Автор: Земляная Елена Владимировна
Учебное заведение: МКОу "ООШ № 164"
Краткое описание работы: Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.               

Дата публикации: Рабочая программа внеурочной деятельности «Я — гражданин России» Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.               
Просмотреть свитедельство о публикации

download32

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я — гражданин России»

Муниципальное казенное  общеобразовательное  учреждение

«Основная  образовательная  школа №164»

 

 

 Рассмотрено                                        Согласовано                  Утверждено

 на заседании МО                                 зам.директора               Директор МОУ «ООШ №164»

 учителей начальных классов              по УВР                            _________Ю.И.Ващенко

 Протокол №__от____2015г.               _____О.В.Фотина         «___»_______2015г

 Руководитель МО

 ____________Н.Н.Хлыновская

 «__»________2015г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

« Я — ГРАЖДАНИН РОССИИ!»

1-4 классы

на 2015-2019 учебный год

 

 

 

 

 

 

                                                                                                         Составитель:

                                                                                                                                     Земляная Е.В.,

                                                                                                               учитель начальных классов

                                                                                                        

 

 

                                                                                                                                

 

                                                                                                        

п.Амзас

2015

 

 

 

 Содержание

1. Пояснительная записка

2.Общая характеристика учебного предмета

3. Место учебного предмета в учебном плане

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

5.Личностные, матапредметные, предметные результаты

6.Содержание тем учебного предмета

7.Учебный план занятий по программе « Я – гражданин России»

8. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

 

9. Приложение

Тематическое планирование «Я – гражданин России» 1 класс

Тематическое планирование «Я – гражданин России» 2 класс

Тематическое планирование «Я – гражданин России» 3 класс

Тематическое планирование «Я – гражданин России» 4 класс

 

 

 

 

1.Пояснительная записка

 

            В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

           Воспитание гражданина страны — одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин — это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие  гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

              Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  с учетом  воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни. 

           Цели и задачи программы « Я – гражданин России ».

         На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России,

 создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

         Задачи программы:

— создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

— формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

— утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

— развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

— воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

-повышать качества патриотического воспитания через организаторскую пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

   

2.Общая характеристика программы

          Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. 

           Программа “Я – гражданин России”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

           Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований в становлении личности ребенка. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Именно в младшем школьном возрасте ребенок должен осознать себя как личность, как гражданин своей страны, как часть национальной культуры.

В связи с этим задача образовательного учреждения заключается в создании условий, обеспечивающих приобщение младших школьников к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлении образовательного процесса на воспитание ребенка в духе любви к Родине, формирование основ его социально-ответственного поведения в обществе и в семье, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Результатами программы станет: высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимания учащимися ценностей человеческой жизни, духовный и культурный подъем, патриотическое сознание – любовь к своей Родине, постоянная готовность к ее защите, чувство гордости за свой народ свою родину. 

3.Место учебного предмета в учебном плане

На изучение внеурочной деятельности «Я- гражданин России» в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. Программа рассчитана на  135 ч:

в 1 классе — 33 ч (33 учебные недели)

во 2 классе — 34 ч (34 учебные недели),

в 3 классе — 34 ч (34 учебные недели),

в 4 классе — 34 ч (34 учебные недели).

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценности программы:

 1.Ценности:  любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине; правовое государство; гражданское общество; долг перед старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода и ответственность; доверие к людям.

2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

      Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших

Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

     Ценности: трудолюбие; творчество; познание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

4.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

       Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

5.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

     Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

    Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

5.Личностные, метапредметные, предметные результаты

      Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты: 

-любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям, 

-долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

-родная земля, заповедная природа, планета Земля;

-красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Метапредметные результаты:

-формировать у детей

осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности;

-адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок;

-развивать активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите её свободы и независимости;

Предметные результаты:

-формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

-укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

-формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

-формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

-принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

-формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

-развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

-осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;

-формирование нравственного смысла учения.

В области формирования социальной культуры:

-формирование основ российской гражданской идентичности;

-пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

-формирование патриотизма и гражданской солидарности;

-развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

-укрепление доверия к другим людям;

-развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

-становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

-формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

-формирование отношения к семье как к основе российского общества;

-формирование у младшего школьника почтительного  отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

-знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

 

Младшие школьники получат возможность научиться:

-высокому уровню самосознания, самодисциплины, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию;

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

-понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире и уважать их;

Осознавать роль знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений;

-выполнять распорядок работы;

-высокий уровень самосознания, самодисциплины;

понимания учащимися ценностей человеческой жизни, духовный и культурный подъем;

— патриотическое сознание – любовь к своей Родине, постоянная готовность к ее защите, чувство гордости за свой народ свою Родину.

 

Формы организации внеурочной деятельности

 

Классные часы;

Беседы, викторины;

Коллективные творческие дела;

Смотры-конкурсы, выставки;

Экскурсии, поездки, походы;

Трудовые дела;

Тренинги

Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

Ролевые игры

Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов

Формой подведения итогов считать: участие в школьных и районных конкурсах и олимпиадах.

6.Содержание тем учебного предмета

1 класс (33 часа)

        Первый год обучения направлен на воспитание в детях самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, уважения к взрослым, к членам своей семьи, своим друзьям;  любви к малой родине на основе развития интереса к истории семьи и её традициям; формирование представлений о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в нём в соответствии с общечеловеческими нормами.

Моё имя и фамилия-2ч.

