Автор: Тюленева Юлия Николаевна
Учебное заведение: МБОУ "Кармалинская СОШ" НМР РТ
Краткое описание работы: рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы

Дата публикации: Рабочая программа внеурочной деятельности «Семьеведение» рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы
Просмотреть свитедельство о публикации

pres

Рабочая программа внеурочной деятельности «Семьеведение»

Пояснительная записка

Семьеведение

Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы.

В последнее время в Российской Федерации семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной сферы. Разрабатываемая программа направленна на повышение воспитательного потенциала семьи и создание условий для его эффективной реализации, укрепление статуса социального института семьи, повышении его ценности в общественном сознании.

В связи с этим созрела потребность в разработке специальной образовательной программы для школ, которая включала бы в себя начальные знания о семье, ее структуре, роли жены и мужа, матери и отца, жизненном цикле семьи, психологии развития ребенка, основах педагогики. Школьники в рамках этого курса получат элементарные знания о ведении хозяйства», планировании бюджета. Изучение курса «Семьеведение» является важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить систему знаний школьников о психологических основах семейных отношений, сформировать у них более адекватное представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни.

Цели:

·         Воспитать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи.

·         Учить осознанно и добросовестно относится к домашнему труду.

·         Развивать устную речь, память, творческие способности.

Задачи

·         развитие сотруднических отношений между педагогами и родителями, формирование гуманных отношений между детьми и родителями;

·         формирование убеждения о важности семьи в жизни человека,

·         укрепить привязанность к членам своей семьи;

·         научить гордиться их достижениями, оказывать помощь старшим, заботиться о младших и стариках.

 

Программой запланировано 8 часов в год.

Занятия целесообразно проводить в форме дискуссий, игровых тренингов. Такая форма может помочь решить еще одну острую проблему — умение вести диалог и договариваться, что особенно ценно в семейной жизни.

Разумеется, школа не сможет без участия семьи полноценно формировать родительские установки у детей, но наличие такого предмета в школьной программе поможет детям задуматься о своем будущем, и принимать ответственные решения во взрослой жизни

воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи; учить осознанно и добросовестно относиться к домашнему труду; развивать устную речь, память, творческие способности.

Изучение курса «Семьеведение» является важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить систему знаний школьников о психологических основах семейных отношений, сформировать у них более адекватное представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни.

СЕМЬЯ — базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими неотъемлемыми стабильными признаками:

·         союзом мужчины и женщины;

·         добровольностью вступления в брак;

·         члены семьи связаны общностью быта;

·          вступлением в брачные отношения;

На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. Для взрослого человека семья является источником, удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим ему разнообразные и достаточно сложные требования. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

ФУНКЦИИ СЕМЬИ:

·                  Репродуктивная: рождение потомства.

·                  Воспитательная: воспитание детей, самореализация родительских чувств.

·                  Хозяйственно-бытовая: удовлетворение материальных потребностей членов семьи.

·                  Рекреативная: восстановление физических и интеллектуальных сил.

·                  Эмоциональная: удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите. 

·                  Духовная: совместные проведение досуга и духовное обогащение.

·                  Социальная: социальный контроль.

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ

Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой или функциональной семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем. Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи.

Здоровыми считаются семьи, в которых:

·         каждый член воспринимается как равный другим;

·         доверие, честность и открытость являются существенными;

·         внутрисемейное общение является конгруэнтным;

·         члены поддерживают друг друга;

·         каждый член несёт свою часть ответственности за семью в целом;

·         отдыхают, получают удовольствие и радуются члены вместе;

·         существенное место занимают традиции и ритуалы;

·         члены принимают особенности и уникальность каждого из них;

·         уважается право на приватность (на наличие личного пространства, на неприкосновенность частной жизни);

·         чувства каждого члена принимаются и прорабатываются.

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ СЕМЬЕВЕДЕНИЕ

 

Семья, её интересы, нужды должны быть в центре социальной работы, а семейная политика приоритетной в социальной политике государства.

Только такая цель позволит ослабить негативные последствия реформирования общества, социальную политику сделает более эффективной, отвечающей полностью нуждам и потребностям российских семей.

Учитывая это, в последнее десятилетие усилился интерес отечественной науки к изучению семьи. Если раньше семья была объектом изучения социологии, демографии, юриспруденции, психологии, педагогики и других наук, то теперь ее проблемами активно занимаются экономисты, философы, экологи, медики. Наметился комплексный, междисциплинарный подход к исследованию проблем российской семьи, ее социально- экономических, демографических, социально-правовых, психолого-педагогических и других аспектов.

Глубокое изучение проблем современной семьи, психологии и педагогики семейных отношений обеспечит формирование конкретных профессиональных умений и навыков на основе современных семенных исследований и социальных технологий. Это позволит оказать необходимую помощь семье и ее членам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.


СЕМЬЕВЕДЕНИЕ, КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ, КАК УЧЕНИЕ О ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМАХ СЕМЬИ, ЕЕ РОЛИ В  ОБЩЕСТВЕ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКЕ

 

Семьеведение-это учение о жизнедеятельности семьи в различных циклах ее развития и на различных уровнях ее организации.

Семьеведение-это особая наука о становлении и развитии семьи, о специфике ее внутренних и внешних связей. Она имеет свой объект и предмет изучения.

Объектом семьеведения, т. е. той сферой, на что направлен процесс исследования, является семья как общественная группа, процесс ее формирования и развития как устойчивой социальной системы.

В результате ознакомления с содержанием курса школьники должны:

знать основные этапы динамики семейных отношений и типичные для каждого этапа проблемы, с которыми сталкивается семья;

знать основные психологические характеристики, связанные с половыми различиями, и характер их влияния на супружескую и семейную жизнь;

знать механизмы влияния родительских воспитательных установок на развитие личности ребенка;

владеть приемами саморегуляции и конструктивного решения возникающие в семейной жизни проблем.

 

Литература:

1.    Анискевич А.С., Богаевская. Семья и семейные отношения: Учебно- методическое пособие. — Находка: Институт технологии и бизнеса, 2001. — 58 с.

2.    Карабанова С.Ф. Теория и практика домоведения: Конспект лекций. — Владивосток: Издательство ВГУЭС, 1999. -148 с.

3.    Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М.: Педагогика-Пресс, 1992. — 192 с

4.    Семья: Книга для чтения / Сост. И.С. Андреева, А.З. Гулыга. — М.: Политиздат, 1990. — 526 с.

5.    Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. — М.: Педагогика, 1989. •- 160

6.    Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. — М.: Владос-Пресс. 2004. — 328 с.

7.    Сатир В. Вы и ваша семьи: Руководство по личностному росту. — М.: Апрель-Пресс, Эксмо- Пресс, 2002.-314 с.

8.    Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. — М.: Дашков и К*, 2003. — 238 с.

9.    Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Эксмо- Пресс, 2000.-498 с.

 10. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.:        Питер, 2001. — 651с.

Тематическое планирование

 

Тема занятий

Кол-во часов

1

Моя семья: мои родители, бабушки и дедушки, братья и сестры

1

2

Генеалогическое древо семьи (рисунок)

1

3

Отдыхаем вместе (Экскурсия )

1

4

Спортивные игры в моей семье (Разучивание игр на свежем воздухе)

1

5

Семья вместе  — и дума на месте (Конкурс рисунков)

1

6

Семейные праздники. Изготовление подарков (Практическая работа)

1

7

Как защитить свой дом (Дискуссии)

1

8

Праздник семьи (Внеклассное мероприятие)

1

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.