Пояснительная записка
Рабочая программа по географии разработана на основе:
– Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об Образовании в Российской Федерации” (ред. от 03.07.2016 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.09.2016);
– Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки от 17.12.2010г. № 1897);
– Программы курса «География». 5-9 классы / авт.-сост. Е.М.Домогацких. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016.– 120 с. – (Инновационная школа);
– авторской программы к учебнику Е.М.Домогацких., Н.И. Алексеевского «География» для 7 класса общеобразовательных организаций/ авт.-сост. Н.В.Болотникова., С.В. Банников.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 120 с. – (Инновационная школа) в соответствии с Положением о рабочей программе ЛГ МАОУ «Гимназия №6», утвержденным приказом директора от 5 апреля 2016 г. № 187
Цели и задачи реализации учебного предмета в 7 классе:
- создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;
- раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;
- воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю. Запланировано проведение 3 контрольных работ и 32 практических работ (14 оценочных).
Срок реализации программы 1 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на учебники Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. География. Материки и океаны: в 2ч. Ч. 1. Планета, на которой мы живём. Африка: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций/Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский.-4-е изд.-М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016.- 240с.: ил., карт.-(Инновационная школа). Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. География. Материки и океаны: в 2ч. Ч. 2. Материки планеты Земля: Австралия, Антрктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия: Африка: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций/Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский.-4-е изд.-М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016.- 196с.: ил., карт.- (Инновационная школа).
При организации учебных занятий используются: ИКТ технологии, игровые технологии, технология проблемного диалога и различные методики – смыслового чтения, мозгового штурма. Применяется метод проектов, практические методы др. Совершенствуются навыки работы в парах постоянного и непостоянного состава, индивидуальные и групповые. На учебных занятиях используются интегрированные и разноуровневые задания.
Запланировано проведение образовательных событий: «Экскурсия по изучению ПТК», «Географическая викторина», «Интеллектуальный марафон».
Планируемые результаты
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
- работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
- планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
- работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
- в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.
- уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
- осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
- самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
- уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
- использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
- использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» в 7 классе являются следующие умения:
1. Осознание роли географии в познании окружающего мира:
– объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
– составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки;
– выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;
– объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;
– определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;
– устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
– выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.
использование географических умений:
– анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;
– находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.
2. Использование карт как моделей:
– различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
– выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.
понимание смысла собственной действительности:
– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 час)
Тема 1. Литосфера – подвижная твердь (7 часов)
Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями Земли. «Материковое» и «океаническое» полушария. Материки и острова.
Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Возникновение материков и океанов. Строение земной коры. Теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Сейсмические и вулканические пояса планеты.
Основные понятия: материк, океан, часть света, остров, геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.
Персоналии: Альфред Вегенер.
Тема 2. Атмосфера (4 часа)
Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли. Климатические пояса. Карта климатических поясов. Виды воздушных масс.
Основные понятия: климатообразующий фактор, пассаты, муссоны, западный и северо-восточный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса.
Персоналии: А.И. Воейков.
Тема 3. Мировой океан (4 часа)
Понятие о Мировом океане. Глубинные зоны Мирового океана. Виды морских течений. Глобальная циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Особенности природы отдельных океанов Земли.
Основные понятия: море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, атоллы, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.
Персоналии: Огюст Пикар.
Тема 4. Геосфера (2 часа)
Понятие о географической оболочке. Материки и океаны, как крупные природные комплексы геосферы Земли. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Понятие о высотной поясности. Природная зона. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня, гилеи.
Основные понятия: природный комплекс, географическая оболочка, закон географической зональности, природная зона.
Персоналии: В.В. Докучаев.
Тема 5. Человек (5 часов)
Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Политическая карта мира. География современных религий. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Взаимоотношения человека и природы и их изменения. Охрана природы. Всемирное природное наследие.
Основные понятия: миграция, раса, этнос, религия, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, страна, монархия, республика.
Раздел 2. Материки планеты Земля (43 часа)
Тема 1. Африка (9 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Преобладание плоскогорий, Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды.
Самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.
Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Основные понятия: саванна, национальный парк, Восточно – Африканский разлом, Сахель, Магриб, экваториальная раса.
Персоналии: Васко да Гама, Д. Ливингстон, Г. Стэнли, Н.Н. Гумилев, Дж. Спик.
Тема 2. Австралия (6 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.
Основные понятия: лакколит, эндемик, аборигены.
Персоналии: А. Тасман, Дж. Кук, Э.Д. Эйр, Мак-Артур, Н.Н. Миклухо-Маклай, Ю.Ф. Лисянский, Т. Хейердал.
Тема 3. Антарктида (2 часа)
Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Особенности географического положения, геологического строения рельефа, климата, внутренних вод. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Отсутствие постоянного населения.
Основные понятия: стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.
Персоналии: Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Р. Амундсен, Р. Скотт.