   « Что значит имя моё» — беседа. Раскрывает значение имени для человека, создаёт важную предпосылку для развития межличностных отношений в классе.  Беседа « Моя родословная». Дети изучают страницы жизни семьи; узнают некоторые исторические факты о прадедах. Оформление исследования в виде альбома. Составления родословной при помощи фотографий.  Игра-тренинг « Наши имена». Игра сближает участников друг с другом и способствует формированию дружеских отношений.  Праздник « Давайте познакомимся». Проводятся игры « Знакомство»-кого у нас в классе больше? Игры: « Найди пару», « Получи имя», « Новый шаг- новое имя», « Музыкальный ринг». Игры помогают детям лучше друг друга узнать, развивают коммуникабельность.

Домашний адрес-2ч.

   Экскурсия по микрорайону. В ходе экскурсии привлечь внимание к достопримечательностям города, поселка: памятник «Камень на ладони», памятник героям Великой Отечественной Войны, памятник Неизвестному солдату.  Беседа «Мой домашний адрес». Формирование понятия «адрес», воспитание бережного отношения к дому, поселку, городу. Игра «Пригласите меня в гости».  Экскурсия в школьный музей. Познакомить детей с историей посёлка, с почётными гражданами. Игра-тренинг »Путешествие по родному городу». В ходе игры отрабатывается понятие адрес, воспитывается чувство гордости за родной город.

Мои родные-3ч.

   Конкурс рисунков ко Дню Матери. Воспитывать чувство любви, доброты, уважения к маме. Классный час «Тепло родного очага». Беседа: « Когда и почему нам дома бывает тепло и уютно?» Рассказы детей о своей семье, своём доме. Рефлексия : Чем крепка семья? Или: зависит ли от вас «Погода в доме?»  Конкурс «Устами младенца». Ответы детей на вопросы: Что такое семья?

Семейные традиции-2ч.

   Конкурс рисунков» Моя семья». Воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи, развивать творческую активность. «Угощаем чаем»-посиделки. За круглым столом с чашечкой чая беседа о традициях русского чаепития. Во время беседы обращается внимание на сервировку стола. Праздник «Семейные традиции». Конкурсы:» Семейные традиции», «Семейная реликвия», «Кулинарный поединок», «Семейные таланты».Практическое занятие «Подарок гостю». Учить детей подбирать и дарить подарки. Изготовление подарков.

Я — член семьи-2ч.

   Беседа о поведении дома, в семье. Беседа строится на основе прочитанного рассказа «Доброе слово и кошке приятно». Проводится рефлексия :»Какой вы сделали вывод, прослушав рассказ.   Конкурс на лучший рассказ «Самый счастливый  день в моей жизни». Дети делятся воспоминаниями о незабываемых событиях своей жизни.  Игра-тренинг «Мой автопортрет». Подготовительной работой является выполнение своего автопортрета. Выставка рисунков и устные рассказы детей о себе : «За что меня можно любить?»

 

 

 

Распорядок дня, правила личной гигиены-3ч.

   Беседа «Режим дня детей начальных классов», « Гигиена жилища». Знакомство детей с режимом дня младшего школьного возраста, умение планировать своё личное время, опираясь на собственный режим дня, привитие ребенку гигиенических навыков. Беседа «Режим дня детей младшего школьного возраста». Убедить детей в необходимости строго соблюдать режим дня. Практическое занятие, на котором дети знакомятся с понятием «Гигиена» и на практике учатся ухаживать за полостью рта. За кожей, волосами. Беседа о гигиене жилища. Конкурсно -игровая программа «Путешествие в страну Здоровья». Встреча с Мойдодыром, который проводит викторину по закреплению знаний и навыков, полученных в ходе предыдущих бесед. Игра с Мойдодыром «Собери ручейки в речку». После игры Мойдодыр проводит ритмическую гимнастику.

Уважительное отношение к друзьям, близким, соседям-2ч.

Беседа «Поговорим о дружбе». Формирование у детей настоящей дружбы и уважительного отношения к друзьям, близким, соседям. Прослушивание стихотворения «Слово-друг». Знакомство с литературными произведениями о дружбе. Игра «Я и мой друг» (проводится в группах- работа над пословицами, формулирование правил законов дружбы). Правила честной игры и состязаний (разыгрывание ситуаций, из которых дети составляют правила честной игры.

Основы закаливания и комплекс физических упражнений-2ч.

Весёлое путешествие в страну природы и здоровья-туристический слёт (спортивно-конкурсная программа, куда входят перетягивание  каната, конкурс знатоков природы, лучший осенний букет, самый прыгучий, самый ловкий). Мама, папа, я – спортивная семья. Презентация команд, эстафеты. Конкурс знатоков спорта : 1.Каждая команда составляет из букв названия видов спорта. 2.Каждая команда проводит ритмическую гимнастику с остальными. 3. Объяснить значения слов на карточках с разными видами спорта. Игра «Вперёд мальчишки!» Конкурсы: «Меткий стрелок», «Теннисные мячи в вёдра», «Санитары», «Петушиные бои».

Режим питания, умение вести себя за столом, правильное пользование столовыми приборами-2ч.

Беседа- игра о значении пищи для человека. Практическая игра «Маленький поварёнок» ( в форме диалога и картинок дети варят борщ. Здесь же идёт речь о пользе каждого овоща). Правила поведения за столом. Практическое занятие «Сервировка стола». Практическая игра «Я приглашаю тебя в гости», «Как развлечь гостей», «Добро пожаловать к нам в гости». Проведение дня именниника, с применением изученных правил.

Прекрасное в быту, картины, домашняя утварь, украшение помещения к традиционным праздникам-2ч.

Экскурсия в музеи: Русская горница(знакомство с народным прикладным творчеством). Краеведческий музей(жизнь коренных народов-шорцев, их обычаи, домашняя утварь), в школьную и городскую библиотеки. Выставка с предварительной подготовкой «Прекрасное в быту» (изготовление игрушек в мастерской Деда Мороза).

