Автор: Максимова Галина Владимировна
Учебное заведение: СОШ с углубленным изучением иностранного языка при ПП при ООН г. Нью Йорк
Краткое описание работы: Работа посвящена  картинам великого художника  И.И.Шишкина. А также истории создания  картины "Утро в сосновом  лесу", которая имела свое "сладкое" продолжение.

Дата публикации: Разработка урока: «Утро в сосновом лесу» Работа посвящена  картинам великого художника  И. И. Шишкина. А также истории создания  картины "Утро в сосновом  лесу", которая имела свое "сладкое" продолжение.
Просмотреть свитедельство о публикации

_2636777_1976591

Разработка урока: «Утро в сосновом лесу»

Внеклассное занятие для 2-3 класса

Тема : Мишка косолапый или Утро в сосновом бору. История одной картины.

Орг. Момент. Предметная неделя гуманитарных наук называется «Калейдоскоп знаний» Вот перед вами стёкла калейдоскопа, за каждым из которых таятся новые знания. Предлагаю на внеклассном занятии по изобразительному искусству открыть новые знания для себя и ваших друзей.

 Сегодня мы с вами совершим небольшую  виртуальную экскурсию в Третьяковскую галерею, познакомимся с одной известной картиной. И узнаем о ней тайну. Основная часть.

1.  Знакомство с картиной.

Перед вами картина великого русского художника.

 Что вы видите на картине? (лес, поваленное дерево, медведей)

Глядя на эту картину, какое название вы бы ей дали? (варианты детей)

В каком жанре написана эта картина?  (пейзаж) Почему вы так решили?

Эта картина называется « Утро в сосновом лесу». А написал эту картину известный художник Иван Иванович Шишкин.

 Посмотрите на эту замечательную картину внимательно.   Запомните её.  Сейчас мы совершим виртуальную экскурсию в Третьяковскую галерею на несколько минут.

Там вы увидите картину «Утро в сосновом  лесу», как только вы заметите картину в фильме, дайте мне знать.  У вас на столе лежат смайлики. Как только увидите знакомую картину под названием «Утро в сосновом  лесу». Покажите смайлик.  А я тем самым буду знать, что вы внимательные зрители и ценители искусства.

2.   Виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею

Я обратила внимание, что все ребята заметили картину, о которой у нас сегодня пойдёт разговор. Теперь рассмотрим эту картину как умелые зрители. (7 минут)

Так как же называется эта замечательная картина? (Утро в сосновом лесу)

И, наверное, вам легко назвать имя художника,  который изобразил эту картину? Конечно же, это Иван Иванович Шишкин.

3.  Описание картины

Рассказ детей под тихую мелодию.

Рассмотрим картину «Утро в сосновом лесу» подробнее. Описание: Ребята из 3 класса  во всех красноречивых совах опишут нам эту картину.

Ученик 2       «Утро в сосновом лесу» Иван Шишкин сумел поймать один миг из целой лесной жизни. Он передал при помощи рисунка момент начала дня, когда солнце только начало вставать.

Ученик 1

Удивительный миг зарождения новой жизни. Картина «Утро в сосновом лесу» изображает пробуждающийся лес и еще сонных медвежат, которые выбираются из укромного жилища.

 В этой картине, как и во многих других, художник хотел подчеркнуть необъятность природы. Для этого он срезал верхушки сосен вверху полотна.

Ученик 1

Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что у дерева, на котором резвятся медвежата, вырваны корни. Шишкин как будто бы подчеркнул, что этот лес настолько нелюдимый и глухой, что в нем могут обитать только звери, а деревья падают сами, от старости.

Ученик 2 Утро в сосновом бору Шишкин указал при помощи тумана, который мы видим между деревьями. Благодаря этому художественному ходу становится очевидным время суток.

Предыстория.

 Ученик 2 Художник с огромным трепетом относился к лесной природе, она буквально пленила его своим бесчисленным количеством красок, разнообразием оттенков, лучами солнца, пробивавшимися сквозь густые сосновые ветви. Картина «Утро в сосновом лесу» стала воплощением этой любви Шишкина к лесу.

4.Конфеты со вкусом искусства.

Учитель Она очень быстро обрела популярность, и вскоре уже использовалась  на марках, и даже на фантиках конфет. Посей день ее бережно хранят в Третьяковской галерее. 

Учитель. Ребята, в моём детстве были очень популярны конфеты с изображением фрагмента картины. Называются они  «Мишка косолапый». Конфеты со вкусом искусства. Родители их покупали очень редко. А скорее один раз в год на мой день рождения. А второй раз я их находила в новогоднем подарке под ёлкой.  Я их и по сей день люблю. Посмотрите, как они выглядят. Наверняка вы их видели.

 Мало кто знает, что конфеты «Мишка Косолапый» (медовый грильяж) – это визитная карточка не только советской кондитерской промышленности, но и гордость самой Царской России. Ведь родился этот сладкий шедевр в мастерских легендарной паровой фабрики «Эйнем», которая занималась производством чайного печенья и шоколада с 1851 года. – Это 165 лет тому назад.

Мишка косолапый» – конфеты со вкусом искусства Обертку этих сладостей украшает видоизмененный сюжет всем известной картины «Утро в сосновом бору», написанной Иваном Шишкиным в 1889 году. Но именно с легкой руки Маниула Андреева – крупного промышленного художника – это произведение искусства и стало «лицом» одного из самых популярных в России и за ее пределами сорта конфет.

