Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Дополнительное образование » Другое

Автор: Царева Наталья Валентиновна
Учебное заведение: МБУ ДО " Тимирязевская ДШИ"
Краткое описание работы: Знакомство с песенной культурой народов Поволжья

Дата публикации: 2022-06-15 Разработка открытого урока п предмету ” Слушание музыки” Царева Наталья Валентиновна МБУ ДО " Тимирязевская ДШИ" Знакомство с песенной культурой народов Поволжья
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Разработка открытого урока п предмету ” Слушание музыки”

Скачать работу


Муниципальное бюджетное учреждение

Тимирязевская школа искусств

Конспект открытого урока по слушанию музыки

«ПЕСНИ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ»

1класс

Разработала:

Преподаватель теоретических дисциплин

МБУ ДО « Тимирязевская ДШИ»

Царева Наталья Валентиновна

Цель: формирование нравственных и патриотических качеств личности школьников

.Формирование у детей доброжелательное отношение к представителям других национальностей.

Формирование эмоционально положительных отношенией к истокам другой культуры

Формирование уважительного отношения к традициям и культуре других народов.

Задачи: знакомство учащихся с песнями народов Поволжья развитие сплочённости коллектива через совместное исполнение народных песен.

Сформировать у детей представления о народах, живущих в Среднем Поволжье (русские, татары, чуваши, мордва) :

Формировать представления о духовной культуре: фольклор, обычаи, народные праздники, игры.

Обогащать представления о материальной культуре: предметы народного быта, народный костюм, игрушка, музыкальные инструменты

Форма урока : «Урок-путешествие»

Методы: Слушание, исполнение песен и стихов Народов Поволжья беседы, диалог, рассматривание иллюстраций.

Планируемые результаты образования:

Предметные УУД: научится описывать характер музыкального произведения, пользуясь терминами средст музыкальной выразительности.

Метапредметные:(критерии сформированности/ оценки компонентов универсальных учебных действий –УУД)

Личностные: мотивация учения, формирование основ гражданской личности;

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

осознание ответственности за общее дело;

Познавательные: обработка информации;

извлечение необходимой информации из различных источников;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Оборудование: фортепиано, слайды ,демонстрационный материал, компьютер, иллюстрации, национальные костюмы, поделки.

Содержание урока

Звучит отрывок из песни «Родина моя»

Я, ты, он, она —

Вместе целая страна,

Вместе дружная семья,

В слове «мы» — Сто тысяч «я»!

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых,

В городах и селах.

Учитель: Здравствуйте, ребята,! Сегодня  мы начали урок с песни. О чем в ней поется,  и как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Ответы учащихся.(о дружбе разных народов)и т.д.

Учитель: Правильно, ребята. О дружбе различных народов. Мы продолжаем знакомиться с нашим родным краем. Ведь мы хотим стать настоящими патриотами, а для этого нужно любить, уважать свою Родину, родной край, и знать о нем как можно больше. Сегодня мы действительно будем говорить о разных народах, населяющих наш край, будем слушать песни этих народов.  А тема урока так и звучит – «Песни народов Поволжья». А какие же цели мы поставим перед собой?

Ответы учащихся.

Учитель: Ребята скажите какие народы живут в нашем любимом городе, и в Поволжском регионе?

Ответы учащихся.(Мордва,чуваши,татары,марийцы,русские)

Учитель: На уроках родной речи вы наверное уже знакомились со сказками,сказаниями разных народов нашей страны, а сегодня настала очередь песни. Мы с вами будем знакомится с песнями народов Поволжья.

Учитель: И сейчас мы отправимся в путешествие по русской реке Волге и городам Поволжья.(на фоне звучит рус.нар. песня «Вниз по матушке по Волге»

      Перед Волгой путь большой и долгий

      Из лесного края в край степной.

      И зовут ее рекою Волгой,

      Матушкой, кормилицей, родной.

Учитель показывает слайды.

Ребята посмотрите ,кого вы видите на слайде?

Ответы учащихся : люди в разных ,красивых национальных костюмах и т.д.

Учитель: Правильно. Перед вами разные народы ,населяющие наш край. Попробуйте их назвать.

Ответы учащихся. (Учащиеся перечисляют разные народные национальности.)

Учитель:  Молодцы! Это русские и татары и  мордва, чуваши и  марийцы и люди других национальностей.У нас в школе и у вас в классе тоже, наверное, учатся дети разных национальностей. А чем, по вашим  наблюдениям,  они от­личаются?