Семейный архив-4ч.

Беседа о средствах общения людей ( письма, телефонные разговоры, телеграммы). Культура эпистолярного жанра (детям даётся задание составить письмо, после проводится конкурс «Семейная переписка»). В теме проводится миниисследование «Семейная переписка».  Итогом этой работы будет  «Устный журнал». Семейные реликвии- беседа о понятии «Реликвии» (ордена, медали, книги, иконы…).Дети получают задание изучить семейный архив и выяснить, есть ли в семье какие либо реликвии. Итогом будут рисунки детей, фотографии, газетные вырезки, видеофильмы.

Мой дом-моя крепость. Что меня окружает?-4ч.

Беседа «Что такое семья» ( сказка о первой семье, поиски ответа на вопрос «Что нужно, чтобы у каждого из вас была самая дружная, самая крепкая семья». Рефлексия :что необходимо, чтобы в семье был лад? Устный журнал о семье и о мире в семье. В ходе устного журнала дети работают по стихам, загадкам, пословицам и поговоркам о семье. Игровая программа «Бабушкины игры». Программа проходит в форме знакомства со старинными играми и обучением в них играть (лапта, городки, салки, ямки…). Игровая программа-размышление «Не дорог подарок, а дорога любовь и внимание» (беседа о том, как правильно выбрать подарок. Игровая ситуация «Кому что подарить». История о девочке, которой друзья на День рождения подарили щенка, а мама вернула его хозяину. Вывод: перед тем, как дарить подарок, посоветуйтесь со взрослыми).

Практическое занятие: «Как сделать подарок и как его подарить». Изготовление поделок-подарков своими руками. Шуточная инсценировка «Как надо дарить подарки» (с огорчением по поводу затрат, с перечислением всех трудов и усилий, с похвальбой и.т.д.). Рефлексия :как бы вы хотели, чтобы вам подарили подарок?

Итогово – обобщающее занятие-2ч.

Конкурс «Представление семьи» (эмблемы, номера художественной самодеятельности). Конкурс «Загадки и пословицы» (отгадывание загадок и продолжение пословиц о доме и семье). Конкурс «Угадай свою маму» (дети с закрытыми глазами узнают свою маму по рукам). Конкурс – игра «Наша родословная» ( с закрытыми глазами дети рисуют свою семью). Музыкальный конкурс (командам даются предложения, по которым они должны узнать и вспомнить песню).

2 класс (34 часа)

Мой любимый город (8 часов)

 Знакомство детей с понятием «малая родина»;формирование представления о себе как о жителе данного города; знакомство с известными людьми города; воспитание  стремления подражать своим героям и знаменитостям.

Экскурсия в музей с целью ознакомления с историей города, герба, флага.

Автобусная экскурсия по городу. Показать детям красоту родного края (гора Зеленая, гора Туманная,  национальный парк, парк  им. Тунекова и т.д.)

Конкурс рисунков «Дворик моей мечты». Воспитывает  осознание своей значимости к  истории города.

История улицы, на которой я живу.  С помощью родителей дети подбирают материал  о происхождении названия и оформляют его по своему представлению  о той улице, на которой живут.

Проект готовится по желанию в виде фотографий, макетов, рисунков и т.д.

Таежная сказка (природа Горной Шории) (8 часов)

 Знакомство со значением слова «природа»; привитие любви  к родному краю, природе, ко всему живому; воспитание бережного отношения к природе.

Экологическая тропа проходит по этапам с целью  выявления  знаний, умений общения с природой.  Проходит  в виде  спортивных состязаний между командами. Каждая команда получает маршрутный лист с заданиями.

Перед прогулкой проводится беседа в классе на тему «Жила – была река…», затем дети получают конверты с заданиями. После прогулки проходит обсуждение результатов проделанной работы.

Дети учатся наблюдать за природой и видеть прекрасное в ней.

Тематическая экскурсия «Урок безопасности и бережного отношения к природе». Учатся наблюдать за природой, соблюдая главный принцип: Не навреди! Помни! Животные и растения – наши меньшие братья!

Дети выращивают рассаду для цветников. Проводится презентация будущих цветочных клумб.

Город и спорт (3 часов)

 Воспитание стремления стать сильными, ловкими,  отважными; формирование правильного восприятия этих качеств каждым гражданином и патриотом своей родины.

Экскурсия во Дворец спорта «Кристалл», где проводится знакомство детей с видами спорта.

Встреча с  мастерами сноуборда   Е. Тудегешевой,   В. Белкиным, С. Болдыковой и т.д.), чемпионом мира по боксу  Ю. Арбачаковым.

Проведение «Малых олимпийских игр» между командами класса с целью выявления  сильнейших для участия  в  школьной олимпиаде  и сдачи норм ГЗТО.

Культурное наследие нашего края (6 часов)

Введение  в понятие «мир культуры»; знакомство и приобщение  к культурному наследию родного края.

Экскурсия в Краеведческий музей «Шорская юрта» с целью ознакомления  с бытом коренных жителей.

Чтение и обсуждение шорских сказок  с целью  ознакомления  с устным народным творчеством шорцев.

Экскурсия во Дворец  культуры «Горняк». Знакомство с видами деятельности Дворца культуры и привлечением детей к участию в культурной жизни города.

Посещение спектакля театра «Ракурс» с целью приобщения  детей  к искусству.

Посещение концерта ансамбля «Весна». Цель – заинтересовать детей и привлечь к занятиям танцами.

Посещение концерта ансамбля «Чылтыс». Знакомство и приобщение детей к искусству коренных жителей.

