I. Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса русский язык для 3 классов общеобразовательных учреждений авторов В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого «Русский язык. Рабочие программы 1 – 4 классы» – М.: «Просвещение», 2014.
Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе :
· Федерального образовательного стандарта начального общего образования (2009 год) с изменениями и дополнениями;
· Примерной образовательной программы начального общего образования
· Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку авторов
В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.Ф.Стефаненко «Русский язык. Рабочие программы 1 – 4 классы» (М.:«Просвещение», 2014).
· образовательной программе начального общего образования МБОУ Комаричская СОШ №1;
• учебному плану МБОУ Комаричская СОШ №1;
• федеральному перечню учебников предметной линии «Школа России»;
• Положению о рабочей программе МБОУ Комаричская СОШ №1.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:
• формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке ка основе национального самосознания;
• развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
• развитие коммуникативных умений;
• развитие нравственных и эстетических чувств;
• развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существи-тельное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень. приставка, суффикс, окончание и др.).
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 170 часов в год при 5 часах в неделю.
Структура учебного курса
|
| Количество часов | |
№ п/п |
Раздел | Авторская программа | Рабочая программа |
1 | Язык и речь | 2 | 2 |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание. | 14 | 14 |
3 | Слово в языке и речи | 17 | 17 |
4 | Состав слова | 18 | 18 |
5 | Правописание частей слова | 29 | 29 |
6 | Части речи | 75 | 75 |
7 | Повторение | 15 | 15 |
ИТОГО | 170 | 170 |
II. Планируемые результаты изучения курса «Русский язык»
Личностные результаты
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
• Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
• осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;
• развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
• становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
• становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
• развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;
• деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
• развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
• ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
• развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);
• понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы
• осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
• осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;
• развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через
выразительные возможности языка, анализ пейзажных за
рисовок и репродукций картин и др.;
• ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
• представление о здоровом образе жизни, бережном отноше
нии к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
•Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
- учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
· осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
· самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
· понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
· использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
· воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
· анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
· осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из их частей;
- овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
- ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
- осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
- составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
· выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
· ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
· участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
· контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
· учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
· оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
· строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
· применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
· осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
· представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
· формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
· понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
· приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
· овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
· овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
· овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Предметные результаты освоения
основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
- строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
- понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
- понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
- распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- знакомство с жанрами объявления, письма;
- строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
· определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
· пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
· письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
· составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
· использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
· пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
· находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
· проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
· характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
· определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
· устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
· осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
· произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
· использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
· применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
· пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
· осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
· оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
· соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
· пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
· находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
· наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
· иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
· иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
· наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
· распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
· иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
· пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
· осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
· замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
- размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
- приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
- различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
- выделять нулевое окончание;
- подбирать слова с заданной морфемой;
- образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
- сравнивать, классифицировать слова по их составу;
- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
- осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
- наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
- распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
- распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
- распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
- распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
- устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
- узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
- подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
· производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
· наблюдать над словообразованием частей речи;
· замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
· различать предложение, словосочетание и слово;
· выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
· определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
· различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
· находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
· устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
· соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
· различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
· отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
· разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
- выделять в предложении основу и словосочетания;
- находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
- опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
— применять ранее изученные правила правописания, а также:
- непроизносимые согласные;
- разделительный твёрдый знак (ъ);
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
- безударные родовые окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
— подбирать примеры с определённой орфограммой;
— обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
— определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
— применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
— безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
— писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
— проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
— применять правила правописания:
- соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
- е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
- запятая при обращении;
- запятая между частями в сложном предложении;
- безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
— при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 3 класс.
В результате изучения русского языка в третьем классе дети научатся:
• понимать, что предложение – это основная единица речи;
• понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»;
• понимать грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
• различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);
• оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
• различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
• называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
• различать словосочетание и предложение;
• называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
• понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
• называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
• понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слов;
• различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;
• использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
• давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
• понимать влияние ударения на смысл слова;
• различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
• понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.
