Пояснительная записка
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театрально- игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка.
Цель программы: Развитие творческих способностей и речевого развития детей посредством театрализованной деятельности.
Общие программные задачи:
1. Образовательные:
· Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др).
· Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Абакана.
· Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
· Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.
· Учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок
2.Развивающие:
· Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях;
· Развивать память, внимание, воображение, фантазию;
· Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;
· Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность; Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей, с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ), организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.
· Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации. Развивать желание выступать перед родителями.
· Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.
3. Воспитательные:
· Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.
· Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала;
· Воспитание аккуратности старательности.
· Воспитание коммуникативных способностей детей
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 20 мин — средняя группа, общее количество учебных занятий в год- 76.
Театрализованная деятельность интегрирует в себе следующие образовательные области:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЛАСТЬ«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕРАЗВИТИЕ».
Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывается организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Формируются такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развиваются волевые качества. Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев художественного произведения.
2.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, расширяется кругозор, что служит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
3.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Происходит развитие всех сторон речи. Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги. Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие литературной речи.
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Развивается эмоциональная восприимчивость, эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
В процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, различных видов кукольных театров, элементов костюмов к выбранной для разыгрывания
сказке у детей происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству.
Занятия проводятся по следующей схеме:
– введение в тему;
– создание эмоционального настроения;
– театрализованная деятельность (используются методы и приемы: чтение, рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказ детей, показ воспитателем способа действия, театрализованные игры, игры – импровизации, индивидуальные творческие задания, сочинение сказок, придумывание историй для постановки, подготовка этюдов и мини-сказок, драматизаций, с дальнейшим показом зрителям);
– изготовление разных театральных кукол, ремонт атрибутов и пособий к сценкам, драматизациям. Оформление альбома о театре.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый в мае.
Возраст детей и срок реализации программы
Данный вариант программы рассчитан на детей, начиная с четырехлетнего возраста. В кружок принимаются все желающие воспитанники, не имеющие медицинских противопоказаний. Срок реализации программы – 1 год.
1 год обучения (4-5 лет) – часов в год.
Режим занятий
Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю
Длительность занятий составляет:
– 1 год обучения (4-5 лет) – не более 20 мин.
Организация уголка театрализованной деятельности.
В группе детского сада оформлен уголок для театрализованных игр и представлений. В нём отводится место для режиссерских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром на рукавичках, костюмов.
В уголке располагаются:
· различные виды театров (бибабо, настольный, пальчиковый театр на фланелеграфе и др.);
· реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски);
· атрибуты для различных игровых позиций (театральный реквизит, грим, книги, декорации, стул режиссера, сценарии, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, «деньги»,
номерки, ткани, природный материал, виды бумаги, краски, фломастеры, клей, карандаши, пуговицы, нитки, коробки, банки).
Эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, т.е. его искренность и неподдельность чувств является одним из главных условий организации театральной деятельности. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:
– воспитание у ребенка основ общей культуры;
– приобщение детей к искусству театра;
– развитие творческой активности и игровых умений детей.
Роль педагога состоит в том, чтобы воспитать у ребёнка духовное воспитание, привить нормы морали, нравственно – ценностной ориентации детей на высокохудожественные образцы (в музыке, изобразительном, в хореографическом, театральном искусстве, архитектуре, литературе), привить навыки общения и взаимодействия с партнёром в разном роде деятельности. Театрализованные игры основаны на разыгрывание сказок. Русская народная сказка радует детей своей добротой любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, оптимизмом, лукавством и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.
Ожидаемый результат
Психологическая комфортность, раскрепощенность, стимулирующие развитие духовного потенциала и творческой активности.
Сформированность умений находить средства выразительности и эмоциональности состояния.
Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика. Развитие нравственно – коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца); произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность). Развитие всех сторон речи, четкой, ясной дикции.
Привлечение внимания родителей к новым формам работы группы по всестороннему развитию личности ребенка.
К концу реализации программы предполагается овладение детьми следующими знаниями, умениями и навыками:
Ребенок должен знать:
– назначение театра;
– деятельность работников театра; – виды театров;
– виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада. – знать 5—8 артикуляционных упражнений.
Ребенок должен уметь:
– передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
– воплощать свои замыслы собственными силами и организовывать деятельность других детей;
– контролировать внимание;
– понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;
– выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
– принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;
– изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием.
– уметь составлять предложения с заданными словами.
– уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.
– уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Ребенок должен иметь представление:
– о сценическом движении;
– о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;
– об оформлении спектакля (декорации, костюмы).
Ребенок должен владеть навыками:
– культурного поведения в театре;
– определения состояния персонажа по схематическим рисункам;
– подбора собственных выразительных жестов;
– психологического настроя на выполнение предстоящего действия;
– произнесения небольших монологов;
– произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.