Посещение в Этнографическом музее экспозиции художника А. Тюрпекова «Я рисую родной край». Цель — учить видеть  красоту родного края глазами художника.

Музыкальный час. Прослушивание песен о Горной Шории с целью привития любви к родному краю.

Презентация «Праздники города»:  День города, День Победы, День Знаний, Ольгудек – Пайрам,  День Металлурга и т.д.  Цель – знакомство с  активной жизнью города, выявление замечательных людей.

Дорогой героев7 ( часов)

Расширение исторических знаний детей, воспитание уважения к прошлому своего народа и любови к отечеству.

Экскурсия в парк  к памятнику  героев  локальных войн. Цель – познакомить с нашими земляками, участниками и героями   локальных войн. Почему ставят памятники?

Экскурсия к памятнику  Героя ВОВ Я.И. Баляева. Цель – воспитание  уважения к памяти   земляка- героя ВОВ.

 

Экскурсия к  Вечному огню (посещение  памятной доски «Никто не  забыт, ничто не забыто»). Понятие «Вечный огонь», «Мемориальная доска», назначение памятника «Неизвестному солдату».

Беседа «Война – трагедия для всех народов».  Цель – выявление родственников-участников ВОВ, встреча с  блокадницей Ленинграда Плотниковой Л.С..

 Литературный час «Подвиг Я.И. Баляева». Цель-знакомство с подвигом героя-земляка

Итогово – обобщающее занятие (2 часа)

В предварительной подготовке дети делятся на творческие группы. Каждая группа получает свой конверт с заданиями. Затем конкурсная игра.

3 класс (34 часа)

Я познаю Родину (8 часов)

 Выяснение происхождения и смысла слов «Родина», «Отечество»; воспитание у детей чувство патриотизма.

Беседа «Россия – Родина моя ». Раскрывается значение слов «Родина», «Россия», «Отечество», «Отчизна».

Презентация «Путешествие по карте России»  с целью показа необъятных просторов России.

Презентация «Москва – столица  нашей Родины,  сердце нашей Родины». Праздник,

посвященный Москве. 

Праздник «Наша Родина – Россия, наш язык – русский». Цель —  показать  значимость  красоты и богатства родного языка.

Богатства нашей Родины (9 часов)

 Знакомство  детей с  природными богатствами нашей Родины; воспитание чувства гордости за свою Родину и желания ее защищать.

Презентация «Семь чудес России»:  озеро Байкал, гора Эльбрус, Петергоф, долина гейзеров, столбы выветривания, храм Василия Блаженного, Мамаев курган, Родина – Мать.

Литературный праздник «Русская береза». Цель —  воспевание в стихах, сказках и песнях березы как символа России.

Игра «Звездный час» — «Сохраним природу России». Цель — показать богатство животного и растительного мира, учить беречь и защищать ее.

 

 Музыкальный час «Колокола России».  Понятие «Колокольный звон», значение колокола в Древней Руси. Прослушивание записей колокольных звонов с просмотром   изображений  храмов с колоколами (Великий Новгород, Москва и т.д.)

Наше государство (9 часов)

 Воспитание чувства гражданства; знакомство с символикой государства.

Беседа «Российская символика». Раскрывается понятие «Флаг», «Герб», «Гимн».

Беседа «Я гражданин России». Права и обязанности гражданина России.

Деловая игра «Главные вопросы».  Обсуждение вопросов: «Что  мы можем делать и чего не можем»,  «Что  мы  обязаны делать и чего не обязаны», «На что имеем право и на что не имеем». Обсуждение вопросов идет по группам.

 Ролевая  игра «Знай свои права».  Команды обыгрывают фрагменты из русских народных сказок и обсуждают нарушение прав человека.

Родина – мать, умей за нее постоять (6 часов)

 Раскрытие значения терминов «Патриот», «Патриотизм»;  знакомство детей с именами великих защитников Русской земли; формирование понятия о мужестве как великом свойстве души; воспитание чувства гордости за героическое прошлое ее народа; воспитания уважительного отношения к отслужившим в армии и готовящимся к службе.

 

Былинные герои. Чтение былин, рассматривание репродукции В.М. Васнецова «Три богатыря» с целью  показать  величие и силу русского народа.

 

Рассказы о русском флоте.   Чтение рассказов о русском флоте. Дать представление о России – великой морской державе, познакомить с именами прославленных флотоводцев.

«Русская земля, недругам твоим прощения нет!».  Знакомство с именами  великих защитников русской земли. Просмотр  репродукций картин, чтение стихов о защитниках Родины.

Праздник мужества и чести.  Праздник для мальчиков класса с целью   воспитания уважительного отношения  к Российской армии.

Встреча с ветеранами ВОВ «Помнят люди». 

С песней по жизни.  Музыкальная композиция, посвященная Дню Победы, с исполнением песен о войне хором мальчиков.

Проект «Я помню, я горжусь».  Цель – узнать больше о ВОВ и о жизни и подвигах своих предков.

 Итогово – обобщающее занятие (2 часов)

Интеллектуальная игра «Что я знаю о России». Игра проходит в виде конкурсов: исторического, географического, литературного, музыкального. В заключении проводится награждение грамотами. Праздничная программа  «Славься,  земля русская» (стихи, песни,  сценки о России).

4 класс (34 часа)

Я и мои права. Введение (5 часов)

  Формирование  общего представления о понятиях «Конвенция ООН» и «Всеобщая декларация прав человека».

Введение понятий  «Права человека и свобода». Беседа-игра  разъясняет смысл основных понятий «Конвенция ООН» и «Всеобщая декларация прав человека».

