РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета Литература для 10 класса
«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени Н.А. Некрасова»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Приложение №___
МО учителей заместитель директора по УР к приказу МБОУ
филологического цикла _______(О.Н. Родзина) «СОШ имени Н.А. Некрасова»
протокол от__________№____ __________________ от _______№_______
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «СОШ
им. Н.А. Некрасова»
от _______№_______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
Литература
для 10 класса
на 2022-2023 учебный год
Программу разработала
Семенцова Виктория Викторовна
учитель русского языка и
литературы
МБОУ «СОШ имени Н.А. Некрасова»
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
1. ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ, (в редакции от 03.08.2018 г. № 317-ФЗ)
2. Приказа Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 29.12.2014 г. №1644, от 31.12.2015 г. № 1577», 11.12.2020 г. №712).
3. Основной образовательной программы ООО МБОУ «СОШ имени Н.А. Некрасова», утвержденной приказом от 31.08.2020 №73.
4. Календарного учебного графика МБОУ «СОШ имени Н.А. Некрасова» на 2021-2022 учебный год.
5. Рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ имени Н.А. Некрасова» (приказ МБОУ «СОШ имени Н.А. Некрасова» №30/1 от 23.04.2021 г.).
6. Календарного плана воспитательной работы на 2022-2023 учебный год.
7. Учебника. Литература: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2ч/ С.А. Зинин, В.и. сахаров. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа, 34 учебные недели - 3 часа в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способа введения персонажей средства раскрытия и/или развития их характеров;
определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обуславливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т.п.);
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития субъективных черт авторской индивидуальности;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или литературную постановку, запись художественного чтения, серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Содержание учебного предмета
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков. Литература первой половины XIX века. Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературы первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы. |
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения «Поэт», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти» (возможен выбор трех других стихотворений). |
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою…»), «Нет, я не Байрон, я другой…» (возможен выбор трех других стихотворений). Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова. Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Невский проспект» (возможен выбор другой петербургской повести). Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры. |
Литература второй половины XIX века. Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. А.Н. Островский. Жизнь и творчество (обзор). Создатель русского сценического репертуара. Комедия «Свои люди-сочтемся!», драма «Гроза». |
И.А. Гончаров. Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов». |
И.С. Тургенев. Жизнь и творчество (обзор). Роман «Отцы и дети». |
Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества. Некрасов-журналист. Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза, я у двери гроба…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобливый поэт…», «Внимая ужасам войны…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо» |
Ф.И. Тютчев. Смелость поэтической мысли |
Мир природы в лирике Тютчева «Не то, что мните вы, природа…», «Полдень», «Тени сизые смесились…») |
Драматизм звучания любовной лирике Ф.И. Тютчева. |
А.А. Фет. Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета |
Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы в лирике Фета («Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…» |
Н.С. Лесков. Жизнь и творчество(обзор). Бытовые повести и жанр русской новеллы. Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и его герой Иван Флягин. |
М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (обзор). «История одного города (обзор). Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. |
А.К. Толстой. Жизнь и творчество |
Жанрово-тематическое богатство А.К. Толстого |
Вн.чт. Лирика А.К. Толстого |
Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. (обзор) |
Роман «Война и мир». |
Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество. |
Роман «Преступление и наказание». |
А.П. Чехов. Жизнь и творчество |
Рассказы «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» |
Рассказы «Черный монах», «Случай из практики». |
Пьеса «Вишневый сад». |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Модуль «урочная деятельность» |
Из литературы первой половины XIX века (14ч.) | |||
1 | Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы XIX века) | 1 | установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. |
2 | А.С. Пушкин. Песнь русским воинам | 1 | |
3 | А.С. Пушкин. Муза пламенной сатиры | 1 | |
4 | А.С. Пушкин. Годы странствий | 1 | |
5 | А.С. Пушкин. Жребий русского поэта | 1 | |
6 | А.С. Пушкин. Поединок двух всадников | 1 | |
7 | М.Ю. Лермонтов. Слово-оружие | 1 | |
8 | Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в поэзии Лермонтова | 1 | |
9-10 | Поэма «Демон». Нравственно-философская проблематика | 2 | |
11 | Н.В. Гоголь. «Петербургские повести». Реальное и фантастическое | 1 | |
12 | Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе | 1 | |
13 | Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев | 1 | |
14 | Р.р. Подготовка к ответу на проблемный вопрос по произведениям Н.В. Гоголя (по выбору) | 1 | |
Литература второй половины XIX века | |||
15 | Идейные направления, критика, журналистика 1860-1890-х годов | 1 | побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. |
16-17 | А.Н. Островский. Комедия «Свои люди-сочтемся!» Быт и нравы замоскворецкого купечества | 2 | |
18 | Драма «Гроза». Изображение «затерянного мира» города Калинова | 1 | |
19 | Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни | 1 | |
