Рабочая программа внеурочной деятельности “Юный журналист”
Вводная часть
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе:
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
письма Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680 "О направлении методических рекомендаций о проведении федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях";
календарного учебного графика МАОУ СОШ с.Нижнетроицкий.
Срок реализации программы 1 год.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный журналист» основана на авторской программе А.А.Ахтареевой, учителя родного языка МАОУ СОШ с.Нижнетроицкий. Программа имеет общекультурную деятельностную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников среднего звена. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям школьника.
Разделы плана или отдельные темы педагог может брать не в предложенном порядке, а произвольно, допускается также изучение той или иной темы по частям. К занятиям в кружке «Юный журналист» можно начинать привлекать детей с пятого класса.
Периодическое печатное издание планируется выпускать один раз в месяц. Тематика определяется общим планом творческого объединения, но это не исключает свободного выбора темы публикаций самими кружковцами.
Актуальность
В наше время информация играет большую роль в формировании культурных и моральных норм. Школьная детская газета посредством своей специфики может формировать те нормы поведения в обществе, которые признаются и одобряются учителями и родителями. Она близка к своему читателю – ученику. Она понятна ученикам. Авторы газеты ученикам знакомы, да и сами ребята принимают участие в создании газеты, работа по созданию школьной детской газеты помогает выявить активных, талантливых и увлечённых детей. Участие в работе школьного творческого объединения влияет на развитие личности ребёнка, на развитие умений и навыков.
Цель:
− Привлечение школьников для ознакомления и получения первоначальных навыков и умений профессии журналиста.
− Развитие творческих способностей учащихся.
Задачи:
− формировать характер журналиста-репортера, а также его эстетические и нравственные качества;
− содействовать формированию нравственно-эстетического восприятия окружающего мира через создание собственных литературных произведений;
− содействовать формированию личностного отношения к прочитанному, написанному, услышанному;
− способствовать развитию умения анализировать свою литературную работу и работы одноклассников;
− содействовать развитию умения общаться и выслушивать других.
Основные направления деятельности
Информационная.
Школьный кружок «Юный журналист»– самая оперативная и многогранная форма передачи информации о событиях и фактах из жизни школы и города.
Образовательная.
Школьная газета используется в процессе преподавания школьных предметов. Подготовка номеров требует вовлечения детей в различные формы деятельности: учащиеся получают возможность попробовать свои силы в качестве корреспондента, наборщика, корректора. Обучаются дети современным технологиям, занятия проходят с использованием ИКТ. В результате работы с детьми по выпуску газет возрастает их мотивация к обучению.
Воспитательная.
Организация внеурочной деятельности учащихся на базе кружка «Юный журналист» позволяет с пользой занять их свободное время, классным руководителям использовать Школьную газету для централизованной подачи материалов во время проведения тематических классных часов и внеклассных мероприятий.
Газета – это общественный голос школы, отражающий реальные проблемы сегодняшней жизни и воспитывающий стремление сообща решать возникающие вопросы и проблемы, что способствует формированию общественного мнения, воспитанию гражданской позиции учащихся, сплачивает коллектив в единое целое.
Коммуникативная.
Подготовка газеты к выпуску – дело коллективное, в процессе работы над выпуском дети общаются с разными людьми. Коллегиальное решение всех вопросов, общение способствуют развитию коммуникативных качеств учащихся.
Принципы:
- Уважение к читателям и авторам газеты
- Создание положительного образа учителя, ученика, школы.
- Учитывать, что о каждом ученике читают его родители.
- Писать только то, о чем знаешь.
- Не замыкаться в стенах школы.
- Проявлять заинтересованность и творчество.
- Не оскорблять, не унижать печатным словом.
Виды деятельности (формы, методы, средства обучения)
- Организация подготовки учащихся – корреспондентов через кружок «Юный журналист».
- Педагогическое сопровождение деятельности учащихся по созданию и функционированию школьного журнала.
- Выпуск печатного издания – дело коллективное, поэтому в творческом коллективе может быть много учащихся: корреспонденты, корректоры, наборщики. Выяснив склонности каждого, необходимо чётко распределить обязанности. Чёткости, оперативности в работе способствует регулярность проведения занятий.