Третьеклассники получат возможность научиться:
• орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать [ диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;
• проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
• производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;
• производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
• распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
• изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числа склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
• интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложен! по цели высказывания и интонации;
• вычленять в предложении основу и словосочетания;
• производить элементарный синтаксический разбор предложения;
• определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
• определять тип текста;
• писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
III. Содержание курса «Русский язык», 3 класс
Язык и речь (2 ч)
Наша речь и наш язык.
Текст. Предложение. Словосочетание (14ч)
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.
Слово в языке и речи (17 ч)
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).
Состав слова (16 ч)
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.
Правописание частей слова (29)
Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Имя существительное (30 ч)
Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных.
Имя прилагательное (18 ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.
Местоимение (4 ч)
Лицо, число, род личных местоимений.
Глагол (21 ч)
Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Повторение (15 ч)
IV. Тематическое планирование
№ п/п | Раздел. Тема урока. | Количество часов | Дата | |
план | факт | |||
1 четверть (45 ч) | ||||
1. | Язык и речь. Инструктаж по ТБ. Наша речь. Виды речи. | 2 1 |
|
|
2. | Наш язык. Р.р. Составление текста по рисунку. | 1 |
|
|
3. | Текст. Предложение. Словосочетание. Что такое текст? ( повторение и углубление представлений) | 14
1 |
|
|
4. | Типы текста: повествование, описание , рассуждение. |
1 |
|
|
5. | Предложение. Р.р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины К.Е Маковского «Дети, бегущие от грозы». | 1 |
|
|
6. | Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. | 1 |
|
|
7. | Виды предложений по интонации: восклицательные, невосклицательные. | 1 |
|
|
8. | Знаки препинания в конце предложений. | 1 |
|
|
9. | Предложения с обращением ( общее представление) | 1 |
|
|
10. | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 |
|
|
11. | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 |
|
|
12. | Разбор предложений по членам предложения. | 1 |
|
|
13. | Простое и сложное предложения (общее представление). | 1 |
|
|
14. | Запятая внутри сложного предложения. | 1 |
|
|
15. | Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слова. | 1 |
|
|
16. | Проверочная работа по теме « Текст. Предложение. Словосочетание». | 1 |
|
|
17. | Слово в языке и речи. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Работа над ошибками. | 17 1 |
|
|
18. | Синонимы и антонимы. Работа со словарём синонимов и антонимов. | 1 |
|
|
19. | Омонимы. Использование омонимов в речи. | 1 |
|
|
20. | Слово и словосочетание. | 1 |
|
|
21. | Значение фразеологизмов и их использование в речи. | 1 |
|
|
22. | Р.р. Подробное изложение с языковым анализом текста. | 1 |
|
|
23. | Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи и их признаках.. | 1 |
|
|
24. | Части речи. Р.р. Составление предложений и текста по репродукции картины И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды». | 1 |
|
|
25. | Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение. | 1 |
|
|
26. | Имя числительное( общее представление). Проверочная работа «Слово и его лексическое значение» | 1 |
|
|
27. | Обобщение и уточнение знаний об однокоренных словах, о корне слова. | 1 |
|
|
28. | Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 |
|
|
29. | Правописание слов с ударными( сочетания жи-ши, ча-ща, чу- щу) и безударными гласными в корне. | 1 |
|
|
30. | Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. | 1 |
|
|
31. | Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). | 1 |
|
|
32. | Проверочный диктант | 1 |
|
|
33. | Р.р. Изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану. Проект «Рассказ о слове». | 1 |
|
|
34. | Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова. | 47 |
|
|
35. | Чередование согласных в корне. | 1 |
|
|
36. | Сложные слова. | 1 |
|
|
37. | Формы слова. Окончание. | 1 |
|
|
38. | Что такое окончание? | 1 |
|
|
39. | Как найти в слове окончание. | 1 |
|
|
40. | Что такое приставка? | 1 |
|
|
41. | Как найти в слове приставку. | 1 |
|
|
42. | Значение приставок. | 1 |
|
|
43. | Контрольный диктант за 1-ю четверть. | 1 |
|
|
44. | Работа над ошибками.Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | 1 |
|
|
45. | Значения суффиксов Образование слов с помощью суффиксов и приставок. | 1 |
|
|
2-я четверть ( 35ч) | ||||
46. | Р.р. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова « В голубом просторе» | 1 |
|
|
47. | Работа над ошибками. Основа слова. Разбор слова по составу. | 1 |
|
|
48. | Обобщение знаний о составе слова. | 1 |
|
|
49. | Контрольный диктант по теме «Состав слова».