Необходимое оборудование:
Зеркальный уголок для работы над мимикой и артикуляционным аппаратом, костюмы маски, элементы грима; декорации; театральный уголок в группе; куклы для разных видов театров.
ФОРМЫ РАБОТЫ
– Занятия.
– Игры- занятия.
– Игры- загадки.
– Занятия- путешествия.
– Игры- драматизации.
– Занятия- путешествия.
– Игры- драматизации.
– Совместная деятельность педагога и воспитанников.
– Самостоятельная деятельность воспитанников.
– Игры, упражнения, этюды.
Работа с детьми:
· индивидуальная
· парная,
· подгрупповая.
Работа с родителями.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
При подведении итогов реализации программы могут быть использованы различные формы:
• Занятия,
• участие в концертах,
• открытое занятие для родителей,
• показ драматизаций для детей сада, родителей;
• выставка театральных кукол.
Перспективное планирование работы театрального кружка «В гостях у сказки».
| Тема | Задачи | Мероприятия | Материал и оборудование |
Сентябрь | 1. Знакомство | Вызвать интерес к театрализованной деятельности; развивать эмоционально- чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению; | Первое посещение детьми театрального кружка в новом учебном году. Знакомство с новыми детьми. Игра «Назови свое имя». Игра «Радио» | Мяч, музыкальный центр, |
2.Мир театр.
| Знакомство с видами театров (фланелеграф, пальчиковый, кукольный, настольный), учить выражать эмоции через движения и мимику; учить выразительной интонации. | Беседа с детьми «Что такое театр». Ряженье в костюмы. Игра «Измени голос». Хоровод-игра «Мышки на лугу» | Ширма для кукольного театра, куклы бибабо, маски. | |
3.Осень золотая в гости к нам пришла.
| Познакомить детей с понятиями: «Мимика»; вызывать положительный эмоциональный отклик детей; учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения. | «Выразительное движение». Игровые упражнения. Игра – импровизация «Листочки в саду». Музыкально – ритмическая композиция «Осенний вальс»
| Декорация осеннего сада, музыкальное сопровождение, осенние листочки
| |
4.Есть у нас огород.
| Учить вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительным движением под музыку. | «Язык жестов». Игра «Где мы были, мы не скажем». Отгадывание загадок. Инсценировка «Мышка – норушка». Хороводная игра «Есть у нас огород». | Шапочки овощей для игры, театральная кукла Мышка, зерна в плошке, муляжи пирожков. | |
| Тема | Задачи
| Мероприятия | Материал и оборудование |
Октябрь | 1. «Теремок» | Познакомить детей со сказкой. Вызывать желание детей участвовать в театральных постановках. Побуждать детей к двигательной активности. | Знакомство со сказкой. Обсуждение персонажей. Ритмический этюд «Осень» Игры и упражнения: «Диктор», «Глухая бабушка».
| Иллюстрации к сказке, шапочки персонажей. |
2.Сказка в двери к нам стучится.
| Развивать воображение детей, учить высказываться, учить выразительно двигаться под музыку.
| Загадки по сказке. Игра-конкурс «Попросись в теремок». Рассматривание иллюстраций к сказке. Игра «Узнай, кто попросился в теремок». Разыгрывание сцен сказки. | Иллюстрации к сказке, маски шапочки зверей.
| |
3.Сказка в двери к нам стучится.
| Учить воплощаться в роли и ролевому поведению при публичном выступлении, развивать эстетический вкус. | Драматизация сказки «Теремок»
| Костюмы и декорации по сказке, музыкальное сопровождение. | |
4.Осень, осень, в гости просим!
| Развивать творческие способности; вызвать желание детей выступать перед зрителями. | Разыгрывание сценок к осеннему празднику. « В огороде» «Ёжик и грибы» «Листопад» | Осенние декорации, музыкальное сопровождение. | |
| Тема
| Задачи | Мероприятия | Материал и оборудование |
Ноябрь | 1.Дружат в нашей группе девочки и мальчики. | Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы; развивать воображение и учить детей высказываться; учить восприятию сюжета игры. | Рассказывание сказки «Лучшие друзья». Игра « Скажи о друге ласковое слово». «Разноцветная игра»
| Игрушка «Зайчик», Воздушный шарик, музыкальное сопровождение. |
2.Весёлое путешествие
| Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к двигательной имитации, учить импровизировать, в рамках заданной ситуации.
| Этюды на выразительность передачи образа с помощью мимики и жестов. «Капитаны», «Отдохнём», «Кто же это может быть?»
| Элементы костюмов, атрибуты. | |
3.Волшебное зеркало | Способствовать развитию пантомимических навыков детей.