- В качестве дополнительных корреспондентов могут привлекаться сотрудники школы, корреспонденты от классов (по 1-2 чел.). Выпуск газеты производится под руководством учителя.
- Каждую тему облекать в интересную форму (диалоги, репортажи, интервью), стремиться говорить о серьёзном просто и ненавязчиво, уметь пошутить и крепко задеть сатирическим словом того, кто это заслужил.
- В своих статьях чаще советоваться с читателями, задавая им вопросы: «Какие интересные темы, рубрики вы можете предложить?»
1. Результаты изучения курса программы «Юный журналист»
Личностные результаты
Личностными результатами изучения программы «Юный журналист» является формирование следующих умений:
формирование у обучающегося ценностных ориентиров в области журналистики;
воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
развитие самостоятельности в поиске решения различных задач;
формирование духовных и эстетических потребностей;
овладение различными приёмами и техниками творческого практикума (сочинения разных жанров);
отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения программы «Юный журналист» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться работать по предложенному плану;
учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы различных жанрах публицистического стиля;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов;
учиться выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, дополнительную литературу (словари, энциклопедии, справочники);
создавать сочинения разных жанров;
соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать работы (статьи) и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
уметь пользоваться языком литературного искусства:
а) донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в творческих работах (статья, заметка и т.д.) ;
б). оформить свою мысль в устной и письменной форме;
уметь слушать и понимать речь других;
уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях «Юный журналист» и следовать им;
учиться согласованно, работать в группе:
а). учиться планировать свою работу в группе;
б). учиться распределять работу между участниками проекта;
в). понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г). уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
Предметными результатами изучения программы «Юный журналист» является формирование следующих знаний и умений.
- умение построить устное и письменное сообщение;
- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;
- самостоятельная подготовка и публикация материалов для школьной газеты.
.
2. Содержание программы. (102 часов)
ТЕМА 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ ( 3 ЧАСА).
Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности. Анкетирование.
ТЕМА 2. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ (3 ЧАСА ).
Формирование представлений о профессии журналиста. Возникновение и развитие журналистики.
ТЕМА 3. ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ (3 ЧАСА).
Функции:
- информационная;
- коммуникативная;
- выражение мнений определенных групп;
- формирование общественного мнения.
Журналист как представитель определенного слоя общества.
Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
Основные понятия и жанры журналистики.
ТЕМА 4. ТРЕБОВАНИЯ К ЖУРНАЛИСТУ (3 ЧАСА).
Требования к журналисту:
- компетентность;
- объективность;
- соблюдение профессиональных и этических норм;
- глубокие знания в области литературы, философии и др.;
- владение литературным языком.
ТЕМА 5. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ (3 ЧАСА).
Журналистика XVIII века.
Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля»,
«Живописец».
Журналистика XIX века.
Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин – публицист: «Путешествие из Москвы в Петербург». Журналы
«Современник», «Отечественные записки».
Журналистика XX века.
В.И.Гиляровский – репортер и публицист. Истоки
нравственных основ журналистской этики. Развитие жанра фельетон – И.Ильф, Е.Петров.
Задание. Написать репортаж «Мой город »; подготовить сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого. Дискуссия о профессиональной этике журналиста
ТЕМА 6. ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ (3 ЧАСА).
Жанры журналистики и их особенности.
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.
Отличие заметки от корреспонденции.
Интервью – особенности этого жанра, его виды: интервью – монолог, интервью – диалог, интервью – зарисовка, коллективное интервью, анкета.
Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления, яркость литературного изложения.
Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный, рецензирующий прессу.
Репортаж – наглядное представление о том или ином событии, через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого репортажа.
Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.
ТЕМА 7. ЯЗЫК ЖУРНАЛИСТИКИ (3 ЧАСА).
Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.
Профессиональная лексика, диалектизмы, современные сленг. Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы.
Задание. Подготовить рассказ «Об этом слове хочется рассказать». Доклад
«Пословицы и поговорки. Их использование в журналистике».
ТЕМА 8-9. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ РЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В ТЕКСТЕ (3 ЧАСА).
Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.
Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Задание. Найти в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определить их роль в тексте. Написать зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.