| 1 |
|
|
50. | Работа над ошибками. Р.р. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом. | 1 |
|
|
51. | Проект «Семья слов». | 1 |
|
|
52. | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. | 1 |
|
|
53. | Правописание слов безударными гласными в корне. | 1 |
|
|
54. | Правописание слов безударными гласными в корне. | 1 |
|
|
55. | Правописание слов безударными гласными в корне. | 1 |
|
|
56. | Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. | 1 |
|
|
57. | Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными на конце и перед согласными в корне слов. | 1 |
|
|
58. | Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными на конце и перед согласными в корне слов. | 1 |
|
|
59. | Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными на конце и перед согласными в корне слов. | 1 |
|
|
60. | Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными на конце и перед согласными в корне слов. | 1 |
|
|
61. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 |
|
|
62. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 |
|
|
63. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 |
|
|
64. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 |
|
|
65. | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 |
|
|
66. | Правописание слов с удвоенными согласными. |
|
|
|
67. | Р.р. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка» | 1 |
|
|
68. | Правописание суффиксов и приставок. | 1 |
|
|
69. | Правописание суффиксов -ик – ек, -ок. | 1 |
|
|
70. | Правописание приставок. | 1 |
|
|
71. | Правописание суффиксов и приставок. | 1 |
|
|
72. | Правописание приставок и предлогов. | 1 |
|
|
73. | Правописание приставок и предлогов. | 1 |
|
|
74. | Правописание приставок и предлогов. | 1 |
|
|
75. | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | 1 |
|
|
76. | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ | 1 |
|
|
77. | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | 1 |
|
|
78. | Контрольный диктант за 2-ю четверть «Правописание частей слова». | 1 |
|
|
79. | Работа над ошибками. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | 1 |
|
|
80. | Р.р. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. | 1 |
|
|
3-я четверть (50 ч) | ||||
81. | Части речи. Части речи( повторение и углубление представлений) | 75 1 |
|
|
82. | Части речи. | 1 |
|
|
83. | Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи. | 30 1 |
|
|
84. | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 |
|
|
85. | Р.р. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. | 1 |
|
|
86. | Собственные и нарицательные имена существительные. Работа над ошибками. | 1 |
|
|
87. | Правописание имён собственных. | 1 |
|
|
88. | Проект «Тайна имени». | 1 |
|
|
89. | Изменение имён существительных по числам. | 1 |
|
|
90. | Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд). | 1 |
|
|
91. | Род имён существительных. | 1 |
|
|
92. | Упражнение в определении, рода имен существительных в косвенных падежах. | 1 |
|
|
93. | Род имён существительных | 1 |
|
|
94. | Р.р. Подробное изложение повествовательного текста. | 1 |
|
|
95. | Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных женского рода | 1 |
|
|
96. | Упражнения в написание ь знака после шипящих. | 1 |
|
|
97. | Проверочный диктант «Род имён существительных». | 1 |
|
|
98. | Изменение имён существительных по падежам. | 1 |
|
|
99. | Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей. | 1 |
|
|
100. | Несклоняемые имена существительные. | 1 |
|
|
101. | Р.р. составление рассказа по репродукции кратины И.Я. Билибина «Иван- царевич и лягушка- квакушка». | 1 |
|
|
102. | Именительный падеж имён существительных. | 1 |
|
|
103. | Родительный падеж имён существительных. | 1 |
|
|
104. | Дательный падеж имён существительных | 1 |
|
|
105. | Винительный падеж имён существительных. | 1 |
|
|
106. | Упражнение в различении изученных падежей имён существительных.( родительный и винительный) | 1 |
|
|
107. | Творительный падеж имён существительных. | 1 |
|
|
108. | Предложный падеж имён существительных. | 1 |
|
|
109. | Р.р. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа. | 1 |
