Конспектека
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Литература » Конспекты уроков

Автор: Титова Мария Кирилловна
Учебное заведение: МБОУ"Тюнгюлюнская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов имени А.С.Шахурдина
Краткое описание работы: Технологическая карта урока литературы в 8 классе с УУД

Дата публикации: 2022-10-03 Разработка урока по литературе в 8 классе Титова Мария Кирилловна МБОУ"Тюнгюлюнская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов имени А.С.Шахурдина Технологическая карта урока литературы в 8 классе с УУД
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Разработка урока по литературе в 8 классе

Скачать работу


Урок литературы по теме «Любовь к родине» на основе анализа поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтова.

Класс: 8

Учитель: Титова М.К.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

-научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

-сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Цели урока: формирование у подростков понятия нравственности на примере конкретного литературного произведения; развивать навыки анализа литературного произведения.

Задачи: проследить за мыслями, чувствами и поступками героев; обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев; воспитать на материале художественного текста гуманистические чувства: любовь и уважение к человеку, сострадание и сопереживание.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: расширение познавательного интереса учащихся к истории своей страны; поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; анализ, умение доказывать.

личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

 

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: презентация к уроку, выполненная в Power Point, учебник, наглядный материал.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Мотивация (3мин)

Создание эмоциональной атмосферы.

Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем знакомство с творчеством русских писателей первой половины 19 века. Русская природа с давних времен привлекала внимание поэтов и прозаиков своей красотой и одухотворенной простотой. Пейзаж помогает писателям раскрыть психологическое состояние героев, передать их эмоциональные переживания.

Включение учащихся в эмоциональную атмосферу, в деятельность.

-Чтение подготовленным учеником стихотворения (Семен Данилов «Люблю я голоса земли моей..»).

Личностные:

-внимание, уважение к сверстникам;

-коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, с сверстниками;

-регулятивные: мобилизация сил и энергии

2.Актуализация (3мин)

Постановка вопроса:

-О чем говорится в данном стихотворении?

-Чему оно посвящено? Что такое любовь к родине?

Проблемный вопрос: Дома вы прочитали поэму «Мцыри М.Ю. Лермонтова. Отвечаем на вопрос: Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Как стихотворение связано с темой нашего урока? Значит, тема урока: Любовь к родине в поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтова,

Цели и задачи урока:

Познакомиться с историей создания поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтова; совершенствовать навыки анализа текста; воспитать чувство любви к родине.

Ответы учащихся на вопросы

учителя:

- в стихотворении говорится о любви поэта к родной земле- к родным звукам; - любовь к родной земле- это очень сильное чувство…

- тема данного стихотворения тесно связана с темой урока…

-личностные:

самоопределение, установление связи между целью учения и ее мотивом;

-коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли

3.Формирование новых знаний(5м)

Записываем дату и тему урока.

Сначала познакомимся с историей создания поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтова.

-Как узнали из сообщения М., поэма была написана на основе реальных событий. Далее мы вспомним некоторые понятия из теории литературы и познакомимся со значением слов, встречающихся в поэме.

-Организация работы со словарем.

Выступление ученика с сообщением об истории создания поэмы

Работа со словарем: поэма-

мцыри- послушник, исповедь-покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-либо; сообщение своих мыслей взглядов; композиция-построение произведения;

сюжет-совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание произведения.

познавательные: извлечение новой информации из текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками

4.Первичное закрепление и проговаривание вслух (3мин)

Учитель проводит беседу по содержанию поэмы с целью выяснения усвоения сюжета, героев, основного действия поэмы.

- Кто является героем поэмы?

-Как Мцыри попал в монастырь?

-Какие события произошли в жизни Мцыри, когда он убежал из монастыря?

-Как заканчивается поэма?

Ставится цель работы с текстом поэмы: выявить, какова основная мысль поэмы.

Записываем цель урока в тетради(понять, почему Мцыри убежал из монастыря).

  1. Ученики отвечают на вопросы.
  2. Анализ содержания произведения.
  3. Цель урока: понять, почему Мцыри убежал из монастыря.

-регулятивные: планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция; познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

5.Самостоятельная работа (15-17мин)

Организация работы по группам:1. Работа с описанием природы в поэме.(9-13гл)

2.Работа над эпизодом схватки Мцыри с барсом.(14-19гл)

3.Возвращение юноши в монастырь(20-26)

Работа учащихся в 3 группах по плану:

-чтение эпизода;

-о чем говорится?;

-каким человеком показан герой?

- изобразительно-выразительные средства в отрывке, -какую роль играет этот эпизод в раскрытии образа героя?

познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задачи; логические: выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение

6. Включение в систему знаний(8-10мин)

Создание эмоциональной сферы для защиты работ учащихся.

Приведение в соответствии с целями и задачами урока к результату - предполагаемым итогам.

Защита своих работ по эпизодам поэмы.

Строят свои высказывания, аргументируют свои мысли.

