Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Русский язык » Рабочие программы

Автор: Шамшурина Ольга петровна
Учебное заведение: МБОУ Комаричская СОШ №1
Краткое описание работы: Рабочая программа по русскому языку адресована учащимся 3 класса. Программа содержит пояснительную записку, содержание предмета, планируемые  результаты, тематическое планирование, контрольные работы.

Дата публикации: 2018-10-14 Рабочая программа “Русский язык” 3 класс Шамшурина Ольга петровна МБОУ Комаричская СОШ №1 Рабочая программа по русскому языку адресована учащимся 3 класса. Программа содержит пояснительную записку, содержание предмета, планируемые  результаты, тематическое планирование, контрольные работы.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Рабочая программа “Русский язык” 3 класс

I.              Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса русский язык для 3 классов общеобразовательных учреждений авторов   В.П. Канакиной  и  В. Г. Горецкого     «Русский язык. Рабочие программы 1 – 4  классы» – М.: «Просвещение», 2014.

Рабочая программа предмета «Русский язык»  составлена на основе :

·         Федерального образовательного стандарта начального общего образования (2009 год) с изменениями и дополнениями;

·         Примерной образовательной программы начального общего образования

·         Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку  авторов 

В.П. Канакиной,  В. Г. Горецкого,  М.В.Бойкиной,  М.Н.Дементьевой, Н.Ф.Стефаненко  «Русский язык. Рабочие программы 1 – 4  классы» (М.:«Просвещение», 2014).

·         образовательной программе начального общего образования  МБОУ Комаричская СОШ №1;

•          учебному плану МБОУ Комаричская СОШ №1;

•          федеральному перечню учебников предметной линии «Школа России»;

•          Положению о рабочей программе МБОУ Комаричская СОШ №1.

      Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:

•          формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке ка основе национального самосознания;

•          развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

•          развитие коммуникативных умений;

•          развитие нравственных и эстетических чувств;

•          развитие способностей к творческой деятельности.

     Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

             

В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существи-тельное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень. приставка, суффикс, окончание и др.).

В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 170 часов в год при 5 часах в неделю.

Структура учебного курса

 

 

Количество часов

 

№ п/п

 

Раздел

Авторская программа

Рабочая программа

1

Язык и речь

2

2

2

Текст. Предложение. Словосочетание.

14

14

3

Слово в языке и речи

17

17

4

Состав слова

18

18

5

Правописание частей слова

29

29

6

Части речи

75

75

7

Повторение

15

15

ИТОГО

170

170

 

 

 

 

 

 

 

II.            Планируемые результаты изучения курса «Русский язык»

Личностные результаты

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

•         Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

•         осознание своей этнической и национальной принадлеж­ности;

•         развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;

•         развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осозна­ние себя носителем этого языка;

•         становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;

•         становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;

•         развитие интереса к познанию русского языка, языковой де­ятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;

•           деятельности,  к созданию  собственных информационных объектов и др.);

• развитие  способности  к самооценке  на основе  критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;

•  ориентация на развитие целостного, социально ориентиро­ванного взгляда на мир в его органичном единстве и раз­нообразии природы, народов, культур, религий;

•         развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств  одноклассников,  собеседников;  сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);

•         понимание нравственного содержания собственных поступ­ков и поступков окружающих людей; ориентация в поведе­нии на принятые моральные и этические нормы

•         осознание ответственности за свои поступки, ответствен­ности за произнесённую в общении речь;

•         осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопережи­вание чувствам радости и горя;

•         развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через
выразительные возможности языка, анализ пейзажных за­
рисовок и репродукций картин и др.;

•         ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совмест­ной деятельности на уроке и вне урока;

•         представление о здоровом образе жизни, бережном отноше­
нии к материальным ценностям.