ТЕМА 10. КОМПОЗИЦИЯ МАТЕРИАЛА (3 ЧАСА).
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.
Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.
Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.
Основные структурные связи в рассуждении.
Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.
Задание. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему
«Маленькое происшествие», используя разные типы построения.
ТЕМА 11. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА (3 ЧАСА ).
Анализ выразительных средств языка публицистических произведений (выделение в тексте, определение их роли).
Заглавие – важный компонент текста. Наблюдение над ролью заглавия в произведении; знакомство с различными видами заголовков.
Задание. Лингвистический эксперимент (работа с заглавиями текстов, замена, обоснование).
ТЕМА 12. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ: ОТЧЕТ, РЕПОРТАЖ, ИНТЕРВЬЮ, ЗАМЕТКА (3ЧАСА).
Основные требования к информативной публицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).
Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление (программа, афиша)
Задание. Создание и презентация текста определенного жанра.
ТЕМА 13. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ: СТАТЬЯ, ОБОЗРЕНИЕ, ОТЗЫВ, РЕЦЕНЗИЯ (3 ЧАСА).
Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность.
Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).
Задание. Взаиморецензирование черновых вариантов статьи, рецензии.
Конкурс на лучший отзыв.
ТЕМА 14. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖАНРЫ: СЛОВО, ОЧЕРК, ЭССЕ, ФЕЛЬЕТОН (3 ЧАСА).
Основные функции произведений художественно-публицистических жанров:
- информационная;
- эстетическая;
- экспрессивная;
- просветительская.
Основные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, памфлет и др.
Задание. Знакомство с письмами выдающихся людей. Выразительное чтение писем. Самостоятельная работа со справочной литературой, наблюдения над особенностями очерка, анализ текстов-образцов; презентация портретного очерка, создание чернового варианта эссе или фельетона.
ТЕМА 15. КОНКУРС СОЧИНЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ЖАНРАХ (3 ЧАСА).
Конкурс сочинений на свободную тему. Необходимый критерий – выбор одного из публицистических жанров и соблюдение его стилистических норм и особенностей. Презентация собственного сочинения. Выставка работ. Награждение лучших в отдельных номинациях.
ТЕМА 16. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЖУРНАЛИСТА (3ЧАСА).
Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер).
Фотографирование. Роль фотографий в газете. «Портрет», «пейзаж»,
«композиция»
Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER).
Фотоконкурс.
Задание. Фотографирование живых объектов. Просмотр и обсуждение работ. Оформление фотовыставок, фоторепортажей.
ТЕМА 17. ГАЗЕТНЫЙ ЯЗЫК И АВТОРСКИЙ ПОЧЕРК (3 ЧАСА).
Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.
ТЕМА 18. ЭТИКА И МОРАЛЬ. ПОСТУПОК И МОТИВ. ПЛАГИАТ (3 ЧАСА).
Знакомство с философскими понятиями, их место в журналистике.
Плагиат. Составление понятийного словаря. ТЕМА 19. ЭСТЕТИКА (3 ЧАСА).
Эстетика как философская категория.
ТЕМА 20. ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА (3 ЧАСА).
Медиаобразование. Организация работы редколлегии. Планирование.
Техническое обеспечение.
ТЕМА 21. МИССИЯ И НАЗВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ (3 ЧАСА).
Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь? Выбор названия.
ТЕМА 22. ЧИТАТЕЛЬ И ЕГО ИНТЕРЕСЫ (3 ЧАСА).
Кто будет читателем школьной газеты и что он ждет от нее? Методы выявления читательских запросов и предпочтений. Анкета.
Задание. Провести анкетирование.
ТЕМА 23. КАК И О ЧЕМ ПИСАТЬ ДЛЯ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ? (3 ЧАСА).
Жанровые формы. Заметка. Структура заметки. «Новость одной строкой».
Правило перевернутой пирамиды. Юмореска. ТЕМА 24. ТЕМЫ, РУБРИКИ, ПОЛОСЫ ( 3 ЧАСА).
«Гвоздевой» материал. Правила расположение новостей, обзоров, интервью и пр. Рубрики. Полосы. Первая полоса.
Задание. Составить эскиз первой страницы газеты.