Деловая игра  «Мы разрабатываем законы».  В игровой форме дети учатся вырабатывать законы.

Игра «Встреча с инопланетянами».  Работа в группах. Цель – рассказать о жизни на Земле.

Права на имя (4 часа)

 Формирование понятия уникальности  и значимости каждого человека; воспитание в ребенке Личности.

Защита проекта «Имя мое».  Дети находят историю своих имен.

Праздник имени. Презентация проектов.

Право на семью (4 часа)

 Формирование убеждения в важности семьи, укреплении  родственных связей.

Час размышлений «Зачем человеку семья».  Возникновение семьи. Показать значимость  семьи на примерах  лучших семейных традиций.

Беседа — игра «Какие обязанности ты выполняешь дома».  Проходит в форме рассказа о своих  обязанностях дома.

Право на питание (4 часа)

 Формирование у школьников сознательного  отношения к питанию как залогу здоровья.

Беседа «Хлеб всему голова».  Выяснить, почему хлеб  является продуктом номер один. Познакомить с разнообразием хлебных продуктов и их ценностью.

Фольклорно-игровая программа «Каравай». Изучение фольклорного материала о хлебе: песен, стихов, пословиц, поговорок, сказок, загадок.

Познавательно-игровая программа «День живой воды».   Вода – «матушка царица». Без воды нет и не может быть жизни (приметы, пословицы, загадки о воде). Народные игры.

Право на бесплатное образование (4 часов)

  Развитие познавательной активности, интеллектуальных способностей, творческого потенциала. 

Игра «Умники и умницы». Углубление и расширение знаний по предметам.

Игра «Что, где, когда?».  Развитие мышления, смекалки, памяти, речи; развитие интереса к знаниям.

Тренинг «Как научиться учиться».  Тестирование и на основе результатов упражнения для тренировки памяти, мышления, усидчивости.

Мои вершины (портфолио).  Создание и презентация  собственных достижений.

Право на бесплатное медицинское обслуживание  (4 часа)

 Расширение знаний детей о здоровом образе жизни.

Беседа «Хорошее здоровье превыше всего». Беседа проводится с показом презентации о витаминах, их пользе для развития молодого организма.

День Здоровья. Команды готовятся  к проведению праздника Дня Здоровья.  В назначенный день проходят состязания  между командами.

Право на отдых (4 часов)

 Формирование отличия активного отдыха от пассивного; знакомство с  разнообразием игр (подвижные, настольные).

Игровое шоу «Ура! Игра!»    Игры: «Морской бой»,  «Кто вперед» (гонки на машинах), «Путешествие Красной Шапочки» и т.д.

Защита проекта «Семейный альбом», «Семейный досуг». Презентация   лучшего выходного дня.

Право на труд (3 часа)

 Расширение кругозора, воспитание уважения к людям труда, желания трудиться.

Игра «Все работы хороши – выбирай на вкус».  Идет работа в группах. Дети выполняют задания и обучаются  профессиям парикмахера, почтальона, учителя, врача, строителя и т.д.

Игра «Радиоэфир».  Подготовленный из детей журналист берет интервью:

-Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

 Ответы записываются на диктофон с последующим прослушиванием и обсуждением.

Итогово-обобщающее занятие (2 часа)

 Организация в игровой форме проверки знаний  детей  о правах и обязанностях.

«Мы тоже имеем права» — театрализованное представление. Инсценировка  условной сказки, в которой принимают участие все дети, и по ходу действия оценивается правильность поступков и  находится выход из сложившихся ситуаций.

7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

 

 

 

В 1 классе (1 ч в неделю, всего 33 ч)

№ раздела

Наименование

раздела

 

 

Кол-во часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольных

работ

1.

Моё имя и фамилия

2ч.

 

Расширять и углублять знания по предмету «Окружающий мир», «Физическая культура», «Изобразительное  искусство», «Литературное чтение», «Технология».

 

Иметь представление: о родословной;

о  семейных традициях и реликвиях и семейном архиве; Знать: историю своего имени, фамилии;

домашний адрес; традиции своей семьи, реликвии; что хранится в семейном архиве;

2.

Домашний адрес

2 ч.

 

3.

Мои родные

3 ч.

 

4.

Семейные традиции

2 ч.

 

5.

Я член семьи

2 ч.

 

6.

Распорядок дня, правила личной гигиены

3 ч.

 

Иметь представление о режиме дня школьника и личной гигиене. Уметь: ориентироваться в городе по данному адресу; ориентироваться в школе и соблюдать правила поведения школьника.

7.

Уважительное отношение к друзьям, близким, соседям

2ч.

 

Признание дружбы, частности, ответственности, трудолюбия,  уважения к старшим и людям труда.

 

 

8.

Основы закаливания и комплекс физических упражнений

2ч.

 

Уметь делать утреннюю зарядку; пользоваться предметами для личной гигиены;

 

 

 

 

9.

Режим питания, умение вести себя за столом, правильное пользование столовыми приборами

2ч.

 

Знать режим дня школьника.

Знать назначение столовых приборов; как вести себя за столом; как принять гостей и организовать праздник,

 

 

10.

Прекрасное в быту, картины, домашняя утварь, украшение помещения к традиционным праздникам

2ч.

 

Знать о гостеприимстве;

о прекрасном в быту: картины, резьба по дереву, изделия рукоделия и т.д.; о дружбе.

                                                          

Уметь делать поделки своими руками; проводить игры с детьми; работать в коллективе.

 

11.

Семейный архив

4ч.

 

Иметь представление о реликвиях и семейном архиве

Познание собственного «я»;

познание себя и других;

осознанное отношение к своим поступкам и поступкам других людей.

 

12.