 

Метапредметные  результаты

Регулятивные УУД

•Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудни­честве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД

·         осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

·         самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

·         понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;

·         использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

·         воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;

·         анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

·         осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из их частей;
  • овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
  • ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
  • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД

·         выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

·         ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

·         адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

·         участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

·         задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

·         контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

·         учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;

·         оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

·         строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

·         применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

·         осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;

·         представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

·         формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;

·         понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;

·         приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

·         овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

·         овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

·         овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

Предметные результаты освоения

основных содержательных линий программы

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
  • понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
  • понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
  • восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
  • распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
  • знакомство с жанрами объявления, письма;
  • строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

·         определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;

·         пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

·         письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

·         составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;

·         использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;

·         пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;

·         находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;

·         проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

·         характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

·         определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;

·         устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;

·         осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;

·         произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);

·         использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;

·         применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;

·         пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающийся получит возможность научиться:

·         осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

·         оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;

·         соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

·         пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

·         находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;

·         наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;

·         иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;

·         иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;

·         наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;

·         распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

·         иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;

·         пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

·         осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

·         замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);

  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
  • размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
  • приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
  • различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
  • выделять нулевое окончание;
  • подбирать слова с заданной морфемой;
  • образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;
  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
  • осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
  • наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология

Обучающийся научится:

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
  • распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
  • распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
  • распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
  • распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
  • узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
  • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
  • узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
  • подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

·         производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;

·         наблюдать над словообразованием частей речи;

·         замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

·         различать предложение, словосочетание и слово;

·         выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

·         определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;

·         различать понятия «члены предложения» и «части речи»;

·         находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

·         устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

·         соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

·         различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;

·         отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;

·         разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
  • выделять в предложении основу и словосочетания;
  • находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
  • опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

— применять ранее изученные правила правописания, а также:

  • непроизносимые согласные;
  • разделительный твёрдый знак (ъ);
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
  • безударные родовые окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
  • раздельное написание частицы не с глаголами;

— подбирать примеры с определённой орфограммой;

— обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

— определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

— применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

— безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);

— писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

— проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

— применять правила правописания:

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
  • запятая при обращении;
  • запятая между частями в сложном предложении;
  • безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;

— при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).

 

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 3 класс.

          В результате изучения русского языка в третьем классе дети научатся:

•  понимать, что предложение – это основная единица речи;

•  понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предло­жения», «побудительные предложения»;

•  понимать грамматические особенности предложений, раз­личных по цели высказывания;

•  различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);

• оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки пре­пинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

•  различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);

• называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

•  понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

•  различать словосочетание и предложение;

• называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, гла­гол, местоимение, предлог);

• понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

•   называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);

•   понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слов;

•   различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;

•  использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

•  давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

•  понимать влияние ударения на смысл слова;

• различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

• понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.

         Третьеклассники получат возможность научиться:

•  орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать [ диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;

•  проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

•  производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;

•  производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

• распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);

• изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числа склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;

• интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложен! по цели высказывания и интонации;

•  вычленять в предложении основу и словосочетания;

•  производить элементарный синтаксический разбор предложения;

• определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;

•  определять тип текста;

• писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.           Содержание курса «Русский язык», 3 класс

Язык и речь (2 ч)

Наша речь и наш язык.

 

Текст. Предложение. Словосочетание (14ч)

Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.

 

Слово в языке и речи (17 ч)

Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).

 

Состав слова (16 ч)

Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.

 

Правописание частей слова (29)

Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным  твердым знаком (ъ).

 

Имя существительное (30 ч)

Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных.

 

Имя прилагательное (18 ч)

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.

 

Местоимение (4 ч)

Лицо, число, род личных местоимений.

 

Глагол (21 ч)

Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.

 

Повторение (15 ч)

 

 

 

IV.          Тематическое планирование

№

п/п

Раздел.

Тема  урока.

Количество

часов

Дата

план

факт

1 четверть (45 ч)

 

1.

