Рабочая программа воспитателей разработана в соответствии с Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации” ст. 48, ч. 1, п. 1: «Педагогические работники обязаны: осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой…»
Рабочая программа по своей структуре соответствует ООП и состоит из 3 разделов: Целевой, содержательный, организационный.
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада, в соответствии с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года).
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса средней группы муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Ромашка».
Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми средней группы и обеспечивает физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 5 года до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Содержание образовательного процесса в средней группе выстроено в соответствии с Основной Общеобразовательной Программой МКДОУ д\с «Ромашка» Купинского района.
В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от 5до 6 лет.
2. Ссылка на нормативно-правовые документы в соответствии, с которыми программа разработана:
1.Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ от 29.12.2012 года)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».)
3.СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26).
4.Приказ Министерства образования и науки Новосибирской области от 14.04.2014 г. № 919 «О введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
5.Основная Образовательная Программа МКДОУ д\с «Ромашка» Купинского района от 15.10. 2015 г.
3. Принципы дошкольного образования, на основе которых разработана программа.
Первый принцип – это принцип полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития.
Т.е. при реализации данного принципа педагогу необходимо максимально обогатить личностное развитие детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми. Но при этом следует помнить, что каждому возрасту ребёнка соответствует определённый вид ведущей деятельности.
В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметная деятельность, т.е. передача взрослым и освоение ребёнком способов употребления предметов, овладение ребёнком орудийными действиями на основе действий взрослого, взятого за образец.
Освоение ребёнком предметной деятельности происходит во взаимодействии со взрослыми.
И уже в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра.
Амплификация детского развития основывается на применении игр с ребенком соответствующих его возрасту. Именно в игре у ребёнка будут развиваться такие личностные качества как индивидуальность, уверенность в себе, умственные способности.
Второй принцип – это построение образовательной деятельности на основе индивидуальных способностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Не объектом педагогический усилий, а именно субъектом, чьи интересы и познавательные потребности, а также особенности индивидуального развития мы безусловно должны учитывать в построении образовательной работы.
Третий принцип – это содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений.
Четвёртый принцип – поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
При реализации данного принципа необходимо :
-Создание условий для самостоятельной творческой или познавательной деятельности по интересам.
– Оказание помощи (при необходимости) детям в решении проблем организации игры. Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им сюжеты игры.
– Создание в группе положительного психологического микроклимата, в ровной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям.
– Проявление уважения к индивидуальным вкусам и привычкам детей.
– Учитывать индивидуальные особенности детей, стремясь найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным и т.д. детям.
А также помнить, что для каждого возраста существуют приоритетные сферы инициативы:
Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают в игру взрослого или добровольно соглашаются на его участие. При этом сюжет, ход игры, а также роль определяют дети, а не педагог.
Пятый принцип – Сотрудничество Организации с семьёй.
Основное условие ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.
Шестой принцип – Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Этот принцип носит социально – коммуникативное направление. Цель которого воспитать достойного члена общества, формировать основы моральных, духовно-нравственных ценностей семьи, общества, государства через организацию пространства, разнообразие материалов, оборудования, которые бы обеспечивали: игровую, познавательную, исследовательскую, творческую и двигательную активность дошкольников.
Седьмой принцип – Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через включение в различные виды деятельности.
Восьмой принцип – Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
При реализации данного принципа необходимо учитывать возрастные особенности детей, создать условия, которые будут соответствовать возрасту и особенностям развития каждого ребенка. Использовать те формы, которые будут специфически для детей данной возрастной группы. (прежде всего это игра, познавательная и исследовательская деятельности, развивающие ситуации).
Каждому возрастному периоду будет соответствовать определенные формы и методы работы.
Девятый принцип – Учёт этнокультурной ситуации развития детей.
4.Возрастные особенности детей + особенности детей данной конкретной группы ( дети логопедические) – из ООП.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Действия детей в играх становятся разнообразными.
Продолжает совершенствоваться восприятия цвета , формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов , треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию- до 10 различных предметов.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление .Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие. и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что являются основой словесно логического мышления.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжает развиваться устойчивость , распределение, переключаемость внимания . Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие , свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух ,интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Богаче становиться лексика: активно используются синонимы и анонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке передавая не только главное ,но и детали.