20 | Трагедия совести и ее разрешение в пьесе | 1 | |
21 | Роль второстепенных персонажей в драме «Гроза» | 1 | |
22 | Многозначность названия пьесы, символика деталей и смысл названия драмы «Гроза» | 1 | |
23 | Р.р. Подготовка к написанию сочинения по пьесе А.Н. Островского «Гроза» | 1 | |
24 | Р.р. Написание сочинения по пьесе А.Н. Островского «Гроза» | 1 | |
25 | И.А. Гончаров. «Обломов». История создания романа. Быт и бытие Ильи Ильича Обломова | 1 | |
26 | Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими героями | 1 | |
27 | Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова» | 1 | |
28 | Обломов и Штольц: два вектора русской жизни | 1 | |
29 | Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя в романе | 1 | |
30 | Р.р. Подготовка к написанию сочинения по роману И.А. Гончарова «Обломов» | 1 | |
31 | Р.р. Написание сочинения по роману И.А. Гончарова «Обломов» | 1 | |
32 | И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети». Портрет поколений | 1 | |
33 | Противостояние двух поколений русской интеллигенции | 1 | |
34 | Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки | 1 | |
35 | Базаров и Аркадий | 1 | |
36 | Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения | 1 | |
37 | Философские истоки романа. Смысл его названия | 1 | |
38 | Р.р. Подготовка к написанию сочинения по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» | 1 | |
39 | Р.р. Написание сочинения по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» | 1 | |
40 | Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества | 1 | |
41 | Народные характеры и типы в лирике Некрасова («В дороге», «Огородник», «Тройка») | 1 | |
42 | «Муза мести и печали» в лирике Некрасова («Блажен незлобливый поэт…», «Вчерашний день, часу в шестом…») | 1 | |
43 | Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова | 1 | |
44 | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова | 1 | |
45 | Сатирические образы помещиков. Народное представление о счастье | 1 | |
46 | Образы крестьян в поэме | 1 | |
47 | Тема женской доли и образ Матрены Тимофеевны | 1 | |
48 | Тема народного бунта. Образ Савелия – «богатыря святорусского» | 1 | |
49 | Р.р. Подготовка к написанию сочинения по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» | 1 | |
50 | Р.р. Написание сочинения по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» | 1 | |
51 | Ф.И. Тютчев. Смелость поэтической мысли | 1 | |
52 | Мир природы в лирике Тютчева «Не то, что мните вы, природа…», «Полдень», «Тени сизые смесились…») | 1 | |
53 | Драматизм звучания любовной лирике Ф.И. Тютчева | 1 | |
54 | А.А. Фет. Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета | 1 | |
55 | Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы в лирике Фета («Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…» | 1 | |
56 | Р.р. Анализ стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета (по выбору) | 1 | |
57 | Жизнь и творчество Н.С. Лескова (обзор). Бытовые повести и жанр русской новеллы | 1 | |
58 | Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести | 1 | |
59-60 | «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам | 1 | |
61 | Р.р. Подготовка к ответу на проблемный вопрос по повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» | 1 | |
62 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика | 1 | |
63 | Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Премудрый пескарь» | 1 | |
64 | Вн. чт. «История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи | 1 | |
65 | Судьба глуповцев и проблема финала романа | 1 | |
66 | Р.р. Подготовка к написанию письменной работы по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина | 1 | |
67 | А.К. Толстой. Жизнь и творчество | 1 | |
68 | Жанрово-тематическое богатство А.К. Толстого | 1 | |
69 | Вн.чт. Лирика А.К. Толстого | 1 | |
70 | Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь | 1 | |
71 | Роман «Война и мир». История создания и авторский замысел | 1 | |
72 | Москва и Петербург в романе. Изображение светского общества | 1 | |
73 | «Мысль семейная» и ее развитие в романе. Семейный уклад жизни ростовых и Болконских | ||
74-75 | Этапы духовного становления Андрея Болконского и Пьера Безухова. Анализ избранных глав | 2 | |
76 | Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской | 1 | |
77 | Военные эпизоды в романе в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812г. | 1 | |
78 | Противопоставление образов Кутузова и Наполеона | 1 | |
79 | «Мысль народная» в романе. Анализ отдельных «военных» глав романа | 1 | |
80 | Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания | ||
81 | Художественно-философское осмысление сущности войны в романе | 1 | |
82 | Р.р. Подготовка к написанию сочинения по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» | 1 | |
83 | Р.р. Написание сочинения по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» | 1 | |
84 | Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество | 1 | |
85 | Роман «Преступление и наказание». Особенности композиции, жанра. Проблематика, система образов романа | 1 | |
86 | Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе | 1 | |
87 | Мир «униженных и оскорбленных» в романе | 1 | |
88 | Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе | 1 | |
89 | Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин и Свидригайлов) | 1 | |
90 | Раскольников и «вечная Сонечка» | 1 | |
91 | Роли внутренних монологов и сенов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога | 1 | |
92 | Р.р. Подготовка к написанию сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» | 1 | |
93 | Р.р. Написание сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» | 1 | |
94 | А.П. Чехов. Жизнь и творчество | 1 | |
95 | Рассказы «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» | 1 | |
96 | Рассказы «Черный монах», «Случай из практики». Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов | 1 | |
97 | Пьеса «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов | 1 | |
98 | Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии | 1 | |
99 | Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала | 1 | |
100 | Итоговый контрольный тест | 1 | |
101-102 | Повторение и обобщение изученного материала. | 2 |