Язык и речь.

Инструктаж по ТБ.

Наша речь. Виды речи.

2

1

 

 

2.

Наш язык.

 Р.р. Составление текста по рисунку.

1

 

 

3.

Текст. Предложение. Словосочетание.

Что такое текст? ( повторение и углубление представлений)

14

 

1

 

 

4.

Типы текста: повествование, описание , рассуждение.

 

1

 

 

5.

Предложение.

Р.р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины                К.Е Маковского «Дети, бегущие от грозы».

1

 

 

6.

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

1

 

 

7.

Виды предложений по интонации: восклицательные, невосклицательные.

1

 

 

8.

Знаки препинания в конце предложений.

1

 

 

9.

Предложения с обращением ( общее представление)

1

 

 

10.

Главные  и второстепенные члены предложения.

1

 

 

11.

Распространённые и нераспространённые предложения.

1

 

 

12.

Разбор предложений по членам предложения.

1

 

 

13.

Простое и сложное предложения (общее представление).

1

 

 

14.

Запятая внутри сложного предложения.

1

 

 

15.

Связь  слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слова. 

1

 

 

16.

Проверочная работа по теме « Текст. Предложение. Словосочетание».

1

 

 

17.

Слово в языке и речи.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Работа над ошибками.

17

1

 

 

18.

Синонимы  и антонимы. Работа со словарём синонимов и антонимов.

1

 

 

19.

Омонимы. Использование омонимов в речи.

1

 

 

20.

Слово и словосочетание.

1

 

 

21.

Значение фразеологизмов и их использование в речи.

1

 

 

22.

Р.р. Подробное изложение с языковым анализом текста.

1

 

 

23.

Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи и их признаках..

1

 

 

24.

Части речи.

Р.р. Составление предложений и текста по репродукции картины И.Т.Хруцкого  «Цветы и плоды».

1

 

 

25.

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение.

1

 

 

26.

Имя числительное( общее представление).

Проверочная работа «Слово и его лексическое значение»

1

 

 

27.

Обобщение и уточнение знаний об однокоренных словах, о корне слова.

1

 

 

28.

Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

1

 

 

29.

Правописание слов с ударными( сочетания жи-ши, ча-ща, чу- щу) и безударными гласными в корне.

1

 

 

30.

Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.

1

 

 

31.

Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

1

 

 

32.

Проверочный диктант

1

 

 

33.

Р.р. Изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану.

Проект «Рассказ о слове».

1

 

 

34.

Состав слова.

Корень слова. Однокоренные слова.

47

 

 

35.

Чередование согласных в корне.

1

 

 

36.

Сложные слова.

1

 

 

37.

Формы слова. Окончание.

1

 

 

38.

Что такое окончание?

1

 

 

39.

Как найти в слове окончание.

1

 

 

40.

Что такое приставка?

1

 

 

41.

Как найти в слове приставку.

1

 

 

42.

Значение приставок.

1

 

 

43.

Контрольный диктант за 1-ю четверть.

1

 

 

44.

Работа над ошибками.Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

1

 

 

45.

Значения суффиксов Образование слов с помощью суффиксов и приставок.

1

 

 

2-я четверть ( 35ч)

46.

Р.р. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова « В голубом просторе»

1

 

 

47.

Работа над ошибками.

Основа слова. Разбор слова по составу.

1

 

 

48.

Обобщение знаний о составе слова.

1

 

 

49.

Контрольный диктант по теме  «Состав слова».

 

1

 

 

50.

Работа над ошибками.

Р.р. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.

1

 

 

51.

Проект «Семья слов».

1

 

 

52.

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

1

 

 

53.

Правописание  слов безударными гласными в корне.

1

 

 

54.

Правописание  слов безударными гласными в корне.

1

 

 

55.

Правописание  слов безударными гласными в корне.

1

 

 

56.

Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке.

1

 

 

57.

Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными на конце и  перед согласными в корне  слов.

