Автор: Аксюкова Ольга Ивановна
Учебное заведение: ГАУ ДО "Областная детская школа искусств" г. Ульяновск
Краткое описание работы: Проблема обучения и творческого развития способностей находится в тесных взаимосвязях. Введение творческих заданий, несомненно, придаст обучению более активный характер и разнообразит учебную деятельность детей. 

Дата публикации: «Расширение рамок познавательной и творческой деятельности» Проблема обучения и творческого развития способностей находится в тесных взаимосвязях. Введение творческих заданий, несомненно, придаст обучению более активный характер и разнообразит учебную деятельность детей.  
Просмотреть свитедельство о публикации

download32

«Расширение рамок познавательной и творческой деятельности»

Развитие творческих способностей детей не может базироваться лишь на традиционных методиках преподавания. В целях продуктивности обучения я использую методику творческих заданий, которые позволяют учебную деятельность сделать более познавательной и творческой. Метод творческих заданий позволяет учащимся применить свои знания и музыкальные навыки в новых условиях, в новых формах и в том числе формах инновационных.

Хочется поделиться своим опытом работы над развитием творческих способностей детей на уроках сольфеджио и слушания музыки, так как это, возможно, многим покажется необычным и интересным.

Проблема обучения и творческого развития способностей находится в тесных взаимосвязях. Введение творческих заданий, несомненно, придаст обучению более активный характер и разнообразит учебную деятельность детей. Поэтому пути развития творческих способностей целесообразно приблизить к форме, в которой обычно проходит обучение, то есть к занятиям, но несколько изменив их вид. Процесс  развития творческих способностей сложный и зависит от музыкального потенциала ребёнка, музыкального мышления, интеллектуального развития и его мотивации на обучение.  Именно метод творческих заданий обогатит учебное занятие,  придаст ему вариативность и простимулирует    интерес учащихся к определённым темам.

Технология использования метода творческих заданий предусматривает вариативность и обеспечивает педагогу широкий выбор творческого материала.

Опыт работы показал, что в развитии творческих способностей  нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Любознательность, способность удивляться, сделать всё наилучшим образом, оригинальное и гибкое мышление, соревновательность  – это те качества, на которые  мы должны опираться  в творческом развитии ребёнка.

Предлагаемые ниже творческие задания я использую в самых разнообразных учебных ситуациях: на учебных занятиях, викторинах, внеклассных мероприятиях.

Типы творческих заданий:

1.Цветовое, графическое моделирование музыки, то есть передача впечатлений от прослушанного музыкального произведения средствами живописи.

Выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно характеру музыкального произведения и эмоциональному переживанию ученика.  Пример: П. Чайковский «Сладкая грёза» (I и III части розовые, II часть – фиолетовая).

2.Словесное рисование общего настроения произведения, описание природы, внешнего облика героя из программных произведений, сравнение настроений и персонажей. Например: Д. Кабалевский «Клоуны», П.И. Чайковский «Старинная французская песенка».

3.Звуковысотное и тембровое восприятие музыки. Я предлагаю следующие задания:

− «расселить» в нижнем, среднем и высоком регистрах животных, которых ребёнок выбирает сам или ему предлагает выбрать педагог: медведь, кошка, птичка;

− следующий этап – «расселить» животных с детёнышами в разных октавах: 

Медведь (субконтроктава) – медвежонок (контроктава);

Волк (большая октава) – волчонок (малая октава);

Кошка (первая октава) – котенок (вторая октава);

Мышка (третья октава) – мышонок (четвертая октава).

В более старших классах в этих заданиях проводится параллель с инструментами симфонического оркестра (контрабас, виолончель, скрипка —  струнные; туба, тромбон, флейта – духовые и т.д.).

− исполнение простейших песенок голосами разных персонажей. Например: «Прозвенел звонок – начался урок» голосом ученика, мамы,  педагога, директора.

4.Пластическое интонирование – это выражение эмоционального переживания жестами, движением, пластикой. Можно поиграть в дирижёра, передать движением характер польки, марша,  вальса и т.д. Исполнение музыки движением раскрепощает детей, заставляет слушать произведение от начала до конца, а когда меняется характер музыки сразу видно, насколько чутко уловил ребёнок эти изменения, а значит, насколько он был внимателен.

5.Создание звуковой картины. Во время творческого процесса преподаватель и ученик сидят за инструментом. Преподаватель  комментирует историю «Дождь и гроза»:

  Светит солнце – звучит мажорное трезвучие;

   Вдруг набегают тучи – звучит минорное трезвучие;

  Капает легкий грибной дождь – преподаватель исполняет разные звуки на staccato в верхнем регистре;

 Дождь усиливается – музыка звучит громче, быстрее;

 Вдруг пошел град – в исполнении изменяется регистр;

 Гром – преподаватель или ученик ударяет кулачком в нижнем регистре;

 Дождь постепенно стихает и заканчивается.

Все игровые приемы повторяются в обратном порядке.

 На небе появляется радуга – звучит мажорное трезвучие.

Подобным образом можно озвучить картину ночного неба.

6.Инструментальное музицирование – это игра на простейших музыкальных инструментах. Я использую  барабан, бубен, маракас, треугольник, кастаньеты. Выбираем инструменты в соответствии характеру и образу музыкального произведения. Данное творческое задание выполняется учениками с восторгом и огромным желанием.

Литература:

1.      Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет. – Ярославль, 2002.

2.      Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1996.

3.      Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – С.-Пб., 2002.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.