Рабочая программа по разделу «Лепка» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей подготовительной к школе группы
Приложение 53
к приказу МАДОУ «Умка»
от «_____» ___________2021
№_______-од
Рабочая программа
по разделу «Лепка»
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
для детей подготовительной к школе группы
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Умка»
муниципального образования город Ноябрьск
(всего 11 непрерывных образовательных деятельностей в год)
Составитель:
воспитатель
МАДОУ «Умка»
Романовская Т.Н.
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по разделу «Лепка» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей подготовительной группы, составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Умка».
Программа рассчитана на проведение непрерывной образовательной деятельности (НОД) 11 раз в год, длительность проведения НОД - 30 минут.
Актуальность заключается в том, что содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной группы.
Новизна программы заключается в том, что в основу положено использование разнообразных нетрадиционных техник изобразительного искусства, что позволяет ребенку в увлекательной форме развивать и совершенствовать свои способности, обеспечивает ситуацию успеха в видах деятельности, требующих проявления творческих способностей.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что она соответствует целям и задачам МАДОУ «УМКА».
Целью данной программы является формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
Задачи:
- Развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы; продолжать учить передавать форму основной части, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов.
- Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы.
- Учить детей создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей.
- Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки; учить при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.
Особенности организации образовательного процесса
Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми другими ее направлениями: ознакомлением с окружающим миром, социальными явлениями, природой во всем ее многообразии; ознакомлением с разными видами искусства, как классического, современного, так и народного, включая литературу, а также разнообразными видами деятельности детей.
На всех НОД важно развивать активность и самостоятельность детей, вызывать стремление создавать что-то полезное для других, порадовать детей и взрослых. Следует побуждать детей вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт детей, что похожее они уже делали, как они это делали; вызывать ребенка для показа всем детям, как можно изобразить тот или иной предмет.
Особое значение в подготовительной группе приобретает рассматривание созданных детьми изображений и их оценка. При рассматривании с детьми созданного сюжетного изображения следует обратить их внимание на то, как передан сюжет, какие изображения в него включены, соответствуют ли они содержанию выбранного эпизода.
Отличительные особенности организации образовательного процесса
Отличительные особенности заключаются в том, что программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
Виды интеграции образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» | |
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы | По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
«Социально – коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»- развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства. | Содержание и результаты всех областей программы могут быть обогащены и закреплены с использованием средств продуктивной деятельности детей.
|
Сопутствующие формы работы при организации образовательного процесса
Задачи и содержание работы | Формы работы | Формы организации детей | |
Непрерывная образовательная деятельность | |||
Лепка | Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров. Создание макетов, коллекций и их оформление. Украшение предметов для личного пользования. Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики. Дидактические игры. Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями художников (тематических и персональных), репродукций произведений живописи и книжной графики, тематических выставок (по временам года, настроению и др.). Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.). | Групповая |
Принципы и подходы к формированию программы:
- развивающего обучения и научного положения Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.В. Давыдов);
- культуросообразности - учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнение недостатков духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры;
- научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
- критерия полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематического построения образовательного процесса;
- построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
- учета соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой;
- варьирования образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
- решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Учебно - тематический план
№ НОД | Тема НОД | Количество НОД | В том числе практическая НОД |
1. | «Ветка рябины» | 1 | 1 |
2. | «Калининские птички» | 1 | 1 |
3. | «Барельеф – цветы» | 1 | 1 |
4. | «Туристы в горах» | 1 | 1 |
5. | «Бабушкины сказки» | 1 | 1 |
6. | «Животные нашего леса» | 1 | 1 |
7. | «Петух, индюк» | 1 | 1 |
8. | «Пограничник с собакой» | 1 | 1 |
9. | «Сказочная птица» | 1 | 1 |
10. | «Космос» | 1 | 1 |
11. | «Праздник весны и труда» | 1 | 1 |
ИТОГО: | 11 | 11 |
Содержание рабочей программы
Развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.
Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы.
Учить детей создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей.
Декоративная лепка. Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку. Учить при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.
Педагогический мониторинг.
Педагогическая диагностика проводится на основе диагностического пособия Афонькиной Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей / Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2015. Мониторинг проводится 2 раз в год (сентябрь, май) в форме наблюдения, беседы, игры в целях дальнейшего планирования педагогических действий.
Предлагаемая в данном диагностическом журнале модель педагогической диагностики индивидуального развития детей разработана с учетом образовательных областей и их приоритетных направлений, определенных ФГОС ДО. В каждой образовательной области в контексте определенных направлений выделены уровни эффективности педагогического воздействия, то есть педагогическая диагностика предполагает не ранжирование детей по их достижениям, а выявление целесообразности и полноты использования педагогами образовательных ресурсов для обеспечения развития каждого ребенка.
С учетом того факта, что в раннем и дошкольном возрасте основные линии психического развития находятся в стадии становления и, как следствие, их показатели могут быть недостаточно устойчивы, зависимы от особенностей микросоциума, здоровья ребенка, его эмоционального состояния на момент диагностики, в методике предлагаются наряду с устоявшейся уровневой градацией (высокий, средний, низкий) промежуточные уровни эффективности педагогических воздействий: средний/высокий, низкий/средний, низший/низкий; это позволяет сделать диагностику точнее. Содержание уровней разработано с учетом преемственности в отношении каждой возрастной группы от 2 до 7 лет, что позволяет сделать педагогический мониторинга систематическим, «пролонгированным» и отразить историю развития каждого ребенка в условиях образовательной деятельности.
