Разработка открытого урока по дисциплине “Основы права”
ОТКРЫТЫЙ УРОК
Тақырыбы / Тема: Основы Административного права
Республики Казахстан
Оқу пәні /Учебная дисциплина: Құқық негіздері /
Основы права
Оқытушы/ Преподаватель: Великоцкая И.В.
Шымкент
Дата:
Пән / Предмет: Ұзақ мерзімді жоспар бөлімі / Раздел к долгосрочного планирования: | Основы права Основные отрасли права | |
Сабақ тақырыбы / Тема занятия: | Основы Административного права Республики Казахстан | |
Сабақтың түрі/Вид занятия: | Урок усвоения новых знаний | |
Сабақтың мақсаты / Цели занятия: Білімділік/ Образовательная Тәрбиелік/ Воспитательная Дамытушылық/ Развивающая | Углубление знаний, повторение изучаемого и применение на новой лексической основе, учить навыкам и умениям Эстетическое, нравственное, трудовое воспитание, любовь к изучению предмета. Воспитывать самостоятельность самого учебного процесса Наблюдение, мышление, развитие аналитико-синтетических процессов, научить сравнению | |
Бағалау критерийлері / Критерии оценивания | Бағалау критерийлері / Критерии оценивания | Дескриптор |
Знать основные виды административных взысканий | Называет понятие административного правонарушения | |
Называет виды административных взысканий | ||
Определяет вид взыскания за административное правонарушение используя КоАП РК | ||
Пәнаралық байланыстар / Межпредметная связь | История Казахстана, конституционное право, основы теории государства и права, гражданское право, административное право, уголовное право | |
Бастапқы білім / Предыдущие знания | Знают и понимают основы правового статуса человека и гражданина, порядок приобретения и прекращения гражданства. |
САБАҚТЫҢ БАРЫСЫ/ ХОД ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: Основы Административного права Республики Казахстан
План:
- Понятие административного права
- Понятие административное правонарушение
- Понятие административного взыскания
- Основания для наложения административного взыскания
- Меры государственного воздействия
- Виды административных взысканий
Административное право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления.
Государственное управление, как один из видов государственной деятельности, заключается в исполнительно-распорядительной деятельности специальных государственных органов в целях руководства различными областями общественной жизни.
Говоря об административном управлении как предмете административного права, мы имеем ввиду государственное управление как деятельность специальных государственных органов - органов государственного управления.
Следует отчетливо понимать, что административное право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления.
Государственное управление, как один из видов государственной деятельности, заключается в исполнительно-распорядительной деятельности специальных государственных органов в целях руководства различными областями общественной жизни.
Под системой административного права понимаются совокупность административно-правовых норм, объединенных в институты и регулирующих однородные общественные отношения. Традиционно административное право делится на общую и особенную части, каждая из которых включает в себя определенные правовые институты. Так, общую часть составляют правовые нормы и институты, общие в деятельности всех органов государственного управления всех отраслей, сфер государственного управления. Особенная же часть охватывает нормы, действующие в конкретных отраслях государственного управления (государственное хозяйство, охрана природы и использование природных ресурсов, государственная сфера социальной, культурной жизни и т.д.).
Административное правонарушение это противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административная ответственность - вид юридической (ответственности, которая выражается в применении административных взысканий к правонарушителю (физическому или юридическому лицу) за административное правонарушение уполномоченным органом (должностным лицом) в порядке, установленном административным законодательством.
Административная ответственность обладает следующими признаками:
- является реакцией государства на административное правонарушение, которая выражается в применении мер административных взысканий;
- характеризуется нанесением правового «урона» правонарушителю и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами;
- не имеет своей целью унижения человеческого достоинства, причинения физических страданий, вреда деловой репутации физического (юридического) лица.
Признаки административного правонарушения
Противоправность. Действие или бездействие признается административным проступком только тогда, когда оно прямо нарушает конкретную норму административного законодательства;
Антиобщественный характер. Административный проступок либо наносит реальный ущерб личности, обществу, государству, либо создает угрозу нанесения такого вреда;
Виновность. Проступком признается только виновное деяние. Вина — психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям. Вина существует в формах умысла и неосторожности;
Наказуемость. Административное законодательство устанавливает вид и меру взыскания за совершение административного проступка.
Административный проступок может быть совершен в форме действия (например, распитие спиртных напитков на производстве) либо бездействия (невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей). Субъектом административного проступка может быть физическое или юридическое лицо.