Мой дом – моя крепость.

4ч.

 

13.

Итогово – обобщающее занятие

2 ч

 

Признание дружбы, частности, ответственности, трудолюбия.

 

 

Во 2 классе (1 ч. в неделю, всего 34 ч.)

№ раздела

Наименование

раздела

 

 

Кол-во часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольных

работ

1.

Мой любимый город

8ч.

 

 Расширять и углублять знания по программам «Окружающий мир», «Технология», «Литературное чтение», «Русский язык», «Изобразительное искусство».

Знать о понятии «Малая родина»;

о достопримечательностях города, герба, историю города, герба, названия улиц

2.

Таёжная сказка (природа Горной Шории)

8ч.

 

Знать о коренных жителях – шорцах;

о культурном наследии края;

о поведении в природе и отношении к ней.

шорские легенды, сказки, песни, картины о родном крае.

Бережно относиться к природе, сохранять свою безопасность в природе;

выражать свои знания и чувства с помощью слов, рисунков,  поделок и т.д.

 

3.

Город и спорт

3ч.

 

Знать о культурных и спортивных достижениях города, культурные и спортивные центры, как организовать свой культурный досуг.

4.

Культурное наследие нашего города

6ч.

 

 Знать, как организовать свой культурный досуг, осознавать себя гражданином своего города, человеком сильным,  отважным, с чувством гордости  и уважения   за героическое прошлое своих земляков.

 

5.

Дорогой героев

7ч.

 

 Знать прославленных людей города,  имена героев —  земляков, погибших в годы ВОВ

6.

Итогово – обобщающее занятие

2ч.

 

 Умение видеть красоту в окружающем мире;

первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

-элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

 

В 3 классе (1 ч. в неделю, всего 34 ч.)

№ раздела

Наименование

раздела

 

 

Кол-во часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольных

работ

1.

Я познаю мир

8ч.

 

Развивать познавательный интерес к  своей Родине;

Знать основные понятия: «Родина», «Отечество», символика страны;

воспитывать уважительное отношение к символам, к истории, к памятникам, к культуре своего государства, к людям, имеющим заслуги перед Отечеством;

формировать патриотические чувства, чувство гордости за свою родину.

 

2.

Богатства нашей Родины

9ч.

 

Воспитывать любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине; правовое государство; гражданское общество; долг перед старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода и ответственность; доверие к людям.

 

3.

Наше государство

9ч.

 

Знать о понятиях «Родина», «Отечество», «Патриот», «Патриотизм», «Гражданин»;

о символах России;

о героическом прошлом своей Родины.

4.

Родина – мать, умей за неё постоять

6ч.

 

Развивать справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших

значимость  города Москвы для Россиян;

символы России; знать свои права и обязанности; жизнь и подвиги своих предков, пользоваться своими правами и обязанностями.

5.

Итогово – обобщающее занятие

2ч.

 

Знать значимость  города Москвы для Россиян символы России; свои права и обязанности, уметь пользоваться своими правами и обязанностями; находить на карте свою страну, столицу и  местоположение семи чудес России;

получать, обрабатывать и передавать информацию.

 

В 4 классе (1 ч. в неделю, всего 34 ч.)

№ раздела

Наименование

раздела

 

 

Кол-во часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольных

работ

1.

Я и мои права. Введение

5ч.

 

Воспитывать гражданское самосознание причастность к родным истокам;

Знать правовую культуру, положительное отношение к законам и их выполнению; воспитывать личную ответственность за будущее страны.

 

2.

Права на имя

4ч.

 

Знать о  Международном документе по защите прав ребенка;о  разработке законов, историю своего имени.

 

 

3.

Право на семью

4ч.

 

Знать свои права, свои обязанности;

что приносит пользу здоровью и что вредит;

знать значимость семьи

 

                                                     

4.

Право на питание

4ч.

 

Уметь пользоваться своими правами и обязанностями, формировать у школьников сознательного  отношения к питанию как залогу здоровья.

5.

Право на бесплатное образование

4ч.

 

Знать о профессиях, получение знаний необходимо для жизни.

6.

Право на бесплатное медицинское обслуживание

4ч.

 

Знать о здоровом образе жизни, о правах на бесплатное медицинское обслуживание.

7.

Право на отдых

4ч.

 

Знать о необходимости  и пользе занятий спортом, организовывать свой досуг с пользой для здоровья.

8.

Право на труд

3ч.

 

Выполнять поручения родителей по дому;

анализировать и фиксировать свои успехи и достижения, иметь желание трудиться и уважительно относится к труду.

9.

Итогово – обобщающее занятие

2ч.

 

 Развивать чувство собственного достоинства, осознание в себе деловых качеств законопослушной личности.

 

 

                                                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Литература:

И.Д.Агеева, Кто лучше всех знает Россию? Методическое пособие, И.Д.  Агеева — М.: ТЦ Сфера, 2005г.

Н.Ю.Анашина, День истории в школе. Интеллектуальные игры и развлечения. История Отечества, всемирная история, история права — Ярославль: Академия развития, 2008г.

П.А.Астахов, Я и государство — М.: Эксмо, 2009г.

О.Е.Жиренко, Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы — М.: ВАКО, 2008г.

М.Ю.Новицкая, С.Ю.Афанасьева, Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе – М.Дрофа 2010г.

Н.А.Соболева, Н.А. Российская государственная символика: история и современность.  – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003г.

2.Демонстрационные пособия.

Для подготовки мини-проектов, выставок рисунков – краски, карандаши, бумага, фотографии и альбомы.

Экспозиции музеев, выставок.

Для проведения ролевых игр – посуда, имитация подарков,  игрушки.