1

 

 

58.

Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными на конце и  перед согласными в корне  слов.

1

 

 

59.

Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными на конце и  перед согласными в корне  слов.

1

 

 

60.

Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными на конце и  перед согласными в корне  слов.

1

 

 

61.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

 

 

62.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

 

 

63.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

 

 

64.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

 

 

65.

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

 

 

66.

Правописание слов с удвоенными согласными.

 

 

 

67.

Р.р. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка»

1

 

 

68.

Правописание суффиксов и  приставок.

1

 

 

69.

Правописание суффиксов -ик – ек, -ок.

1

 

 

70.

Правописание приставок.

1

 

 

71.

Правописание суффиксов и  приставок.

1

 

 

72.

Правописание приставок и предлогов.

1

 

 

73.

Правописание приставок и предлогов.

1

 

 

74.

Правописание приставок и предлогов.

1

 

 

75.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1

 

 

76.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ

1

 

 

77.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1

 

 

78.

Контрольный диктант  за 2-ю четверть «Правописание частей слова».

1

 

 

79.

Работа над ошибками. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1

 

 

80.

Р.р. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.

1

 

 

3-я четверть (50 ч)

81.

Части речи.

Части речи( повторение и углубление представлений)

75

1

 

 

82.

Части речи.

1

 

 

83.

Имя существительное.

Значение и употребление имён существительных в речи.

30

1

 

 

84.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

 

 

85.

Р.р. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

1

 

 

86.

Собственные и нарицательные имена существительные. Работа над ошибками.

1

 

 

87.

Правописание имён собственных.

1

 

 

88.

Проект «Тайна имени».

1

 

 

89.

Изменение имён существительных по числам.

1

 

 

90.

Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд).

1

 

 

91.

Род имён существительных.

1

 

 

92.

Упражнение в определении, рода имен существительных в  косвенных падежах.

1

 

 

93.

Род имён существительных

1

 

 

94.

Р.р. Подробное изложение повествовательного текста.

1

 

 

95.

Мягкий знак  после шипящих в конце имён  существительных женского рода

1

 

 

96.

Упражнения в написание ь знака после шипящих.

1

 

 

97.

Проверочный диктант «Род имён существительных».

1

 

 

98.

Изменение имён существительных по падежам.

1

 

 

99.

Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей.

1

 

 

100.

Несклоняемые имена существительные. 

1

 

 

101.

Р.р. составление рассказа по репродукции кратины И.Я. Билибина «Иван- царевич и лягушка- квакушка».

1

 

 

102.

Именительный падеж имён существительных.

1

 

 

103.

Родительный падеж имён существительных.

1

 

 

104.

Дательный падеж имён существительных

1

 

 

105.

Винительный падеж имён существительных.

1

 

 

106.

Упражнение в различении изученных падежей имён существительных.( родительный и винительный)

1

 

 

107.

Творительный падеж имён существительных.

1

 

 

108.

Предложный падеж имён существительных.

1

 

 

109.

Р.р. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа.

1

 

 

110.

Обобщение знаний об имени существительном.

1

 

 

111.

Р.р. Составление сочинения по репродукции картины К.Ф.Юона «Конец зимы.Полдень».

Проект «Зимняя стрАничка»

1

 

 

112.

Проверочный диктант «Имя существительное»

1

 

 

113.

Имя прилагательное.

Лексическое значение имён прилагательных.

18

1

 

 

114.

Связь имени прилагательного с именем существительным.

1

 

 

115.

Использование имён прилагательных в тексте-описании.

1

 

 

116.

Р.р. Составление текста- описания растения в научном стиле.

1

 

 

117.

Р.р. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь».

1

 

 

118.

Изменение имён существительных по родам в единственном числе.

1

 

 

119.

Изменение имён прилагательным по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

1

 

 

120.

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

1

 

 

121.

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

1

 

 

122.

Изменение имён прилагательных по числам.

1

 

 

123.

Р.р. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям.