|
|
110. | Обобщение знаний об имени существительном. | 1 |
|
|
111. | Р.р. Составление сочинения по репродукции картины К.Ф.Юона «Конец зимы.Полдень». Проект «Зимняя стрАничка» | 1 |
|
|
112. | Проверочный диктант «Имя существительное» | 1 |
|
|
113. | Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных. | 18 1 |
|
|
114. | Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 |
|
|
115. | Использование имён прилагательных в тексте-описании. | 1 |
|
|
116. | Р.р. Составление текста- описания растения в научном стиле. | 1 |
|
|
117. | Р.р. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь». | 1 |
|
|
118. | Изменение имён существительных по родам в единственном числе. | 1 |
|
|
119. | Изменение имён прилагательным по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | 1 |
|
|
120. | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | 1 |
|
|
121. | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | 1 |
|
|
122. | Изменение имён прилагательных по числам. | 1 |
|
|
123. | Р.р. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям. | 1 |
|
|
124. | Падеж имён прилагательных (общее представление). | 1 |
|
|
125. | Изменение имён прилагательных по падежам. Начальная форма имени прилагательного. | 1 |
|
|
126. | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 |
|
|
127. | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 |
|
|
128. | Р.р. Составление сочинения- отзыва по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» | 1 |
|
|
129. | Проект «Имена прилагательные в загадках» | 1 |
|
|
130. | Контрольный диктант за 3-ю четверть «Имя прилагательное». | 1 |
|
|
4-Я ЧЕТВЕРТЬ (40Ч) | ||||
131. | Местоимение. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Общее представление. | 4 1 |
|
|
132. | Личные местоимения 3-го лица. Изменение по родам. | 1 |
|
|
133. | Обобщение знаний о местоимении. Морфологический разбор. Р.р. Составление письма. | 1 |
|
|
134. | Проверочная работа «Местоимение» | 1 |
|
|
135. | Глагол. Значение и употребление глаголов в речи. | 21 1 |
|
|
136. | Упражнение в определении лексического значения глаголов. | 1 |
|
|
137. | Упражнение в распознавании глаголов среди других слов. | 1 |
|
|
138. | Р.р. Составление текста по сюжетным рисункам. | 1 |
|
|
139. | Глагол в начальной (неопределенной) форме. | 1 |
|
|
140. | Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме. | 1 |
|
|
141. | Число глаголов. Изменение глаголов по числам. | 1 |
|
|
142. | Упражнение в различии глаголов ед. и мн. числа. Р.р. Составление текста из деформированных слов и предложений. | 1 |
|
|
143. | Времена глагола. | 1 |
|
|
144. | Упражнение в определении времени глагола. | 1 |
|
|
145. | Упражнение в определении времени глагола. | 1 |
|
|
146. | Изменение глаголов по временам. | 1 |
|
|
147. | Р.р. Подробное изложение повествовательного текста. | 1 |
|
|
148. | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. | 1 |
|
|
149. | Упражнение в определении рода глаголов в прошедшем времени. | 1 |
|
|
150. | НЕ с глаголами. | 1 |
|
|
151. | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 |
|
|
152. | Обобщение знаний о глаголе. | 1 |
|
|
153. | Морфологический разбор глагола. | 1 |
|
|
154. | Проверочная работа «Глагол». | 1 |
|
|
155. | Контрольный диктант «Части речи». | 1 |
|
|
156. | Повторение. Части речи. | 15 1 |
|
|
157. | Р.р. Конференция «Части речи в русском языке» Обобщение знаний о частях речи. | 1 |
|
|
158. | Текст. Р.р. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | 1 |
|
|
159. | Имя прилагательное. | 1 |
|
|
160. | Имя прилагательное. | 1 |
|
|
161. | Глагол. | 1 |
|
|
162. | Глагол. Морфологический разбор | 1 |
|
|
163. | Упражнение в правописании частей слова. | 1 |
|
|
164. | Итоговый контрольный диктант за курс 3-го класса. | 1 |
|
|
165. | Работа над ошибками. Упражнение в правописание частей слова | 1 |
|
|
166. | Упражнение в правописание частей слова | 1 |
|
|
167. | Упражнение в правописание частей слова | 1 |
|
|
168. | Текст. Тема текста. Части текста | 1 |
|
|
169. | Текст. Тема текста. Части текста | 1 |
|
|
170. | Урок-игра «Знатоки русского языка» | 1 |
|
|