| Игра «Что я умею». Чтение стихотворения Б.Заходера «Вот как я умею». Упражнения на выразительность движений и мимики. Мимические этюды у зеркала | Мягкие игрушки, музыкальное сопровождение. | |
4.На бабушкином дворе | Вовлечь детей в сюжетно – игровую ситуацию; учить выразительной мимике и движениям в играх- этюдах. | Пантомимические этюды /Озорной щенок, щенок ищет и т.д./ Игра «Ай, дили, дили.» Разминка для голоса «И-го-го!» Игра – оркестр «Музыка для лошадки». | Декорация к сказке, костюмы, музыкальное сопровождение
| |
| Тема
| Задачи | Мероприятия | Материал и оборудование |
Декабрь | 1.Фантазёры
| Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к двигательной имитации, учить импровизировать, в рамках заданной ситуации. | Игра «Что я умею». Чтение стихотворения Б.Заходера «Вот как я умею». Упражнения на выразительность движений и мимики. Мимические этюды у зеркала. | Мяч, мягкие игрушки щенок и козленок. |
2.Путешествие в волшебную страну. | Создать положительный эмоциональный настрой; Учить действовать с воображаемыми предметами | Упражнения на развитие воображения и внимания: «Ковер-самолет», «Давайте потанцуем». | Музыкальное сопровождение. | |
3.Хорошее настроение
| Побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях; дать представление об основных эмоциях. | Этюды на выражение основных эмоций: «Чуть-чуть грустно», «Курица с цыплятами», «Гусь». | Иллюстрации к основным эмоциям.
| |
4.Волшебный цветок
| Развивать творческие способности детей, дать заряд положительных эмоций. | Игровое занятие, построенное на театрализованных играх, способствующих развитию памяти, внимания, воображения. «Глухая бабушка», «Вкусная конфета», «Тише». | Музыкальное сопровождение, зеркало, цветик – семицветик. | |
| Тема
| Задачи | Мероприятия | Материал и оборудование |
Январь | 1.Рождественская сказка.
| Развивать интерес детей к исполнительскому мастерству. Обогащать детей новыми, яркими впечатлениями, создавая радостное настроение. Вызывать желание активно участвовать в празднике. | Организация праздника | Рождественские декорации, костюмы. |
2.Верховые куклы | Познакомить детей с куклами на гапите, театральной ширмой.
| Показ сказки «Рукавичка» Устройство куклы. Самостоятельная деятельность детей с куклами.
| Куклы по сказке, театральная ширма. | |
3.Верховые куклы
| Побуждать детей к поиску выразительных движений куклы. Вызывать желание импровизировать под музыку. Способствовать развитию детского творчества. | Этюд с куклами «По дорожке мы пошли» Этюд «Волшебник» Музыкальная импровизация «Гномики»
| Музыкальное сопровождение, ширма, куклы на гапите. | |
4.Рукавичка
| Упражнять детей в управлении куклами. Способствовать развитию пантомимических навыков и творческого воображения. | Изобрази потешку руками «Лисичка – сестричка». Этюд «Пляшут лапки» Проигрывание сцен сказки. | Куклы по сказке, ширма, декорации к сказке, музыкальное сопровождение.
| |
| Тема
| Задачи | Мероприятия | Материал и оборудование |
Февраль | 1.Рукавичка
| Развивать умение сочетать движение куклы и её движение. Развивать уверенность в себе, эмоциональность. | Показ кукольного спектакля «Рукавичка» для малышей. | Ширма, куклы на гапите. |
2.Ах ты, зимушка, зима!
| Дать представление о «холодном» настроении в музыке и эмоционально на него отзываться; упражнять в звукоподражании; учить выразительной артикуляции. | Игра – разминка «Холодок». Имитационные этюды /Метель, ласка и т.д./, игра – имитация «Догадайся, о ком я говорю». Этюд – упражнение «Как воет ветер». | Декорация зимней полянки, музыкальные записи для имитационных этюдов. | |
3. Лесная сказка | Побуждать к активному восприятию сказки; учить слушать внимательно сказку до конца и следить за развитием сюжета
| Знакомство с содержанием музыкальной сказки «Три медведя». Рассматривание иллюстраций к героев сказке. Обсуждение характерных особенностей
| Фланелеграф, иллюстрации к сказке.
| |
4. Три медведя
| Учить эмоционально и выразительно выступать перед зрителями, развивать творческие способности.
| Подготовка и драматизация сказки «Три медведя».
