Автор: Берсенёва Виктория Александровна
Учебное заведение: Филиал МАОУ "Староалександровская СОШ " "Маранская СОШ им.Д.Д.Калашникова"
Краткое описание работы: Рабочая программа внеурочной деятельности по истории по ФГОС. расчитана на 34 учебных часа.

Дата публикации: Рабочая программа внеурочной деятельности по истории «ИСТОКИ» Рабочая программа внеурочной деятельности по истории по ФГОС. расчитана на 34 учебных часа.
Просмотреть свитедельство о публикации

history

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории «ИСТОКИ»

Пояснительная записка

 

 

Любовь к родному краю, знание его истории – вот основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Д.С.Лихачев

 

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у   школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города  через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

          Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо   осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

          Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в   школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом  воспитании, является  интегрирующим звеном между учебной и  воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Предлагаемая  программа кружка выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого она предназначена (5 класс), призвана помочь увязать краеведческие  знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.

Кружковая работа входит в систему дополнительного образования. Сюда входят занятия с кружковцами, подготовка команды к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам,  предметным турнирам, групповая работа,  подготовка к научным чтениям, исследовательская работа.

Основные направления курса – краеведение, изучение родного края.

         Рабочая программа краеведческого кружка «Истоки» разработана на основе ФГОС,   «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.

Задачи программы:

образовательные:  

§  формировать представления о краеведении, как  о предмете исторического и культурного развития общества;

§  приобретение знаний о природе родного края, об истории,   культуре, обычаях и традициях своего народа;

развивающие: 

§  развивать чувство патриотизма и уважения к малой Родине;

§  сформировать уважительное,  бережное  отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

§  развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;   способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные:

§   воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина;  

§   воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

 

Основные принципы, положенные в основу программы:

·         принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

·         принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

·         научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

·         систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения — эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка «Истоки» необходимо использовать такие формы проведения занятий как  исследование, экскурсии, работа в группах,  дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.    Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.

 

 

 

Результаты освоения программы курса

Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка «Истоки» является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

·         определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;

·         высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;

·         определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

Познавательные УУД:

·         ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи;

·         делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи;

·         добывать новые знания: находить необходимую информацию;

·         добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

·         перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  вывод;.

Коммуникативные УУД:

·         донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;  

·         слушать и понимать речь других;.

·         вступать в беседу на занятии и в жизни

Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «Истоки» является формирование следующих умений:

  • узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;
  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему  своей Родины;
  • оценивать правильность поведения людей в природе.

Режим занятий.

§  Общее количество часов в год –  34 часа

§  Количество часов в неделю – 1 час.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Учебный курс «ИСТОКИ» для 5-го класса позволяют школьнику освоить понятие истокиузнать, что значат Родина, Малая Родина, моя семья, школа, карта Родины, культура и быт родного края.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

п/п

Тема занятия

 Теория

Практика

Дата

 Введение (2 часа)

1

 

 Краеведение — наука о родном крае

1

 

 

2

 Экскурсия «Природа — наш общий дом»

 

1

 

 Моя семья (4 часа )

3

 Я и моё имя

0,5

0,5

 

4

 Корни моей семьи

1

 

 

5

 Моя родословная. Составление генеалогического древа

 

1

 

6

Традиции моей семьи  

1

 

 

  Наша школа ( 4 часа )

7

Знакомство с историей  школы

1

 

 

8

Школьный архив. Судьбы выпускников.

1

 

 

9

Ими гордится моя школа. Сбор материала о выпускниках  своей школы.

 

1

 

10

Традиции моей школы

1

 

 

Мой край на карте Родины (2 часа)

11

Тюменская область — частица России. Флаг, герб, гимн области. Работа с географической картой.

0,5

0.5

 

12

Моя малая родина – Ярковский район. Ярково на карте России и Тюменской области. Флаг, герб, гимн района

0,5

0,5

 

Село, в котором я живу  (5 часов)

13

Экскурсия на тему «История возникновения моего села»

 

1

 

14

Виртуальная экскурсия по селу «История села в названиях улиц». Использование презентационного материала

 

1

 

15

Архитектурные памятники 19-20 веков

 

1

 

16

 Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного села

1

 

 

17

Люди, прославившие мое село

0,5

0,5

 

Мой край родной — моя Маранка (8 часов)

 

18

Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края.

1

 

 

19

Исторические корни нашего края. Легенды и предания

0,5

0,5

 

20

Соседние деревни

 

1

 

21

Памятники архитектуры моего края

1

 

 

22

Памятники природы

1

 

 

23

Достопримечательности

 

1

 

24

Топонимика моего края

 

 

 

25

 Промышленность и сельское хозяйство

0,5

0,5

 

Культура и быт родного края (5 часов)

26

Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников

 

1

 

27

Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения.

 

1

 

28

Устное народное творчество народов (сказки, пословицы, поговорки)

 

1

 

29

Народные промыслы

0,5

0,5

 

30

Экскурсия «Культура и  быт народа «

 

1

 

Известные люди (3 часа)

31

 Писатели   и поэты родного края.

 

1

 

32

Художественное творчество

 

1

 

33

Спорт нашего края

 

1

 

34

Итоговое занятие

 

 

 

  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.