ТЕМА 25. ВЗРОСЛЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ (3 ЧАСА).
Правила:
- точность и проверка информации;
- честность и достоверность;
- ссылка на источник;
- разделение фактов и мнений;
- краткость и ясность.
Способы предупреждения фактические ошибок:
- проверять и перепроверять информацию, особенно цифры, даты, имена и фамилии, географические названия;
- использовать метод прямого наблюдения, присутствовать на месте события;
- если допущена ошибка, дать исправление или опровержение в последующих номерах газеты.
ТЕМА 26. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ (3 ЧАСА).
Достоверность. Краткость, ясность. Правильное построение текста, отсутствие орфографических, лексических, пунктуационных и стилистических ошибок. Проверка источника и ссылка на него. Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий.
ТЕМА 27. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ( 3 ЧАСА).
Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет-источники (обязательное правило – указание интернет-ссылки на источник). Собственное мнение журналиста. Правила оформления.
ТЕМА 28. КАК ПРИДУМЫВАТЬ ЗАГОЛОВКИ И ПИСАТЬ ЛИДЫ? (3 ЧАСА).
Объем заголовков, их стилистика. Констатирующие заголовки. Образные заголовки. Лид. Функции лида:
- информировать читателя с минимальной потерей времени;
- акцентировать внимание на самом главном в информации с точки зрения журналиста.
Задание. Написать ЛИД и придумать 5 заголовков.
ТЕМА 29. КАК ВЕСТИ ИНТЕРВЬЮ (3 ЧАСА).
16 основных правил ведения интервью.
Задание. Взять интервью.
ТЕМА 30. ПЛАНИРОВАНИЕ ШАГ ЗА ШАГОМ (3 ЧАСА).
Этапы выпуска номера газеты:
- планирование номера газеты (планерка);
- сбор информации;
- подготовка материалов, рубрик, полос;
- подбор иллюстраций;
- макетирование и верстка номера;
- редактирование и вычитка, подписание номера;
- обсуждение номера на летучке.
Время каждого этапа определяется в зависимости от периодичности выхода газеты.
ТЕМА 31. СТРУКТУРА ШКОЛЬНОЙ РЕДАКЦИИ (3 ЧАСА).
Редактор, его функции и обязанности, редактор темы/рубрики.
Обозреватель. Репортер. Корректор. Верстальщик (дизайнер).
ТЕМА 32. ПОДБОР И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В ГАЗЕТЕ (3 ЧАСА).
Занимательный материал, используемый в газетах: загадки, кроссворды, сканворды, чайнворды, ребусы головоломки, картинки на наблюдательность и внимание, викторины, логические задачи. Анаграммы и др.
Алгоритм подбора занимательного материала в газету:
- определить объем юмористической страницы (количество статей);
- определить тему рубрики, используемые жанры, подобрать занимательный материал, статьи;
- Сделать макет страницы (художественное оформление, заголовки, расположение материалов, обязательно указать сроки и адреса, куда посылать ответы на сканворды, викторины и т.д.);
- Сдать готовую страницу редактору;
- в следующем номере опубликовать имена победителей, ответы на сканворды, викторины и др.
ТЕМА 33. ДИЗАЙН ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ (3 ЧАСА).
Анализ материалов периодической печати. Иллюстративное оформление газеты. Изучение шрифта. Роль фотографий в газете. План создания газеты
Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей, основных черт. Современный дизайн газет. Просмотр газет с современным дизайном, модернистским дизайном. Цели дизайна газет. Черты различных дизайнов.
Выбор шрифта для определённого по содержанию текста. Самостоятельный выбор шрифта и оформление плаката. Дизайн школьной газеты.
Особенности оформления газеты к празднику.
ТЕМА 34. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА (3ЧАСА).
Компьютер как средство работы с информацией. Использование ПК в журналистике. Знакомство с ПК.
Набор текста и сохранения материала.
Печатание материала, выведение материалов на принтер. Школьный Интернет – сайт.
Работа на ПК
Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор материала. Печатание текста
Выбор дизайна работы Редактирование проекта
Просмотр работ. Обсуждение подготовленных проектов.