| Декорация к сказке, костюмы героев, музыкальное сопровождение. | |
| Тема | Задачи | Мероприятия | Материал и оборудование |
Март | 1.Мамочка моя | Обогащать детей яркими впечатлениями, создавая радостное настроение. Вызывать желание принимать активное участие в празднике. | Драматизация сценок «Муха –цокотуха», «Чья мама»
| Костюмы, атрибуты, декорации. |
2.Добрые слова | Побуждать к активному восприятию стихотворения; исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы
| Чтение стихотворения «Добрые слова». Игра « Назови вежливое слово». Музыкально-ритмическая композиция «Если добрый ты». «Волшебная дверь». | Цветок, музыкальное сопровождение, ключик
| |
3.Сказки из волшебного сундучка
| Поощрять желание детей самостоятельно придумывать сказки, используя кукол на гапите. Способствовать развитию фантазии, детского творчества. | Этюд «Волшебники» Наши сказки. | Волшебный сундучок, куклы, ширма. | |
4.Весна – красна
| Поощрять попытки придумывать движения. Способствовать эмоциональной раскрепощённости детей. | Закличка «Весна – красна» Этюд «Подснежник», «Медвежонок» Музыкально –ритмические импровизации. | Весенние декорации, музыкальное сопровождение, костюмы. | |
| Тема
| Задачи | Мероприятия | Материал и оборудование |
Апрель | 1.Мы расскажем сказку вам | Вызывать желание участвовать в Театральных постановках. Учить ролевому воплощению, побуждать к двигательной активности. | Рассказывание сказки «Репка» Беседа по содержанию. Игра «Дождливо – солнечно». Этюд – игра «Цветы на полянке». Танец – игра «Цветочный вальс». | Декорация весенней лужайки, шапочки цветов, зонтики, музыкальное сопровождение.
|
2.Наша сказка | Развивать воображение детей, учить высказываться, учить выразительно двигаться под музыку. | Упр. «Уж как Маша наша тшла». Этюд «Маленькая мышка» Репетиция сцен сказки. | Иллюстрации к сказке, маски шапочки зверей.
| |
3.Наша сказка | Учить передавать характерные движения и мимику героев сказки, побуждать к двигательной активности. | Игра-имитация «Пойми меня». Разучивание музыкально- ритмических композиций к сказке. Репетиция сцен сказки. | Карточки с изображением героев сказки. Музыкальное сопровождение в записи. | |
4. «Весенняя сказка»
| Учить воплощаться в роли и ролевому поведению при публичном выступлении, развивать эстетический вкус. | Драматизация сказки | Декорация к сказке, костюмы, музыкальное сопровождение. | |
| Тема
| Задачи | Мероприятия | Материал и оборудование |
Май | 1. Сказка о невоспитанном мышонке
| Учить эмоционально и выразительно выступать перед зрителями, развивать творческие способности. | Подготовка к драматизации. Драматизация «Сказки о невоспитанном мышонке»
| Декорация к сказке, костюмы героев, музыкальное сопровождение.
|
2. Поссорились зверушки, не знают, как им быть. Как же всем им яблоко на всех их разделить. | Создать радостное настроение, подвести итог занятий кружка, учить вспоминать знакомые сказки, разыгрывать их, предварительно наряжаясь в костюмы.
| Рассматривание отличительных особенностей героев сказки В.Сутеева «Яблоко» Рассказывание и разыгрывание сказки В.Сутеева «Яблоко» с помощью кукол. Игра- пантомима «Пойми меня» Сюрпризный момент. Подготовка к драматизации. Драматизация сказки В.Сутеева «Яблоко» | Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказкам, маски, декораций.
| |
3.Мишка всех помирил, уму-разуму научил | Учить эмоционально и выразительно выступать перед зрителями, развивать творческие способности. | Драматизация сказок по желанию детей.
| Декорация к сказке, костюмы, музыкальное сопровождение. | |
4. Наши любимые сказки. | Создать радостное настроение, подвести итог занятий кружка. Учить вспоминать знакомые сказки, разыгрывать их, предварительно наряжаясь в костюмы | Итоговое занятие кружка. Драматизация сказок по желанию детей. | Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказкам, маски, декорации. |
Список литературы
1. Акулова Т. А. Театрализованные игры.
2. Григорьева Т.С. Программа « Театр Маленького актёра» для детей 5-7 лет. Москва, ТЦ «Сфера», 2012
3. Ковалец «Азбука Эмоций».
4. Князева О.Л.– Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2003.
5. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002. — 208 с.,6.
6. Маханева М.Д Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений Автор составитель: Издательство: СфераГод: 2001
7. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М.,
2000.
8. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная Пресса», 2000. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
9. Сорокина Н.Д. Программа “Театр – Творчество – Дети”: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов, АРКТИ, 2004г.
10. Сорокина Н.Ф.. «Сценарии театральных занятий в детском саду» Москва 2004 год. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М.: «АРКТИ», 2001. Сборник « театральные игры, этюды, сценки, пьесы». (По материалам интернета).