1

 

 

124.

Падеж имён прилагательных (общее представление).

1

 

 

125.

Изменение имён прилагательных по падежам.

Начальная форма имени прилагательного.

1

 

 

126.

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

 

 

127.

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

 

 

128.

Р.р. Составление сочинения- отзыва по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками»

1

 

 

129.

Проект «Имена прилагательные в загадках»

1

 

 

130.

Контрольный диктант за 3-ю четверть «Имя прилагательное».

1

 

 

4-Я ЧЕТВЕРТЬ (40Ч)

131.

Местоимение.

Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Общее представление.

4

1

 

 

132.

Личные местоимения 3-го лица. Изменение по родам.

1

 

 

133.

Обобщение знаний о местоимении. Морфологический разбор.

Р.р. Составление письма.

1

 

 

134.

Проверочная работа «Местоимение»

1

 

 

135.

Глагол.

Значение и употребление глаголов в речи.

21

1

 

 

136.

Упражнение в определении лексического значения глаголов.

1

 

 

137.

Упражнение в распознавании глаголов среди других слов.

1

 

 

138.

Р.р. Составление текста по сюжетным рисункам.

1

 

 

139.

Глагол в начальной (неопределенной)  форме.

1

 

 

140.

Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме.

1

 

 

141.

Число глаголов. Изменение глаголов по числам.

1

 

 

142.

Упражнение в различии глаголов ед. и мн. числа.

 Р.р. Составление текста из деформированных слов и предложений.

1

 

 

143.

Времена глагола.

1

 

 

144.

Упражнение в определении времени глагола.

1

 

 

145.

Упражнение в определении времени глагола.

1

 

 

146.

Изменение глаголов по временам.

1

 

 

147.

Р.р. Подробное изложение повествовательного  текста.

1

 

 

148.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам.

1

 

 

149.

Упражнение в определении рода глаголов в прошедшем времени.

1

 

 

150.

НЕ с глаголами.

1

 

 

151.

Правописание частицы НЕ с глаголами.

1

 

 

152.

Обобщение знаний о глаголе.

1

 

 

153.

Морфологический разбор глагола.

1

 

 

154.

Проверочная работа «Глагол».

1

 

 

155.

Контрольный диктант «Части речи».

1

 

 

156.

Повторение.

Части речи.

15

1

 

 

157.

Р.р. Конференция «Части речи в русском языке»

Обобщение знаний о частях речи.

1

 

 

158.

Текст.  

Р.р. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

1

 

 

159.

Имя прилагательное.

1

 

 

160.

Имя прилагательное.

1

 

 

161.

Глагол.

1

 

 

162.

Глагол. Морфологический разбор

1

 

 

163.

Упражнение в правописании частей слова.

1

 

 

164.

Итоговый контрольный диктант за курс 3-го класса.

1

 

 

165.

Работа над ошибками.

Упражнение в правописание частей слова

1

 

 

166.

Упражнение в правописание частей слова

1

 

 

167.

Упражнение в правописание частей слова

1

 

 

168.

Текст. Тема текста. Части текста

1

 

 

169.

Текст. Тема текста. Части текста

1

 

 

170.

Урок-игра «Знатоки русского языка»

1

 

 

 


Просмотреть свитедельство о публикации


Рабочие программы, Русский язык 3 класс, Программы УМК Школа России, Рабочие программы.

Post navigation

Сценарий осеннего праздника на тему “Волшебные зонтики осени”
План мероприятий по правилам дорожного движения

Русский язык

  • Конспекты уроков
  • Технологические карты
  • Контрольные и проверочные
  • Лабораторные и практические
  • Самостоятельные
  • Тесты
  • Подготовка к ЕГЭ
  • Подготовка к ОГЭ
  • Олимпиадные задания
  • Викторины и игры
  • Внеклассные мероприятия
  • Рабочие программы
  • Поурочное планирование
  • Мастер-классы
  • Дидактические материалы
  • Презентации для уроков

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022