Административной ответственности подлежат: физическое лицо, достигшее ко времени совершения административного правонарушения 16-тилетнего возраста и юридические лица.
Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправного деяния, предусмотренного административным кодексом, находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и опасность своих действий (бездействия) или руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
В административном праве взыскание является мерой государственного воздействия, применяемой на основании закона уполномоченным государственным органом или должностным лицом к лицу, совершившему административный проступок. В свою очередь, отсутствие в административном законе прямого указания законодателя на наказуемость деяние как на необходимое последствие за правонарушение не может служить основанием для утверждения, что оно вовсе не свойственно административным проступкам. Это следует из того, что законодатель, хотя и не выделяет наказуемость деяние в качестве одного из обязательных признаков понятия административного правонарушения, но административные взыскания следует рассматривать в качестве меры ответственности применительно к административным проступкам.
В связи с этим можно определить следующие цели административных взысканий, применяемых как меры административной ответственности:
- предупреждение новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другими лицами;
- соответствующая мера ответственности за деяние, предусмотренное нормами административного закона;
- воспитание (перевоспитание) правонарушителя в соответствии с нормами административного закона;
- профилактика предупреждения совершения административных правонарушений.
Таким образом, административные взыскания, содействуя указанным целям, должны налагаться в порядке, установленном действующим законодательством РК. В оценке сущности мер взыскания важно обращать внимание на наличие связи между нормами права, правовыми возможностями уполномоченных лиц и целями, направленными на достижение конкретного результата.
Административные взыскания, предусмотренные КоАП и другими административно-правовыми актами, могут быть классифицированы по различным основаниям:
По видам:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения;
4) лишение специального права;
5) лишение разрешения либо приостановление его действия, а также исключение из реестра;
6) приостановление или запрещение деятельности;
7) принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения;
8) административный арест;
9) административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства.
К основным и дополнительным административным наказаниям относятся:
1. Предупреждение, административный штраф и административный арест - могут применяться только в качестве основных административных взысканий.
2. Лишение специального права, лишение или приостановление действия лицензии (специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства), приостановление или запрещение предпринимательской деятельности или отдельных ее видов, а также административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранцев или лиц без гражданства могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий.
3. Конфискация, принудительный снос возведенного строения могут применяться только в качестве дополнительного административного взыскания.
1. Предупреждение состоит в официальной даче органом (должностным лицом), уполномоченным налагать административное взыскание, отрицательной оценки совершенного правонарушения и предостережении физического или юридического лица о недопустимости противоправного поведения. Предупреждение выносится в письменной форме.
2. Административный штраф (далее - штраф) есть денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных в статьях особенной части настоящего раздела, в размере, соответствующем определенному количеству месячного расчетного показателя, устанавливаемого в соответствии с законодательным актом, действующим на момент наложения административного взыскания. В случаях, предусмотренных в статьях КоАП РК, размер штрафа выражается в процентах от суммы неисполненного или исполненного ненадлежащим образом налогового обязательства, установленного законодательными актами Республики Казахстан, а также от суммы операции, проведенной с нарушением норм законодательства Республики Казахстан, либо в размере суммы нанесенного окружающей среде вреда, либо в процентах от суммы дохода (выручки), полученного в результате осуществления монополистической деятельности. Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, за исключением указанного в абзаце втором настоящей части, не может превышать двести месячных расчетных показателей. Штраф взыскивается в доход государственного бюджета в установленном законодательством порядке.
3. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, а также имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении их в собственность государства в установленном законодательством порядке. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, предмета, подлежащего возвращению его собственнику либо изъятого из оборота. Предмет, изъятый из оборота, подлежит обращению в собственность государства или уничтожению. Конфискации подлежит лишь предмет, являющийся собственностью нарушителя. Конфискация применяется судьей и может налагаться в случаях, когда она предусмотрена соответствующей статьей КоАП РК в качестве административного взыскания.
4. Лишение специального права, (права управления транспортными средствами, права охоты, рыболовства, хранения и ношения охотничьего оружия) предоставленного конкретному лицу, применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Лишение специального права применяется судьей. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет, за исключением права управления транспортными средствами. Срок лишения права управления транспортными средствами может быть от шести месяцев до двух лет.
5. Лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) либо приостановление ее (его) действия на определенный вид деятельности, либо совершение определенных действий состоит в лишении физических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов и юридических лиц лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий налагается судьей за административное правонарушение, совершенное при осуществлении указанными лицами деятельности либо совершении определенных действий, предусмотренных лицензией, специальным разрешением, квалификационным аттестатом (свидетельством). Приостановление действия лицензии на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий или временное лишение специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) устанавливается на срок до шести месяцев.
6. Приостановление или запрещение деятельности или отдельных видов деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица производится только в судебном порядке по заявлению органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях. Исковое заявление о приостановлении или запрещении деятельности или отдельных видов деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица направляется в суд в порядке и на основаниях, установленных законодательными актами Республики Казахстан. Заявление рассматривается судом в десятидневный срок. Эта мера применяется в случаях, когда нарушение устранимо проведением необходимых действий (мероприятий) в срок, установленный судом для их устранения. Приостановление или запрещение деятельности или отдельных видов деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица без судебного решения допускается в исключительных случаях на срок не более трех дней с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд. При этом акт о запрещении или приостановлении деятельности или отдельных видов деятельности действует до вынесения судебного решения.
7. Принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения налагается судьей в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП РК. Незаконное строительство производственных, жилых, хозяйственных, гидротехнических (водохозяйственных) или бытовых объектов без лицензии, разрешения, полученных в установленном порядке, - влечет штраф с принудительным сносом незаконно возведенного или возводимого строения.
8. Административный арест назначается судьей в исключительных случаях на срок до пятнадцати суток за отдельные виды административных правонарушений против личности и другие правонарушения, предусмотренные особенной частью КоАП РК, а также за совершение отдельных видов коррупционных административных правонарушений и (или) нарушений требований режима чрезвычайного положения - до тридцати суток. Административный арест не может применяться к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, к инвалидам I и II групп, а также к женщинам в возрасте свыше пятидесяти восьми лет и к мужчинам свыше шестидесяти трех лет. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.
9. Административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранцев или лиц без гражданства применяется судьей как мера административного взыскания в порядке и по основаниям, которые предусмотрены особенной частью КоАП РК. В случае если в ходе административного производства лицо, в отношении которого может быть применена мера административного взыскания в виде административного выдворения за пределы Республики Казахстан, сообщит о совершенном в отношении его деянии, признаваемом в соответствии с Уголовным кодексом Республики Казахстан тяжким или особо тяжким преступлением, то рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении этого лица откладывается до принятия решения по сообщению или заявлению в порядке, установленном статьей 185 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан.
По видам субъектов процессуального обеспечения (или порядка наложения взысканий): судебный и административный порядок наложения взысканий. По месту наложения взыскания:
1) по месту совершения правонарушения
2) по месту учебы (работы)
3) по месту жительства
4) по месту регистрации транспортных средств.
По характеру воздействия: основные и дополнительные взыскания. По времени действия: разовые, единовременные, длящиеся. По функциям профилактики правонарушений взыскания классифицируются на общие, частные, специальные. В данном случае административное взыскание отображает лишь содержательную сторону (или сущность) принуждение (держать ответ, исполнить обязанности и выполнить иные требования). Именно поэтому законодатель, определяя понятие административного проступка, говорит не о наказании, прямо раскрывая данное понятие, а о предусмотренной административной ответственности за деяние, которое административный закон признает в качестве проступка. Все взыскания образуют единую систему, которая регламентируется законами РК. Законом строго установлены перечень и порядок расположения наказаний: от менее к более строгим, что необходимо как для самого законодателя, так и для лиц, их применяющих. Поэтому иные средства принудительного воздействия, которые могут быть сходными с взысканиями, нельзя отнести к группе взысканий, указанных в законе.
Контрольные вопросы по теме:
- Понятие административного взыскания
- Основания для наложения административного взыскания
- Меры государственного воздействия
- Виды административных взысканий
Дополнительная литература по теме:
- Административное право РК. Учебник. Часть общая Алматы. «Жеті жаргы». 1996.
- Бахрах Д.Н. Административное право. М. Изд. «БЕК». 1993.
- Манохин В М. и др. Административное право. М. «Юристъ». 1996 г.
- Смертюков Н С. Государственный аппарат управления: вопросы дисциплины и деятельности центральных органов. М. 1982 г.
Оқытушы: Великоцкая И.В.
«Педагогика, психология және қоғамдық пәндер»
ПЦК мәжілісінде қаралды
ПЦК төрайымы:_____________