  у детей младшего школьного возраста».

Цель – формирование устойчивого интереса к обучению изобразительному искусству средствами освоения базовых навыков изобразительной деятельности.

Содержание работы

1.1 Понятие интереса.

Вызвать, а затем развить познавательный  интерес  – первостепенная задача педагогов. Но что такое  интерес? По мнению известного психолога Р.С. Немова, «интересом  называют особое когнитивное мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной центральной в данный момент потребностью.  Интерес  к себе могут вызывать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель. У человека в связи с  развитием  его мотивационной сферы  интерес  начинает вызывать все то, что потенциально может служить средством удовлетворения его потребностей и мотивов, достижения поставленных целей.  Интересу  соответствует особый вид  деятельности , которая называется ориентировочно-исследовательской. Чем выше по эволюционной лестнице стоит организм, тем больше времени занимает у него данный вид  деятельности  и тем совершеннее ее методы и средства. Высший уровень  развития  такой  деятельности, имеющийся лишь у человека, - это научные и художественно-творческие изыскания.» Тем самым, Немов связал  развитие   интереса  и творческих способностей воедино.

В формировании познавательного интереса школьников обычно выделяют три этапа: - любопытство (ситуативный интерес);

- любознательность (не распространяется на изучение всего предмета);

- устойчивый интерес (ученика захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение нестандартных задач доставляет удовольствие).

1.2. Особенности  изобразительной   деятельности  детей младшего школьного возраста

В  развитии  творческих способностей ребенка существенное значение имеют как природные свойства анализаторов, так и более общие качества. Природные качества ребенка, даже очень благоприятные, развиваются в художественно-творческие способности в результате влияния общественной среды, в результате воспитания.

В художественной  деятельности  творчество детей может проявляться в исполнении художественных произведений, в выразительной передаче их содержания и настроения; в создании новой продукции – рисунка, лепки и т.д. Мы называем это продуктивным художественным творчеством, которое главным образом выявляется в  изобразительной   деятельности. Для того, чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности  изобразительной   деятельности  детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развивается его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.

1.3 Характерные особенности рисунков младших школьников.

Учащиеся первых классов рисуют сначала схематические изображения, отдельные предметы, а затем композиции, преимущественно по памяти, «от себя». Дети пытаются передать основной цвет и форму предметов, сопоставить их по величине, рисовать так, чтобы было «красиво

Детям этого возраста свойственно увлечение яркими, открытыми цветами. Внимание младших школьников отличается большой неустойчивостью, они еще не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать натуру и явления природы, изображают часто предмет, не глядя на него, не анализируя его форму. Форму и цвет дети не противопоставляют. Но им под силу рисование объемных предметов – овощей, фруктов.

Во 2-м классе в детских рисунках появляются некоторые изменения. Учащиеся начинают лучше чувствовать форму, линию, больше внимания обращают на цвет и на расположение предметов на листе бумаги. Более близкие предметы на бумаге располагаются ниже, чем удаленные, предметы в пространстве рисуются с кажущимся уменьшением по мере удаления их от зрителя. Перестройка  изобразительной   деятельности  у младших школьников заключается в переходе от рисунка – описания и перечисления отдельных деталей к рисунку - изображению предметов в более или менее точном соответствии с его реальной видимостью.

В технических приемах изображения школьник переходит от простой, проволочной линии к линии нащупывающей, сложной, от простого (задуманного) закрашивания локальным цветом к различным способам живописного изображения.

Таким образом,  изобразительная  грамотность доступна каждому учащемуся, в том числе и детям младшего школьного возраста, независимо от степени их одаренности.

Без знаний особенностей  изобразительной   деятельности  младших школьников нельзя грамотно выстроить программу их обучения и  развития  творческих способностей.

1.4.  Формирование  интереса   к   изобразительному искусству у младших школьников в изостудии средствами освоения различных видов и техник рисования

В учреждениях дополнительного образования создаются условия для  развития  познавательного  интереса   к   изобразительной  деятельности  детей младшего школьного возраста, так как занятия проводятся в самых разнообразных, более свободных формах, нежели в школе. Не является исключением и наше БОУДОД ШМР «Шекснинский ДДТ», где в изостудии предоставлены детям такие возможности. Уже много лет в нашем учреждении действует изостудия, которой руководила Н.Ф.Шаповал, ею преподавались четыре дисциплины  изобразительной  деятельности : «Рисунок», «Живопись», «Композиция» «Декоративно-прикладное искусство». Образовательная программа была рассчитана на 4 года обучения , по ней занимались дети от 10 до 17 лет.