Тема 4. Южная Америка (8 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Население и регионы Южной Америки. Равнинный Восток и Горный Запад. Богатство рудными полезными ископаемыми. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка. Смешение трех рас. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. Анды – регион богатой культуры, Галапагосские острова, Мачу – Пикчу.
Основные понятия: сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Цент-ральная Америка.
Персоналии: А. Гумбольдт, Х. Колумб.
Тема 5. Северная Америка (8 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Равнины на востоке и горы на западе. Великие и Центральные равнины. Кордильеры – главный горный хребет. Аппалачи. Разнообразие типов климата, меридиональное простирание природных зон. Миссисипи, Великие Американские озера. Богатство растительного и животного мира. Население и регионы Северной Америки. Англо-Америка, мигранты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия: Ниагарский водопад, Йеллоустонский национальный парк, Большой каньон Колорадо.
Основные понятия: прерии, каньон, торнадо, Англо-Америка.
Персоналии: А. Макензи, Дж. Кабот, Г. Гудзон.
Тема 6. Евразия (10 часов)
Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Персоналии: Марко Поло, А. Никитин, Н.М. Пржевальский, П. Козлов, В. Арсеньев.
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (5 часов)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.
Основные понятия: природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема.
Персоналии: Н.Н. Вавилов, В.И. Вернадский.
Тематическое планирование
№ | Раздел (количество часов) Тема урока | Содержание урока | Количество часов, отводимых на изучение темы | Календарные сроки | |
Раздел 1. Планета, на которой мы живём (21 часов) | |||||
Тема 1. Литосфера – подвижная твердь (7 часов) | |||||
1 | Суша в океане | Суша в океане | 1 | ||
2 | Геологическое время | Геологическая история Земли. Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане. | 1 | ||
3 | Строение земной коры | 1 | |||
4 | Литосферные плиты и современный рельеф П.р. № 1 «Составление картосхемы «Литосферные плиты» | 1 | |||
5 | Платформы и равнины П.р. № 2« Нанесение на контурную карту крупнейших равнин земли». | 1 | |||
6 | Складчатые пояса и горы П.р. № 3 «Нанесение на контурную карту крупнейших гор Земли» | 1 | |||
7 | Обобщение по теме | 1 | |||
Тема 2 Атмосфера- мастерская климата (3 часа) | |||||
8 | Пояса планеты П.р. № 4 «Определение главных климатических показателей климата различных регионов планеты по климатической карте.» | Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы. | 1 | ||
9 | Воздушные массы и климатические пояса П. р .№ 5 «Анализ климатограмм основных типов климата». | 1 | |||
10 | Климатообразующие факторы | 1 | |||
Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (4 часа) | |||||
11 | Мировой океан и его части. П.р. № 6 «Обозначение на к.к. частей океанов. Построение профиля дна океана, обозначение основных форм рельефа дна океана». | Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности. Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Мировой круговорот воды. | 1 | ||
12 | Движение вод Мирового океана | 1 | |||
13 | Жизнь в океане | 1 | |||
14 | Особенности отдельных океанов | 1 | |||
Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (2 часа) | |||||
15 | Географическая оболочка | Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания. | 1 | ||
16 | Зональность географической оболочки. П.р. № 7 «Описание природных зон Земли по географическим картам». | 1 | |||
Тема 5. Человек – хозяин планеты (5 часов) | |||||
17 | Освоение Земли человеком. | Численность населения планеты, размещение, народы и религии, основные виды хозяйственной деятельности | .1 | ||
18 | Охрана природы | 1 | |||
19 | Население Земли П.р. № 8 «Определение и сравнение различий в численности и динамике населения разных регионов и стран мира». | 1 | |||
20 | Страны мира | 1 | |||
21 | Обобщение по разделу. Контрольная работа № 1. | Контроль знаний. | 1 | ||
Раздел 2. Материки планеты Земля (45 часов) | |||||
Тема 1. Африка – коротких теней (9часов) | |||||
22 | Географическое положение и история исследования Африки П. р. №9 «Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах» | Особенности географического положения Африки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Африки на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Африки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. География основных типов хозяйственной деятельности | 1 | ||
23 | Геологическое строение и рельеф Африки. П. р .№ 10 «Обозначение на к. карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых». | 1 | |||
24 | Климат Африки Чтение климатических диаграмм. | 1 | |||
25 | Гидрография Африки П. р. № 11. «Характеристика речной системы. Обозначение на к.к. .крупных рек и озер материка» | 1 | |||
26 | Разнообразие природы Африки | 1 | |||
27 | Население Африки. | 1 | |||
28 | Регионы Африки: Северная и Западная Африка | 1 | |||
29 | Регионы Африки: Центральная, Восточная и Южная Африка. П.р. № 12 «Комплексная географическая характеристика страны (по выбору)» | 1 | |||
30 | Африка: обобщение и повторение. Творческая работа: Составление туристического плана проспекта путешествия по Африке | 1 | |||
31 | Контрольная работа №2 по теме «Африка» | Контроль знаний. | 1 | ||
Тема 2. Австралия- маленький великан. Океания. (6часов) | |||||