ТЕМА 35. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. ДЕЛОВАЯ ИГРА «ЖУРНАЛИСТ – ОКО НАРОДНОЕ» (3 ЧАСА).
Деловая игра «Журналист – око народное».
Выставка наиболее интересных материалов и проектов.
Выпуск газеты с отчётом работы кружка «Юный журналист».
3. Календарно – тематическое планирование работы кружка «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»
№ п/п | Тема | К.ч. | Практические задания |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ Анкетирование. | 3 | Анкетирование |
2 | Журналистика как профессия. Возникновение и развитие журналистики | 3 | |
3 | Функции журналистики. Основные понятия и жанры журналистики | 3 | |
4 | Требования к журналисту. Профессиональная готовность журналиста к работе. | 3 | |
5 | История российской журналистики. Основные понятия и термины газетного дела | 3 | Небольшое сообщение на тему: «Мое село» |
6 | Формирование жанров журналистики. Литературное редактирование | 3 | |
7 | Язык журналистики. | 3 | Подготовить рассказ: «Об этом слове хочется рассказать» Доклады «Пословицы и поговорки» |
8 | Стилистические фигуры речи. | 3 | |
9 | Стилистические фигуры в тексте. | 3 | Работа с журнальными публикациями |
10 | Композиция материала. | 3 | Придумать рассказ «Маленькое происшествие» |
11 | Публицистический стиль. | 3 | Работа с заголовками текстов |
12 | Информационные жанры: отчет, репортаж, интервью, заметка. | 3 | Создание текста определенного жанра |
13 | Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия. | 3 | Конкурс на лучший отзыв |
14 | Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон. | 3 | Знакомство с письмами знаменитых и выдающихся людей |
15 | Конкурс сочинений в различных публицистических жанрах. | 3 | Конкурс сочинений |
16 | Технические средства журналиста. | 3 | Фотографирование живых объектов. Оформление фотовыставок |
17 | Газетный язык и авторский почерк. | 3 | |
18 | Этика и мораль. Поступок и мотив. Плагиат. | 3 | |
19 | Эстетика. | 3 | |
20 | Школьная газета. Содержание и форма газеты Основы газетного дела | 3 | |
21 | Миссия и название школьной газеты. Лицо газеты | 3 | |
22 | Читатель и его интересы. | 3 | Анкетирование |
23 | Как и о чем писать для школьной газеты? Способы объединения мате- риалов в газете. | 3 | |
24 | Темы, рубрики, полосы. Оформление заголовков газеты (виды, функции, правила) | 3 | Составить эскиз первой страницы газеты |
25 | Взрослые правила для юных журналистов. Выделения в тексте (шрифтовые, не шрифтовые) | 3 | |
26 | Требования к информации. | 3 | |
27 | Источники информации. | 3 | |
28 | Как придумывать заголовки и писать ЛИДЫ? | 3 | Написать ЛИД и придумать пять заголовков |
29 | Как вести интервью? | 3 | Взять интервью |
30 | Планирование шаг за шагом. | 3 | |
31 | Структура школьной редакции. | 3 | |
32 | Подбор и использование занимательного материала в газете. | 3 | |
33 | Дизайн школьной газеты. Верстка газеты | 3 | |
34 | Интернет-журналистика. | 3 | |
35 | Итоговое занятие. Деловая игра «Журналист – око народное». | 3 | Деловая игра |
Всего часов | 102ч |
Используемые учебники и учебные пособия:
Для учителя:
- Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. – М.: Высшая школа.1987.-146с
- Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М. : Просвещение, 2002. – 144 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 2-е изд. - М., 1998. – 126 с.
- Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.
- Кеворков В.В.. Рекламный текст. М., 1996.
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
- Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.
- Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
- Никодеми Г.Б. Школа рисунка / пер. Г.Семеновой. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001.-160с.
- Острогорский А.Я. Живое слово: книга для изучения русского языка. – М. : Просвещение, 1996. - 35 с.
- Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
- Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
- Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
- Розенталь Д.Э.. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
- Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
- Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
- Шкопоров Н.Б.. Как психологически правильно брать интервью. М.,1990.
Для обучающихся:
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
6. Кеворков В.В. . Рекламный текст. -М., 1996.
7. Шостак М. Как сделать новость. – М., 2000 г.