Но и это ещё не всё.

 Есть ещё одна тайна у картины «Утро в сосновом лесу». Об этом нам расскажут учащиеся 3 класса.

5.     Соавторство.

Ученик Шишкин был отличным пейзажистом, но редко брался за изображения зверей на своих работах.

Ученик Картина «Утро в сосновом бору» не стала исключением. Он создавал пейзаж, а вот четверых медвежат нарисовал другой художник, специалист по зверям, Константин Савицкий.

 Ученик Рисуя утро в сосновом бору, Шишкин взял Савицкого соавтором, и картина изначально была подписана ими двумя.

Ученик Это как мы с вами выполняем коллективную работу и её пописывают нашими именами.

Ученик  Однако, после того как полотно было передано в Третьяковскую галерею, Третьяков посчитал работу Шишкина более обширной и стер имя Савицкого.

Ученик  Картина появилась на свет в 1889 году с  подписью Ивана Ивановича Шишкина. А  художник Савицкий успокоился и на подпись не претендовал.

Соавторство в среде художников большая редкость.

Учитель. Соавторство и мастерство двух талантливейших художников подарило нам эту замечательную картину. Теперь мы знаем тайну картины «Утро в сосновом лесу»

Итак, какие интересные факты мы узнали о картине «Утро в сосновом лесу»?

Это соавторство двух художников Шишкин и Савицкого. Обёртки на вкусных конфетах фабрики «Красный октябрь» с сюжетом картины, но с другим названием « Мишка косолапый».

Практическое задание.

Сейчас я вам предлагаю  выполнить аппликацию. Необходимо будет приклеить медвежат на репродукцию картины «Утро в сосновом бору».  

При этом каждый из вас возьмёт  аппликацию медведя, нанесёт клей и,  приклеит аппликацию медведя, на то место где он располагается в картине.  По памяти.

Затем вы приклеите название картины, в правом или левом нижнем углу. А уж потом   автора или авторов картины. Т.е.   Шишкина, или Шишкина и Савицкого. Решение вы должны принять сообща. И объяснить, почему вы так решили. Посмотрим, что получилось.

 Микроитог. Дети показывают работы и объясняют, почему подписали картину одной или двумя фамилиями.

Немного потрудились пора отдохнуть.

6.     ФИЗМИНУТКА. «Нарисуй мне небо…» Ёлка. Дети становятся в круг. Под музыку  выполняют движения.

У художника И. И. Шишкина много картин. И все запомнить невозможно. Но хотя бы три  мы сможем с вами запомнить играючи.

 

Ребята, я вам предлагаю игру. Называется она «Запомни картину» Игра на ассоциации. Каждой картине будет соответствовать, тот или иной предмет.

Закрытыми глазами на ощупь вы достаёте из мешка предмет. Определяете его, и называете картину, с которой ассоциируется этот предмет. Но сначала познакомимся с картинами И.И. Шишкина. (Рассматриваем картины)

7. Игра «Запомни картину»

Итак, картина «Утро в сосновом лесу» — Это игрушка медведь.

Картина под названием «Рожь» — колосок. Рассмотрите картину. На ней изображено поле ржи и сосны.

Картина «За  грибами» — гриб.

Картина «Берёзовая роща» – кора берёзы.

Проговорим вместе названия картин  и начнём.

Вызвать детей от каждого стола по одному и поиграть.

Работа в группах.

Те, кто уже попробовал поиграть в игру «Запомни картину» я предлагаю стать ведущими в своей команде. И провести игру самостоятельно. Вот вам подсказка, где есть названия картин и предметы, которые им соответствуют.

8.«Буклет на память»

Практическая часть.

Чтобы не забыть историю о картине, я предлагаю вам сделать буклет,  в котором будет собрана информация о художнике и его картинах.

Итак. Составим план работы.

 С чего лучше начать? (ответы детей) Я думаю с биографии художника Шишкина. Найдите у себя в конверте вырезку с портретом художника. Затем история одной картины. Картина «Утро в сосновом бору» Подпись авторов внизу . Теперь история про конфеты «Мишка косолапый»

И наконец, картины, которые мы с вами выучили. В любой последовательности. Вклеим в буклет всё по порядку.

Практическая часть 2.

 Для этого понадобится клей карандаш, салфетка  и основа.А в основе у нас буклет. Что такое буклет? Это своего рода напоминание о  Положим  лист на салфетку, с обратной стороны нанесём клей по краям, в середине поставим крестик. Приложим лист на основание, на глаз выровняем и приклеим. Проверим качество работы. С порядком мы определились, теперь можно выполнять самостоятельно. Если кто-то забыл  очерёдность, можно смотреть на экран.

Что получилось. Как вы думаете, биография какого художника последует  в вашем альбоме. Конечно же, Константина Савицкого. Советую прочитать всё, что написано в буклете ещё раз.

Возможно изготавливая такие альбомы о других картинах, мы узнаем ещё много разных и интересных историй и познакомимся с творчеством других художников.

Мы узнали, что картина «Утро в сосновом лесу» на редкость интересная картина. Появилось желание узнать, а есть ли ещё такие картины,  у которых два автора? Полезно было бы изучить творчество А.К. Савицкого.

Итак, что больше всего понравилось на уроке?

О чём бы вы хотели ещё узнать?

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.