Итоги диагностики фиксируются в карте оценки уровней эффективности педагогических воздействий (Приложение 1)
Программно-методическое обеспечение:
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Учебно-наглядные пособия:
- Плакаты;
- Фотографии;
- Открытки;
- Муляжи;
- Иллюстрации.
Оборудование:
- Пластилин;
- Глина;
- Дощечки для лепки;
- Стеки;
- Салфетки.
Для педагогов:
- Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М А. Васильевой.
- Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» подготовительная к школе группа. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г. Серия: «Дымковская игрушка» М.: Мозаика – Синтез, 2006.
- Диагностическое пособие Афонькиной Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей / Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2015.
Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий Приложение1
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Возрастная группа: Воспитатели:
Дата заполнения:
№ п/п Фамилия, Имя ребенка | Направления реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» | Личный уровень | ||||||||||||||
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы | Становление эстетического отношения к окружающему миру | Формирование элементарных представлений о видах искусства | Восприятие музыки | Восприятие художественной литературы, фольклора | Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений | Реализация самостоятельной творческой деятельности | ||||||||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г | К.г | |
1. | ||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||
4. | ||||||||||||||||
5. | ||||||||||||||||
6. | ||||||||||||||||
7. | ||||||||||||||||
8. | ||||||||||||||||
9. | ||||||||||||||||
10. | ||||||||||||||||
11. | ||||||||||||||||
12. | ||||||||||||||||
13. | ||||||||||||||||
14. | ||||||||||||||||
15. | ||||||||||||||||
16. | ||||||||||||||||
17. | ||||||||||||||||
18. | ||||||||||||||||
19. | ||||||||||||||||
20. | ||||||||||||||||
21. | ||||||||||||||||
22. |
Начало года: В.у. - %, С.у. – %, Н.у. - % Конец года: В.у. – % , С.у. – %,, Н.у. – %
Календарно – тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности по разделу «Лепка» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для подготовительной к школе группе
Планируемая дата | Дата по факту | № занятия | Тема занятия | Программное содержание, целевые ориентиры. | Информационно- методическое обеспечение |
20.09 | 1 | «Ветка рябины» | Закрепить умение работать с пластилином в технике «Жгутик». Развивать фантазию, воображение. Воспитывать усидчивость, аккуратность. | Материал: пластилин, стеки, дощечки, образец, ветка рябины. | |
11.10 | 2 | «Калининские птички» | Формировать умение передавать особенности калининских птиц в их форме, позе и украшениях налепами. Вытягивать части тела из целого куска – овоида. | Материал: Пластилин трех цветов, стека, дощечки. Швайко, с.44 | |
01.11 | 3 | «Барельеф – цветы» | Закреплять умение работать с пластилином. Учить создавать объемные поделки. Развивать фантазию, пространственное воображение. Педагог предлагает вылепить объемное лепное изображение на плоскости (на основе изобразить цветок). Напомнить, что рельефная лепка всегда начинается с основы. Такую форму сначала нужно раскатать в лепёшку, а затем обрезать стекой до нужного размера. Форма выбирается в виде круга, овала, прямоугольника, ромба и т.д. Детали цветов выполняются отдельно и прикрепляются к основе. | Материал: пластилин, стеки, картон – основа, мокрые тряпочки. | |
22.11 | 4 | «Туристы в горах» | Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Варьировать способ лепки из цилиндра (валика), надрезанного с одного или двух концов (в зависимости от позы фигурки). | Материал: пластилин, стеки, дощечки. Лыкова, стр.76. | |
13.12 | 5 | «Бабушкины сказки» | Лепка по мотивам русских народных сказок: самостоятельный выбор образов сказочных героев и сюжетов (композиций), определение способов и приёмов лепки; передача движений и взаимодействий персонажей. | Материал: пластилин, стеки, дощечки. Лыкова, стр.106 | |
10.01 | 6 | «Животные нашего леса» | Вызвать интерес к составлению коллективной сюжетной композиции из вылепленных лесных животных. Учить анализировать особенности строения разных животных, соотносить части по величине и пропорциям, замечать характерные позы и движения. | Материал: пластилин, стеки, дощечки. Комарова, стр.67. | |
31.01 | 7 | «Петух», «Индюк» | Учить детей передавать в лепке образ дымковского петуха или индюка. Упражнять в лепке основной формы из целого куска с использованием усвоенных ранее приемов лепки. Развивать эстетическое восприятие. | Материал: пластилин, стеки, дощечки. Комарова, стр.74. | |
21.02 | 8 | «Пограничник с собакой» | Закрепить умение детей лепить фигуры человека и животного | Материал: фетр разных цветов для фона и вырезывания. Гирндт С., стр. 67 | |
21.03 | 9 | «Жаворонки» (р.н.п. «Сороки») | Учить детей определять содержание своей работы. Закреплять умение лепить птичек из целого куска пластилина, используя усвоенные ранее приёмы лепки. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать интерес к русским традициям, народным праздникам. | Материал: Пластилин или соленое тесто, стеки, дощечки. | |
11.04 | 10 | «Космос» (лепка по замыслу) | Учить детей передавать в лепке форму ракеты, космического корабля, космонавта в скафандре и т.п. Развивать наблюдательность, мелкую моторику рук. воспитывать уважение к труду космонавтов и всех, кто причастен к полетам в космос. | Материал: Пластилин, стеки, дощечки. Лыкова, с.182-186 | |
16.05 | 11 | «Праздник весны и труда» (лепка по замыслу) | Развивать у детей воображение, умение передавать в лепке разные по форме предметы, характерные фигурки персонажей, сказочных героев, обращать внимание на выразительность образа. | Материал: Пластилин, стеки, дощечки. |