Работа с трудными детьми
В 9 «в» классе обучается 20 человека, из них 14 мальчиков и 6 девочек.
Многодетные семьи 6
Неполные семьи 7 (без мамы 3, без папы 4)
Опекуны 2
Проживают с бабушкой без опекунства 2
14 человек обучаются вместе с 1 класса, 7– прибыли 3 года назад в 7 класс, в 8 классе остался на второй год Семов Е. и перешел в другую школу Строев А., 1 прибыл в 9 класс.
10 человек проживают в городе постоянно, остальные ежедневно приезжают в школу на автобусе.
В классе есть ребенок с серьезными нарушениями здоровья.
Многие мальчики ходят в спортивную школу и имеют награды за спортивные достижения.
Большая часть класса ребят правильно реагируют на критику. Отзывчивы на похвалу. Умеют взаимодействовать с педагогами.
Отличников в классе нет. 75% слабоуспевающих ребят.
На школьном учете с 2018-2019 года стояли 5 учеников, в КДН 4 семьи
Родители (большая часть) и родительский комитет активно участвуют в жизни класса. Организуют чаепития, подарки детям к праздникам, оказывают помощь в организации мероприятий. Многие бывают в школе, интересуются успехами и неудачами своих детей.
Явка на собрания – более 60% родителей.
В своей работе в определении трудновоспитуемых, я учитываю следующие: трудные – это здоровые в физическом и психическом отношении дети, проявляющие сопротивление воспитанию. Воспитательная работа с трудными детьми – одно из важнейших направлений деятельности учителя. От того, насколько вовремя они выявлены и насколько адекватна помощь, предлагаемая ребёнку, зависит его психологическое благополучие в будущем.
Каждому классному руководителю в своей практике приходится сталкиваться с так называемыми «трудными» детьми. Одним из направлений работы с «трудными» детьми является работа с проблемными детьми, которые, как правило, создают проблемы в общении, поведении, учебной деятельности. Недостатки в развитии трудных детей, как правило, вызваны педагогическими причинами. Чаще всего это неправильное воспитание в семье, недостаточное внимание к индивидуальности ребёнка в дошкольном учреждении, слабое взаимодействие родителей, учителей, воспитателей в работе с детьми. Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказывается отсутствие воспитательной работы с населением и молодёжью по месту жительства, отрицательный пример взрослого поведения, соблазн улицы.
Задача школы в этих условиях заключается в создании особого педагогического пространства ,повышенного внимания, для тех детей, кого не допоняли, не долюбили, не доучили, не защитили в этом сложном мире. Судьба этих детей сегодня зависит от наших общих усилий.
Работа классного руководителя по выявлению «трудных» учащихся
- Шаг 1. Выяснить, кто из ребят относится к «группе риска», по какой причине.
- Шаг 2. Выяснить в каких условиях и семьях проживают эти дети.
- Шаг 3. Обратиться к школьному социальному педагогу и психологу для оформления запроса по работе с такими детьми
- Шаг 4. Составить карту учащегося.
- Шаг 5. Определить формы работы с такими учащимися.
В повседневной практике учителю приходится постоянно корректировать поведение учеников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях учитель использует разумные методы и приемы педагогического воздействия.
1) проявление доброты, внимания, заботы;
2) просьба;
3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, выражение положительного отношения).
4) «авансирование личности» – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему;
5) Прощение. Умение прощать — необходимое качество для педагога. Самое главное - трезво оценивать факты. Воспитатель должен уметь любого в любом случае простить, все понимать — это все прощать;
Таким образом, проблема трудных учащихся – одна из центральных педагогических проблем. Огромная общественная важность ее становится особенно очевидной в период кризиса всего общества. Работа учителя с трудными подростками является одной из сложнейших направлений в профессиональной деятельности и в тоже время актуальной. Психологическое благополучие подростков во многом зависит от того, насколько своевременно будет оказана психологическая помощь и поддержка трудным подросткам и их семьям.
«Однажды гулял по берегу моря человек. Всё вокруг было усеяно водорослями, мелкими рыбками и морскими звездами, которых выбросило на берег после страшного шторма.
И вдруг он увидел маленькую девочку. Она, низко склонившись к чыих в море.
- Зачем ты это делаешь? - спросил человек. - Ты же не поможешь им всем! Их слишком много!
- Может быть, - ответила девочка, в очередной раз относя подальше в море еще одну морскую звезду.
-Но, по крайней мере, именно для этой самой звезды я сделала все, что могла».
Я надеюсь, что большинство из вас, истинные педагоги-воспитатели, конечно, узнали в этой маленькой девочке самих себя. Ведь из года в год мы, несмотря на усвоенную житейскую бытовую мудрость, гласящую о том, что яблоко от яблони недалеко падает, наперекор, казалось бы, психофизической природе человека, которую, как известно, не обманешь, пытаемся помочь трудным детям.