Ответы учащихся.(языком ,культурой ,обычаями ит.д.)

Учитель: Правильно! Во-первых, люди разных национальностей от­личаются друг от друга национальным или родным язы­ком. Во-вторых, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, , музыкальными инструментами, или, точнее гово­ря, культурой. Ну и, в-третьих, своей внешностью, харак­тером.

Посмотрите! Костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки, говорят о любви народов к своей Родине, своим истокам. Вот, например, татарские костюмы и поделки. А как вы думаете татарские песни чем то отличаются от песен других народов ?

Ответы учащихся.

Учитель: Сейчас мы с вами послушаем татарскую песню «Родной край». В записи в исполнении татарских певцов звучит песня.

Учитель:В каком исполнении прозвучала эта песня?

Ответы учащихся : песня прозвучала в исполнении солиста и вокальной группы. Учитель: Какой характер песни?

Ответы учащихся : веселый, танцевальный и т.д

Учитель: Есть ли сходство с русской песней?

Ответы учащихся : Она отличается необычными интонациями.

Учитель: О чем рассказывает песня? У нас в классе есть ребята татарской национальности, может они нам помогут сказать ,какие знакомые слова прозвучали в этой песне.

Ответы учащихся:

Учитель: Давайте прочитаем перевод этой песни.

Направляюсь в Родные края,родные края,родные края

В самые красивые и любимые края

До созревания лесной клубники

Спешу в березовый лес.

Ответы учащихся:( о своем родном крае)

Учитель: Ребята а может кто то из вас хочет рассказать стихи татарских поэтов или акапельно исполнить небольшую песню на татарском языке?

Ответы учащихся:( по желанию исполняются стихи песни )

Учитель: А теперь мы попробуем погостить у чувашского народа и познакомимся с его песнями и культурой.

Идет показ слайдов с изображением национальных костюмов ,разными поделками чувашского народа и т.д.

Звучит чувашская песня «Атте сурална куне».

Учитель: С песней какого народа вы услышали здесь сходство?

Ответы учащихся:(есть сходство с татарской песней , в интонациях)

Учитель: Характер песни ?

Ответы учащихся: танцевальный.

Учитель: какая мелодия?

Ответы учащихся: плавная ,неторопливая.

Учитель: А сейчас мы немного с вами попробем поводить хоровод.

Ответы учащихся:( по желанию учащихся могут прозвучать стихи на чувашском языке.

Учитель: Но с нами рядом живут и другие народы. Сейчас я прочитаю вам стихотворение ,а вы внимательно послушайте и скажите о каком народе в нем говорится и куда мы сейчас отправимся.?

Читается стихотворение «Живи Мордовия моя!»

Я видел разные края,

Но сердцу здесь тепло:

Когда смотрю я на поля,

Что снегом замело,

Когда весеннею порой

С холмов бегут ручьи,

Когда над Мокшей и Сурой

Заплачут соловьи.

Живи, Мордовия моя!

Храни небесный свет:

Твои прекрасные поля

Осыпал лунный снег.

Живи, Мордовия моя!

Ответы учащихся.( о мордовском)

Показываются слайды с изображением народов в мордовских национальных костюмах.

Учащиеся слушают мордовскую песню «Весна в Мордовии» 

Определяют характер песни ,лад,темп, определяют близость к той или другой музыки.

Учитель: и так наш урок подходит к концу,сегодня мы побывали в гостях у татарского, чувашского,мордовского народов .

А теперь давайте ответим на такие вопросы

Каков мир песни других народов?

О чем эти песни?

Есть ли общее между ними и русской песней?

Ответы учащихся. Да ,все они проникнуты любовью к своей родине .

Вместе с учителем исполняется авторская песня учителя музыки КуландинойН.А. «Песня о России».

Россия Россия луга и леса и поля

Россия Россия ты Родина моя!

Использование интернет ресурсов:

http://www.syl.ru/article/168134/new_russkaya-natsionalnaya-kultura-natsionalnaya-kultura-i-traditsii

chuvashskaya-natsionalnaya-kultura-vazhnyy-element-dukhovnogo

http://www.621.metallostroy.ru/etn_portret/nationaltatar.php

/traditsionnyiy-mariyskiy-kostyum-foto

http://festival.1september.ru/articles/593397/

http://tatishevo.saratov.gov.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id

Просмотреть свитедельство о публикации


Дополнительное образование, Другое Открытые уроки.

Post navigation

Флорбол 5-9 класс
Танцы народов Поволжья и их потенциал в этнокультурном воспитании школьников
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022