Достижения этого возраста характеризуется распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов: развитием мышления сопровождается освоением мыслительных средств; развивается умение обобщать ,причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
5. Особенности контингента семей
Особенности семьи | Полные семьи | 10 |
Одинокие | 5 | |
Опекуны | – | |
Многодетные | 3 | |
Жилищные условия | Имеют собственное жильё | 15 |
Живут с родителями | 0 | |
Снимают | – | |
Образование | Высшее | 10 |
Профессиональное | 16 | |
Другое | 2 | |
Социальный состав | Интеллигенция | 2 |
Рабочие | 12 | |
Служащие | – | |
Домохозяйки | – | |
Предприниматели | 1 |
6. Годовые задачи
Цель: построение работы в ДОУ в соответствии с ФГОС, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.
Задачи работы ДОУ на 2015 – 2016 учеб. год
1.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
2.Создание обогащенной развивающей предметно – пространственной среды, способствующей развитию социальных и психологических качеств личности ребёнка во всех видах деятельности.
3.Развитие познавательного интереса, интеллектуально – творческого потенциала каждого ребёнка через проектно – исследовательскую деятельность.
4.Совершенствование профессионального мастерства педагогов во взаимодействии с семьями воспитанников.
7. Планируемые результаты освоения программы
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития
ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и
обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в
ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для
педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной
деятельности взрослых.
Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО , являются общими
для всего образовательного пространства Российской Федерации, одна-
ко каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.
• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими
предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
• Использует специфические, культурно фиксированные предметные
действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками
самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
• Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или
по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания»,
«спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления
об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и
старается соблюдать их.
• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться
с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную
взрослым, принимает игровую задачу.
• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и
подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
• Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом
участвует в сезонных наблюдениях.
• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию
картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается
на различные произведения культуры и искусства.
• С пониманием следит за действиями героев кукольного театра;
проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
• Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка,
конструирование, аппликация).
8. Мониторинг индивидуального развития ребенка
Периодичность проведения мониторинга. Мониторинг индивидуальных достижениях детей проводится регулярно и является неотъемлемой частью реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В средней группе дошкольного возраста первичный мониторинг индивидуальных достижениях проводится в октябре. По результатам мониторинговых наблюдений составляется индивидуальный план развития каждого ребенка на ближайшие 3-4 месяца. В феврале-марте проводится повторный мониторинг. По его результатам индивидуальный план развития ребенка корректируется, уточняется, изменяется. В мае проводится итоговый мониторинг, анализируются результаты индивидуального развития ребенка за год.
В мониторинге индивидуальных достижениях принимают участие:
– воспитатели,
– учитель-логопед,
– музыкальный работник,
– преподаватель по изо – деятельности,
– инструктор по физической культуре,
– медицинский работник,
В мониторинге индивидуальных достижениях ребенка могут принимать участие родители ребенка.
Методы. Мониторинг осуществляется методом педагогического наблюдения. Главная цель наблюдений – сбор информации, которая обсуждается с педагогами и родителями и используется для планирования и осуществления деятельности с детьми (организация развивающих ситуаций), чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности и интересы каждого ребёнка. Кроме этого, воспитатель проводит изучение продуктов деятельности детей: рисунки, поделки, аппликации, вырезанные или вылепленные фигурки, написанные буквы, цифры, детские каракули работы ребёнка; беседа.
Фиксация результатов мониторинга. Основной формой фиксации результатов мониторинга воспитателей являются индивидуальные карты развития детей.
II. Содержательный раздел
1. Модель образовательного процесса: принцип интеграции, комплексно-тематического планирования
тема |
Социально- коммуникативное развитие |
Познавательное развитие |
Физическое развитие |
Художественно-эстетическое развитие |
Речевое развитие |
Самостоятельная деятельность |
НОД |
Совместная деятельность |
Режимные моменты |
Взаимодействие с родителями |
НОД
НОД
|
Совместная деятельность
|
Сам. деятельность
|
Режимные моменты
|
Взаимодействие с родителями
|
НОД
НОД
|
Совместная деятельность
|
Сам. деятельность
|
Режимные моменты
|
Взаимодействие с родителями
|
НОД
|
Совместная деятельность
|
Сам. деятельность
|
Режимные моменты
|
Взаимодействие с родителями
|
НОД
|
Совместная деятельность
|
Сам. деятельность
|
Режимные моменты
|
Взаимодействие с родителями
|
Комментарий к модели образовательного процесса:
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми проводится в форме совместной
Совместная деятельность – это деятельность основанная на балансе инициатив взрослого и ребенка , деятельность с открытым концом
Самостоятельная деятельность детей обеспечивается созданием в группе предметно-пространственной развивающей среды, основанная на ВЫБОРЕ ребенком видов деятельности, партнеров и т.д.
Деятельность в ходе режимных моментов:
· Утреннее приветствие.
· Утренняя гимнастика.