Теперь появилась потребность в обучении детей младшего школьного возраста, и мы стали принимать в группы первого года обучения таких детей. С учетом того, что в этом возрасте у ребят легче сформировать  интерес   к  изобразительному  искусству, выявить и развивать их способности, мною была разработана программа на два года обучения,

В программу включены различные виды и техники рисования, в ней предусматривается широкий спектр изобразительной деятельности, изучение трех дисциплин: «Живопись», «Композиция» и «Дизайн».

С первых занятий придается большое значение работе с различными художественными материалами. Ведь прежде чем реализовать идею, необходимо изучить свойства материалов и способы работы с ними с помощью разных инструментов, особенно на начальной стадии обучения. Самое главное для преподавателя в обучении – возбудить в ребенке потребность к художественному выражению, интерес, поддержать положительную самооценку. И потому, учитывая неподготовленность детей, их неумение пользоваться трудоемкими техниками, акценты делаются на более доступные способы.

Дети с увлечением занимаются кляксографией, создавая замысловатые сюжеты из клякс, монотипией, получая разные отпечатки, конструированием и т.д. Все это вызывает у младших школьников большой  интерес к изодеятельности. Такие занятия способствуют  развитию  творческого воображения и образного мышления у детей.

На занятиях по композиции чаще всего практикуется рисование на тему (темы даются простые, которые выполняются за одно занятие), а также декоративное рисование, рисование ватными палочками, стилизация, рисование по сырому, рисование по представлению, иллюстрирование, граттаж и др. Используем различные материалы: восковые мелки, акварель, цветные карандаши, ватные палочки, гуашь, гелиевые ручки, все это для ребят является новым, еще не опробованным и интересным в использовании.

На занятиях дизайном работы выполняются в таких техниках как аппликация (обрывная, с манкой, с элементами рисования), конструирование, флористика, монотипия, кляксография, ниткография, роспись, папье-маше, коллаж. Практикуется сочетание индивидуальной и коллективной работы.

Для детей 7-8-летнего возраста при рисовании с натуры основное время отводится живописи, так как в этом возрасте дети ярче воспринимают цвет, а не форму, поэтому предпочтительнее рисовать гуашью, а не акварелью. Технику акварели дети лучше осваивают в старшем возрасте.

Рисованию с натуры способствуют прогулки и экскурсии, которые можно организовать по различным темам, например: «Осенние деревья», «Танец снежинок », «Осенний листопад», «Зимние забавы » и т.п.

1.5. Особенности изобразительных техник

Монотипия

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам и на одной половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, снова лист, складывается пополам для получения отпечатка. Темы для использования техники были следующие «Бабочки», «Жучки», «Листочек» и др.

Кляксография. Средство выразительности: пятно.

Способ получения изображения: ребенок набирает на кисть краску и капает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Можно накрыть другим листом и прижать (или согнуть исходный лист пополам, предварительно нанеся краску только на одну половину листа). Далее лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что похоже. Недостающие детали дорисовываются. Виды: кляксография с трубочкой, обычная.

Рисование по мокрой бумаге. Средства выразительности: пятно, фактурность, цвет.

Способ получения изображения: ребенок смачивает лист чистой водой, а потом кистью наносит изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Если нужно прорисовать детали, то немного надо подождать, пока рисунок высохнет, или набирать на кисть густую краску. Темы «Фрукты», «Зачарованный лес» и др.

Штриховка. Средства выразительности: линия, пятно, цвет.

С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Также рисование штрихом очень хорошо подготавливает руку к письму. Это не сложный и довольно выразительный метод рисования, позволяющий передать характерные особенности предметов с помощью различных видов штриховки:

1.Бесформенная штриховка. 2.Вертикальная штриховка. 3.Диагональная штриховка. 4. Горизонтальная штриховка. 5. Формообразующая штриховка.