3.Учебно-практическое оборудование

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соот­ветствии с тематикой, определённой в программе .

4. Технические средства обучения:

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;

компьютер.

 

5.Оборудование класса:

ученические двухместные столы с комплектом стульев;

стол учительский с тумбой;

шкафы для хранения учебников.

 

 

        

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение                                                                                   Утверждаю:

                                                                                         Директор МКОУ «ООШ № 164»

                                                                                          ________ Ващенко Ю.И.

                                                                                          Приказ № __ «___»_____ 2015 г.

 

Тематическое планирование к учебной  программе « Я – гражданин России»

 

« Я – гражданин России» 3 класс, 34 часа, 1 час в неделю.

 

 

3 класс (1 час в неделю)

раздела

Название разделов и тем

Количество часов

Формы работы

Теория

Практика

Тема 1

Я познаю Родину

4

4

1.Беседа «Россия – Родина моя».

2.Презентация «Путешествие по карте России».

3.Презентация «Москва – столица  нашей Родины».

4.Праздник «Наша Родина – Россия, наш язык – русский».

Тема 2

Богатства нашей Родины

4

5

1.Презентация «Семь чудес России».

2.Литературный праздник «Русская береза».

3.Игра «Звездный час» — «Сохраним природу России».

4.Колокола России.

Тема 3

Наше государство

4

5

1.Беседа «Российская символика».

2.Беседа «Я гражданин России».

3.Деловая игра «Главные вопросы».

4.Ролевая  игра «Знай свои права».

Тема 4

Родина – мать, умей за нее постоять

2

4

1.Былинные герои.

2.Рассказы о русском флоте.

3.Русская земля, недругам твоим прощения нет!

4.Праздник мужества и чести.

5.Встреча с ветераном «Помнят люди».

6. С песней по жизни.

Проект «Я помню, я горжусь».

Итогово — обобщающее занятие

2

Интеллектуальная игра «Что я знаю о России».

Праздничная программа  «Славься,  земля русская».

 

 

Тематическое планирование по внеурочной деятельности « Я – гражданин России»

 3 класс

 

Число

№ занятия

Тема

Коррекция

 

7.09

 

14.09

21.09

28.09

 

5.10

 

12.10

 

19.10

 

 

26.10

 

16.11

23.11

 

30.11

 

7.12

 

14.12

 

21.12

 

28.12

18.01

 

25.01

 

1.02

 

8.02

 

15.02

29.02

 

14.03

 

21.03

 

11.04

 

18.04

 

 

 

 

25.04

 

16.05

 

 

23.05

 

 

30.05

 

 

1-1

 

2-2

 

3-3

4-4

 

5-5

 

6-6

 

7-7

 

 

8-8

 

9-1

 

10-2

 

11-3

 

12-4

 

13-5

 

14-6

 

15-7

 

16-8

 

17-9

 

18-1

19-2

 

20-3

 

21-4

 

22-5

 

23-6

 

24-7

 

25-8

26-9

 

 

27-1

28-2

 

29-3

30-4

 

31-5

32-6

 

33-1

34-2

 

 

 

Я познаю мир-8ч.

Беседа «Россия – Родина моя».

 

Презентация «Путешествие по карте России».

 

Презентация «Путешествие по карте России».

Беседа «Что такое Родина?».

 

Мини-сочинение»Я люблю свою Родину, потому что…».

Презентация «Москва-столица нашей Родины, сердце нашей Родины».

Беседа « Чем знаменита Россия?».

Конкурс рисунков «Моя Родина».

 

Праздник «Наша Родина-Россия, наш язык-русский».

Богатства нашей Родины-9ч.

Беседа «Семь чудес России».

 

Презентация «Семь чудес России».

 

Презентация «Семь чудес России».

 

Литературный праздник «Русская берёза».

 

Сочинение «Семь чудес России».

 

Игра «Звёздный час»-«Сохраним природу России».

 

Беседа «Полезные ископаемые».

 

Музыкальный час «Колокола России».

 

Беседа «Природа родного края».

Наше государство-9ч.

Беседа «Символика государства».

Конкурс рисунков «Символика государства».

 

Презентация «Символика государства».

 

Беседа «Я гражданин России».

 

Беседа «Права и обязанности гражданина России».

 

Деловая игра «Главные вопросы».

 

Ролевая игра «Знай свои права».

 

Беседа «Права ребёнка».

Гимн России.

 

Родина- мать, умей за себя постоять-6ч.

Беседа «Война это трагедия».

Литературный час «Дорогой героев».

 

Экскурсия в парк к памятнику героев.

Конкурс рисунков «Нам не нужна война!»

 

С песней по жизни. Проект «Я помню, я горжусь».

Праздник- «Наша Родина-Россия!»

Итогово — обобщающее занятие-2ч.

Интеллектуальная игра « Что я знаю о России».

Праздничная программа «Славься, земля русская».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ 25, № 26 объединены

 

№ 27, № 28 объединены

№ 29, №30 объединены

 

№ 31, № 32 объединены

№ 33, № 34 объединены

К концу 3 класса у обучающихся будут сформированы следующие УУД:

Личностные — ощущение  патриотических и гражданских чувств в личности, чести, чести мужества и справедливости; любви к Родине,  уважительного отношения  к символам, к истории, к культуре.

Регулятивные – умение действовать по плану и планировать свою деятельность, контроль.

Познавательные – понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире и уважать их;

Осознавать роль знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений;

-выполнять распорядок работы;

-высокий уровень самосознания, самодисциплины;

 

Коммуникативные — учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

-уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с товарищами;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение                                                                                   Утверждаю:

                                                                                         Директор МКОУ «ООШ № 164»

                                                                                          ________ Ващенко Ю.И.

                                                                                          Приказ № __ «___»_____ 2015 г.