· Работа с доской выбора (счёт, календарь численник, календарь погоды)
· Прогулки: сделать ссылку на картотеку.
· Деятельность после дневного сна (бодрящая гимнастика, закаливание, коррекционные часы и т.п. в зависимости от профиля группы).
· Вечерний групповой сбор.
Взаимодействие с родителями основано на принципах:
· информированность
· выбор
· поощрение
(подробно работа с родителями представлена в перспективном примерном комплексно-тематическом плане)
2. Примерный комплексно – тематический план (в соответствие с возрастной группой) вставляется полностью: паутинка и таблица, является ядром рабочей программы.
Надо дать комментарий, что тема, ее продолжительность, последовательность, содержание может корректироваться в зависимости от ситуации: интересов детей, возникновения событий более актуальных на данный момент для детей и педагогов и т.д.
III. Организационный раздел
1. Режим дня старшей группы в холодный период
Приём детей, осмотр, игры | 7.30-8.30 |
Утренняя гимнастика | 8.45 |
Завтрак | 9.00-9.15 |
Самостоятельная деятельность | 9.15-9.30 |
Занятия (согласно расписанию) | 9.30-10.55 |
Прогулка | 11.00-12.15. |
Возвращение с прогулки, игры, подготовка к обеду | 12.15.-12.25. |
Обед | 12.25.-12.40. |
Подготовка ко сну, сон | 12.40.-15.00 |
Постельный подъём, самостоятельная деятельность | 15.00-15.30 |
Полдник | 15.30-15.40 |
Совместная деятельность, игры, подготовка к ужину | 15.40-18.20. |
Ужин | 18.20.-18.40. |
Игры, прогулка, уход домой | 18.40.-19.30. |
2. Сетка непосредственно образовательной деятельности
Понедельник
1. Речевое развитие (логопедия) —————————–9.30-9.55
2. Социально коммуникативное \ познавательное ——10.00-10.25
3. Физическое развитие—————————————-10.00.-10.25
Вторник
1.Художественно-эстетическое развитие (лепка \ аппликация)- 9.30-9.55
2.Речевое развитие ————— ————————————— 10.00-10.25
3.Художественно – эстетическое развитие (музыка)—————10.30-10.55
4. Речевое развитие (логопедия) ——————————————15.45 – 16.10
Среда
1.Физическое развитие—————————————————9.30-9.55
2.Речевое развитие (логопедия) —————————————10.00-10.25
3. Познание (ФЭМП)—————————————————–10.30-10.55
Четверг
1.Речевое развитие (логопедия)—- ———————————- 9.30-9.55
2.Художественно – эстетическое развитие (музыка)———- 10.00-10.25
Пятница
1.Художественно – эстетическое развитие (рисование)———-9.30.-9.55
2.Физическое развитие (на свежем воздухе)————————10.00-10.25
3. Комплексы оздоровительной работы. Режим двигательной активности в группе – имеются картотеки по физминуткам, гимнастики пробуждения.
4.Формы работы с семьями.
– знакомство с семьёй (посещение на дому, анкетирование родителей);
– информация для родителей о ходе образовательного процесса (дни открытых дверей, консультации индивидуальные и групповые, выставки детского творчества, приглашение родителей на праздники);
– образование родителей (лекции, семинары-практикумы, проведение мастер- классов, тренингов);
– совместная деятельность (привлечение родителей к совместным праздникам, маршруты выходного дня, к театрализованным спектаклям, КВН, участию исследовательской деятельности, в ремонте группы, изготовлению поделок на участке).
2. Сетка непосредственно образовательной деятельности;
3. Комплексы оздоровительной работы (комплексы утренней гимнастики, если есть картотека то ссылка на картотеку, режим двигательной активности в группе и т.п.)
4.Формы работы с семьями (кратко описать какие формы используются именно в этой группе, какие мероприятия проводятся, помимо указанных в комплексно-тематическом плане)
5. Организационные формы образовательного процесса:
технология « Метод проектов»;
экскурсионные проекты в рамках темы;
выставочные проекты в рамках группы, учреждения;
конкурсные проекты.
6. Методическое обеспечение: список литературы и интернет источников.
IV. Приложения
1. Календарный план.
2. Примерный перспективный комплексно – тематический план.
3. Примерный перспективный план взаимодействие с родителями.
4. Карты индивидуального развития.
5. Конспекты отдельных мероприятий: развлечения, викторины, и др. интеллектуальные игры с детьми, особенные собрания для родителей и т.д. Эти приложения разрабатываются в течение всего года и прилагаться к рабочей программе. ( см. картотеку)