Разработка урока по обществознанию в 9 классе “Гражданское общество”
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ
Тема урока | Гражданское общество. Социальные движения | ||
Тип урока | Комбинированный | ||
Цель урока | Называть главные черты гражданского общества. Сравнивать гражданское общество в индустриальную и постиндустриальную эпохи. Обсуждать в группе эффективность известных организаций гражданского общества. | ||
Образовательные ресурсы | Учебник Всеобщая история, Новейшая история, 9 класс, Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О., 2016. Рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания http://nsportal.ru/node/1379248 Тестирование: http://spheres.ru/learning/ | ||
План урока | 1. Понятие гражданского общества, этапы его становления и основные институты. 2. Социальные движения: молодёжи и студентов, движение гражданских инициатив, экологическое движение, национальные и этнические движения. 3. Обновленческий процесс в церкви. | ||
Личностно значимая проблема | Становлению гражданского общества способствовали те процессы, которые происходили на политической арене | ||
методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная | ||
Основные понятия | Гражданское общество, волонтёр, демократизация. | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Ознакомиться с процессом становления индустриального общества и проблемах, с которыми столкнулось население. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
---|---|---|---|---|---|---|---|
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по изученному материалу. |
| Отвечают на вопросы, анализируют, пытаются ответить на главную проблему урока (опережающее задание). Работают с документом и пытаются найти ответ на проблему урока | Фронтальная работа. Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | Работа с текстом Ролевая игра Рассказ учителя и анализ презентации Просмотр иллюстрации | Понятие гражданского общества, этапы его становления и основные институты Учащиеся знакомятся с текстом пунктов «Гражданское общество и социальные проблемы на завершающем этапе индустриального развития (1890—1960-е гг.)» и «Изменение роли и характера гражданского общества» (с. 186—189) и составляют их конспект. Учащиеся оформляют результаты работы наиболее рациональным, с их точки зрения, способом. Примером может быть таблица: «Этапы развития гражданского общества в ХХ в». Социальные движения. Ролевая игра. Ученики разыгрывают ситуацию митинга, на котором выступают представители различных социальных движений, что подразумевает групповую работу. Класс делится на три группы соответственно направленности общественных движений: движения молодёжи и студентов, экологические движения, национальные и этнические движения. Учитель может использовать различные примеры из новостей СМИ, касающиеся деятельности организаций гражданского общества в различных ситуациях для об- суждения и формирования собственной позиции учащихся в отношении деятельности организаций гражданского общества, формирования у них нравственного поведения, активной гражданской позиции. Обновленческий процесс в церкви Рассказ учителя, сопровождающегося электронной презентацией. Карта расселения католиков и протестантов (а также представителей других конфессий) в Европе; статистические данные о численности христиан по частям света; фотографии римских пап Иоанна XXIII, Павла VI, Иоанна Павла II, Бенедикта XVI и Франциска I; документальные и новостные видеоматериалы о деятельности последних римских пап, направленной на обновление церкви. | Учащиеся составляют конспект, который содержит следующие пункты: признаки гражданского общества; особенности развития гражданского общества с конца XIX в. до 60-х гг. ХХ в. (главный конфликт в обществе этого периода, организации гражданского общества, их главные черты, формы проявления гражданского общества); гражданское общество с 60-х гг. ХХ в. (главный конфликт в обществе этого периода, организации гражданского общества, их главные черты, формы проявления гражданского общества). Учащиеся получают задание по группам и каждая группа получает опережающее домашнее задание: на основе учебника и материалов Интернета изучить выбранное движение, составить о нём историческую справку для представления одноклассникам, подготовить речь с требованиями от имени представителей выбранного движения и подобрать галерею образов (оформить в виде слайд-шоу, сопровождающего речь). На уроке каждая группа выступает перед одноклассниками. Остальные учащиеся задают вопросы по теме выступления. Учащиеся следят за рассказом учителя и просматривают слайды презентации, делают выводы и отвечают на вопросы учителя | Индивидуальная работа. Фронтальная работа. Индивидуальная работа. | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное | Записи в тетради Устные ответы. Устные ответы. Записи в тетради |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа в парах | Учащиеся получают документы и производят их анализ. Свои результаты они заносят в тетрадь. | Делают записи в тетради, отвечают на вопросы. | Индивидуальная работа. Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Проверка выполнения заданий в рабочей тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: – Выделите главные черты развития гражданского общества и социальные проблемы, характерные для периода индустриального развития. - Сравните черты гражданского общества и индустриального - Какие из организаций гражданского общества вам представляются наиболее важными? - Становлению гражданского общества способствовали ли те процессы, которые происходили на политической арене? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | Конкретизирует домашнее задание § 21, выучить основные понятия и термины, вопросы и задания | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа |
Этапы развития гражданского общества в ХХ в.
Линии сравнения | Этапы развития гражданского общества | |
Конец XIX в. — 60-е гг. ХХ в. | 60-е гг. ХХ в. — начало XXI в. | |
Главный конфликт в обществе | Между трудом и капиталом | Между теми, кто обладает экономической и политической властью, и остальными гражданами |
Организации гражданского общества | Профсоюзы, пацифистские организации, женское (феминистское) движение | Небольшие группы по интересам, добровольные ассоциации (общества защиты прав потребителей, экологические и др.) |
Формы проявления гражданского общества | Демонстрации, политические акции, сбор подписей | Благотворительность, волонтёрское движение, социальная помощь нуждающимся |
Главные черты гражданского общества | Политизация и крайняя идеологизация общественной и частной жизни граждан и их объединений | Падение популярности политических организаций, расширение сферы неполитических проявлений гражданской активности |