32 | Географическое положение. История открытия и исследования П.р. № 13 «Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков» | Особенности географического положения Австралии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Австралии на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. | 1 | ||
33 | Компоненты природы Австралии | 1 | |||
34 | Особенности природы Австралии | 1 | |||
35 | Австралийский Союз | 1 | |||
36 | Океания | 1 | |||
37 | Обобщающее повторение темы «Австралия» | 1 | |||
Тема 3 . Антарктида – холодное сердце (2часа) | |||||
38 | Географическое положение и история исследования Антарктиды | Особенности географического положения Антарктиды и Антарктики.Основные черты природы. Особенности открытия и изучения территории. | 1 | ||
39 | Особенности природы Антарктиды. | 1 | |||
Тема 4. Южная Америка – материк чудес (8 часов) | |||||
40 | Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования. П.р. № 14 «Сравнение г.п. Африки и Ю.Америки. Определение крайних точек материка, его протяженности с севера на юг по градусной мере и километрах». | Особенности географического положения Южной Америки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Южной Америки на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Южной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности | 1 | ||
41 | Геологическое строение и рельеф Южной Америки. П.р. № 15 «Обозначение на к.к. главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых». | 1 | |||
42 | Климат Южной Америки | 1 | |||
43 | Гидрография Южной Америки | 1 | |||
44 | Разнообразие природы Южной Америки | 1 | |||
45 | Население Южной Америки. П.р. № 16 «Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки» | 1 | |||
46 | Регионы Южной Америки | 1 | |||
47 | Обобщающее повторение темы «Южная Америка» | 1 | |||
Тема 5. Северная Америка – знакомый незнакомец (9 часов) | |||||
48 | Географическое положение Северной Америки. | Особенности географического положения материков.Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление материков на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Северной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества | 1 | ||
49 | История открытия и исследования | 1 | |||
50 | Геологическое строение и рельеф Северной Америки. | 1 | |||
51 | Климат Северной Америки П.р. № 17 «Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе» | 1 | |||
52 | Гидрография Северной Америки | 1 | |||
53 | Разнообразие природы Северной Америки | 1 | |||
54 | Население Северной Америки П.р. № 18. «Определение влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения». | 1 | |||
55 | Регионы Северной Америки | 1 | |||
56 | Обобщающее повторение темы «Северная Америка» | 1 | |||
Тема 6. Евразия – музей природы (10часов) | |||||
57 | Географическое положение. История исследования Евразии | Особенности географического положения Евразии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Евразии на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Евразии. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности. | 1 | ||
58 | Геологическое строение и рельеф Евразии | 1 | |||
59 | Климат Евразии П.р. № 19 «Чтение климатических карт анализ климатограмм и определение типов климата». | 1 | |||
60 | Гидрография Евразии | 1 | |||
61 | Разнообразие природы Евразии | 1 | |||
62 | Население Евразии | 1 | |||
63 | Регионы Европы: Средняя и Северная Европа. П.р. № 20-21. «Обозначение на к.к. государств. Составление географической характеристики страны Европы». | 1 | |||
64 | Регионы Европы: Южная и Восточная Европа. | 1 | |||
65 | Регионы Азии: Юго-Западная и Восточная Азия и Центральная Азия. П.р. № 22 «Обозначение на к.к. государств, упомянутых в тексте учебника». | 1 | |||
66 | Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия П.р. №23 «Составление географической характеристики страны Азии». | 1 | |||
67 | Обобщающее повторение темы «Евразия» Контрольная работа №3. | 1 | |||
Раздел 3. Заключение (1 час) | |||||
68 | Природа и человек | Этапы развития географической оболочки, состав географической оболочки связи между ее компонентами | 1 | ||
69-70 | Повторение. | 2 | |||
Итого за год 70 часов |
Список литературы
1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об Образовании в Российской Федерации” (ред. от 03.07.2016 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.09.2016);
2. – Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки от 17.12.2010г. № 1897);
3. – Программы курса «География». 5-9 классы / авт.-сост. Е.М.Домогацких. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016.– 120 с. – (Инновационная школа);
4. Рабочей программы к учебнику Е.М.Домогацких., Н.И. Алексеевского «География» для 7 класса общеобразовательных организаций/ авт.-сост. Н.В.Болотникова., С.В. Банников.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 120 с. – (Инновационная школа) .
Приложение 1.
Темы возможных проектных работ:
- Исследование «Сейсмическая активность планеты Земля и ее изменения в последние годы»
- Исследование «Бутылочная почта»
- Проект «Неизвестный материк»
- Исследование «Глобальное потепление или новый ледниковый период?»
- Проект «Маршрут путешествия по материку»
- Проект «Хочу в Африку!»
- Проект «Правила туриста в Австралии»
- Проект «Как правильно себя вести в заграничном путешествии»
- Проект «Национальный костюм»
- Проект «Особенности национальной кухни»
- Проект «Вокруг света под парусами»
- Проект «Чайная церемония»
- Проект «Растения-переселенцы»
- Проект «Эндемики материков»