Формируют выводы своих наблюдений

Письменное оформление вывода урока в тетради

-познавательные: самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей; логические: построение логической цепочки рассуждения; коммуникативные: умение выражать свои мысли;

-личностные: оценивать результат учебной деятельности, стремление к речевому самосовершенствованию;

-регулятивные: соотношение полученного результата с поставленной целью

7. Рефлексия (3мин)

Давайте, ребята подведем итоги урока.

-Какие чувства у вас возникли в ходе работы над текстом поэмы?

-Что натолкнуло Мцыри к побегу в темную грозовую ночь?

-Какое чувство владело юношей?

-Можно ли считать , что любовь к родине, тоска по родным местам побудили молодого монаха покинуть стены монастыря ?

Ответы на вопросы рефлексии

-Мне было жаль героя, так как он побывал на свободе только 3дня;

-Он не смог найти родину;

-Он сильный и смелый, смог бы стать отличным охотником или воином;

-желание выжить, попасть на родину, дало силы для схватки с барсом;

-жаль, что герой умирает, не повидав родных, не побывав на родине…

- да, тоска по родным местам, любовь к родине побудили юношу покинуть стены монастыря.

-личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и ее результатом;

оценивание результата учебной деятельности, стремление к речевому самосовершенствованию;

-коммуникативные:

умение сообща выражать свои мысли;

-регулятивные: соотношение полученного результата с поставленной целью

8.Д/з Выставление оценок, домашнее задание(1мин)

Учитель выставляет оценки, комментирует работу групп, объявляет домашнее задание- написать синквейн :

Родина…

Далекая,милая,желанная

Манит,зовет,призывает

Родина-место, где ты родился

Отечество.

Ученики записывают домашнее задание.

1.Индивидуальные задания:

1) Стихотворение о любви к родине. Семен Данилов «Люблю я голоса земли своей…»

2)Сообщение ученика по теме «История создания поэмы»

Замысел поэмы «Мцыри» возник у Лермонтова еще в 1831 году. Семнадцатилетний юноша размышлял о судьбе своего ровесника, монаха, томящегося в монастыре: «Написать записки молодого монаха 17 лет. – с детства он рос в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится…» На возникновение замысла повлияли также впечатления от природы Кавказа, знакомство с кавказским фольклором. Впервые на Кавказе Лермонтов побывал в детстве вместе с бабушкой. Ребенком его возили на воды лечиться. Позже впечатления от кавказской природы еще больше усилились, он на Кавказе услышал и легенды о горцах, жителях Кавказа. Легенды эти возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы. Одна из таких легенд – народная песня о тигре и юноше. В поэме она нашла отзвук в сцене боя с барсом.

Историю возникновения сюжета «Мцыри» писал биограф писателя П.А.Висковатов: «Странствуя по старой Военно-грузинской дороге. Он наткнулся в Мцхете на одинокого монаха, или, вернее, старого монастырского слугу, «бэри» по-грузински. Сторож был из близлежащего монастыря. Лермонтов с ним разговорился и узнал от него, что он родом горец, плененный ребенком генералом Ермоловым во время экспедиции. Генерал вез его собой и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он вырос; долго не смог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки было долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался жить в монастыре, где особенно привязался к старику монаху. Любопытный и живой рассказ «бэри» произвел на Лермонтова впечатление. К тому же он затрагивал знакомый поэту мотив, и он решился воспользоваться тем, что было подходящего…»Мцыри»- любимое произведение самого поэта. Он с удовольствием читал ее вслух. В мае 1840года Лермонтов читал отрывок из поэмы – бой с барсом – на именинах у Гоголя в Москве.

2.Работа над изобразительно- выразительными средствами поэмы.

Сравнения - горные хребты, причудливые, как мечты; курилися, как алтари; в снегах, горящих, как алмаз- показывают мечтательность героя, любование красотой;- я сам,как зверь, был чужд людей; сплетясь, как пара змей, был чужд, как зверь степной- слияние с природой, сближение с ней.

Эпитеты- блаженные дни, бурное сердце, могучий дух, сонные цветы, две сакли дружною четой - передают душевное настроение, глубину чувств, силу, внутренний порыв к свободе.

Метафоры - бой закипел, мир божий спал.., судьба…смеялась надо мной; унесть за собой тоску по родине святой, надежд обманутых укор- передают напряженность сцены боя с барсом, эмоции восприятия окружающего мира…

Выводы: изобразительные средства передают богатство переживаний героя, придают страстный, приподнятый тон поэме, выражают силу любви к жизни, к свободе.

3. Общий вывод по выявлению основой мысли поэмы.

Просмотреть свитедельство о публикации


Конспекты уроков, Литература 8 класс.

Post navigation

Конспект урока музыки на тему “Времена года” П. И. Чайковский
Конспект тематического занятия посвящённого в первой младшей группе: « Голубь мира».

Литература

  • Конспекты уроков
  • Технологические карты
  • Контрольные и проверочные
  • Лабораторные и практические
  • Самостоятельные
  • Тесты
  • Подготовка к ЕГЭ
  • Подготовка к ОГЭ
  • Олимпиадные задания
  • Викторины и игры
  • Внеклассные мероприятия
  • Рабочие программы
  • Поурочное планирование
  • Мастер-классы
  • Дидактические материалы
  • Презентации для уроков

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2023