Граттаж. Заранее затонировать лист бумаги красками, покрыть яичным желтком и просушить. После этого лист сверху покрывается черной тушью или краской. Уже после высыхания с помощью зубочистки поверху выцарапывается изображение. Тема: «Космический пейзаж».

Когда на занятиях наблюдаешь за детьми, то видишь, что одни быстро и хорошо выполняют поставленные перед ними задачи, их работы выразительны, интересны; другие работают так же быстро, но не справляются с заданием, совершают грубые ошибки, неорганизованны, плохо слушают педагога. Есть дети, которые работают медленно, но успевают закончить работу и стремятся выполнить ее как можно лучше. Одни воспитанники лучше проявляют себя в работе с натуры, другие – в тематических заданиях, третьи – в декоративной работе. Кто-то из детей любит больше работать карандашом, кто-то красками. Задача педагога – поддержать каждого ребенка, отметить его успех, движение вперед, проявление индивидуальности, и в то же время, развивая интерес, сформировать базовые навыки изобразительной деятельности. Повышенная склонность учащихся  к   этим видам занятий является показателем пробуждающихся у них способностей к художественному творчеству и развития  к нему  интереса. Так, при овладении умениями и навыками, а также при целенаправленном наблюдении и восприятии окружающей действительности у учащихся развиваются способности  к   изобразительной  деятельности .

Заключение

Изучив собственный опыт работы по проблеме развития интереса к изобразительной деятельности, я пришла к следующим выводам:

- развивать у детей творческие способности и воображение, художественный вкус, понимание прекрасного,  интерес   к  изобразительной  деятельности следует как можно раньше, а именно в младшем школьном возрасте, когда дети очень любознательны, легко и быстро запоминают все интересное, им свойственна увлеченность, они любят рисовать, что уже является предпосылкой познавательного  интереса;

- содержание учебного материала в программах должно быть интересно, доступно, эмоционально насыщенно;

- необходимо использовать разнообразные методы и формы обучения, индивидуальный и дифференцированный подход, чередование видов художественной  деятельности;

- важным фактором в  развитии   интереса   к   изобразительному  искусству является авторитет, личный пример педагога, который должен быть творчески мыслящим человеком, в совершенстве владеть методикой обучения, умело сочетать индивидуальную и коллективную работу учащихся, находить общий язык с детьми и управлять коллективом;

- участие детей в различных выставках художественного творчества (тематических, отчетных, районных, областных) придает значимость их   деятельности, закрепляет  интерес   к   ней, поддерживает стремление к более качественному выполнению работ, что ведет к  развитию  творческих способностей;

- занятия должны проводиться в специализированных кабинетах, хорошо оснащенных оборудованием, художественным материалом, наглядными пособиями, техническими средствами обучения;

- следует больше времени отводить для самостоятельной работы учащихся. В работах детей по своему замыслу наиболее ярко раскрываются их  интересы, мечты, знания, отношение к тому или иному явлению жизни, а также умения и навыки в  изобразительной   деятельности.

Таким образом, при формировании в течение двух лет обучения устойчивого интереса к художественному творчеству, у наиболее способных детей создаются предпосылки для дальнейших занятий изобразительным искусством.

Список литературы

1) Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования .Часть 2, -М.: «издательство Скрипторий 2003», 2008

2) Чудновский В.Э. Развитие способностей (школьников). Воспитание 2школьников, 1990, № 4, 32-37 с.

3) Сокольников Н.М.  Изобразительное  искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.,1994, 365 с.

4) Пьянкова Н.И. «Изобразительное искусство в школе», М.: «Просвещение»,2006

5) Дамаданова С. Р. Система занятий школьников с различными видами изобразительной техники.// Изобразительное искусство в школе. – 2006-№6

6) Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком…Занятия в изостудии., М.: издательский дом «Карапуз», 2008

7) Немов Р.С. Психология. М.1995, 260 с.

8) Худорской А.В. Как обучать творчеству. (Дополнительное образование, журнал), № 1, 2001, 4-10 с.

Просмотреть свитедельство о публикации


Дополнительное образование, Другое Аппликация, Лепка.

Post navigation

Системное взаимодействие педагогов ДОУ для коррекции у детей тяжёлых нарушений речи
Тренинг для подростков “Скажем НЕТ вредным привычкам”
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022