 

Тематическое планирование к учебной  программе « Я – гражданин России»

 

« Я – гражданин России» 4 класс, 34 часа, 1 час в неделю.

 

 

4 класс (1 час в неделю)

 

Тематическое планирование по внеурочной деятельности « Я – гражданин России»

 4 класс

 

№ разде

ла

Название разделов и тем

Количество часов

Формы работы

Теория

Практика

Тема 1

Я и мои права. Введение

 

2

3

1.Введение понятий  «Права человека и свобода».

2.Деловая игра  «Мы разрабатываем законы».

3.Игра «Встреча с инопланетянами».

Тема 2

Права на имя

2

2

1.Защита проекта «Имя мое».

2.Праздник имени.

Тема 3

Право на

семью

2

 2

1.Час размышлений «Зачем человеку семья».

2.Беседа «Какие обязанности ты выполняешь дома».

Тема 4

Право на питание

2

2

1.Беседа «Хлеб всему голова».

2.Фольклорно-игровая программа «Каравай».

3.Познавательно-игровая программа «День живой воды».

Тема 5

Право на бесплатное образование

2

2

1. Игра «Умники и умницы».

2.Игра «Что, где, когда?».

3.Тренинг «Как научиться учиться».

4.Мои вершины (портфолио).

Тема 6

Право на бесплатное медицинское обслуживание

2

2

1.Беседа «Хорошее здоровье превыше всего».

2.День Здоровья.

Тема 7

Право на отдых

2

2

1.Игровое шоу «Ура! Игра!».

2. Защита проекта «Семейный альбом», «Семейный досуг».

Тема 8

Право на труд

1

2

1.Игра «Все работы хороши – выбирай на вкус».

2.Игра «Радиоэфир». 

Итогово-обобщающее занятие

 

2

«Мы тоже имеем права» — театрализованное представление.

 

Тематическое планирование по внеурочной деятельности « Я – гражданин России»

 4 класс

 

Число

№ занятия

Тема

Коррекция

 

1.09

 

8.09

 

15.09

22.09

 

29.09

 

6.10

 

13.10

 

20.10

 

27.10

 

10.11

 

17.11

 

24.11

 

1.12

 

8.12

 

15.12

 

22.12

 

29.12

 

12.01

 

19.01

 

26.01

 

2.02

 

 

9.02

 

16.02

1.03

 

15.03

 

22.03

 

5.04

 

12.04

19.04

 

26.04

 

3.05

10.05

 

17.05

24.05

 

 

 

31.05

 

1-1

 

2-2

 

3-3

 

4-4

 

5-5

 

6-1

 

7-2

 

8-3

 

9-4

 

 

10-1

 

11-2

 

12-3

 

13-4

 

14-1

 

15-2

 

16-3

 

17-4

 

 

18-1

 

19-2

 

20-3

 

21-4

 

 

22-1

 

23-2

 

24-3

 

25-4

 

26-1

 

27-2

 

28-3

 

29-4

 

30-1

 

31-2

32-3

 

33-1

34-2

 

 

 

35-3

Я и мои права.Введение-5ч.

Введение понятий «Права человека и свобода».

 

Диспут «Права человека».

 

Деловая игра «Мы разрабатываем законы».

 

Игра «Мы разрабатываем законы».

 

Игра «Встреча с инопланетянами».

Права на имя-4ч.

Беседа «Моё имя»

 

Беседа «Значение моего имени».

 

Проект « Имя моё».

 

Праздник имени.

Право на семью-4ч.

 

Беседа «Моя семья».

 

Час размышлений «Зачем человеку семья»

 

Игра «Мои домашние обязанности».

 

Игра «Семейный праздник».

Право на питание-4ч.

Беседа «Хлеб всему голова».

 

Диспут «Как правильно питаться».

 

Фольклорно-игровая программа «Каравай».

 

Фольклорно-игровая программа «Каравай».

Игра «Чаепитие».

Право на бесплатное образование-4ч.

Беседа «Право на бесплатное образование».

 

Диспут «Что такое бесплатное образование».

 

Игра «Умники и умницы».

 

Тренинг «Как научиться учиться».

Право на бесплатное медицинское образование-4ч.

Беседа «Хорошее здоровье превыше всего».

 

Беседа «Мой режим»

 

Спортивные соревнования.

 

Игра «Сам себе я помогу, я здоровье сберегу».

Право на отдых-4ч.

Беседа «Какие бывают игры».

 

Диспут «Мои любимые игры».

 

Игровое шоу «Ура! Игра!».

 

Проект «Семейный досуг».

Право на труд-3ч.

Беседа «Труд кормит, а лень портит».

 

Игра «Все работы хороши — выбирай на вкус».

Игра «Кем я хочу стать?».

Итогово-обобщающие занятия-2ч.

Игра «Я и мои права».

«Мы тоже имеем права»-театрализованное представление.

 

 

Обобщение учебного курса «Я – гражданин России».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+1 ч.

 

К концу 4 класса у обучающихся будут сформированы следующие УУД:

Личностные – чувство собственного достоинства, осознание в себе деловых качеств законопослушной личности, имеющей желание и потребность  трудиться  и уважительно относиться к труду.

 

Регулятивные – умение действовать по плану и планировать свою деятельность, контроль.

Познавательные — формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»; формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

Осознавать роль знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений;

-выполнять распорядок работы;

-высокий уровень самосознания, самодисциплины.

 

Коммуникативные — заранее предвидеть разные возможные мнения; обосновывать и доказывать собственное мнение.