Конспектека
  • Новости образования
  • Публикация учителя
  • Политика сайта
  • Вопросы-ответы
  • Обратная связь

Главная » Дошкольное образование

Автор: Романовская Татьяна Николаевна
Учебное заведение: МАДОУ "Умка", г.Ноябрьск
Краткое описание работы: В основу положено использование разнообразных нетрадиционных техник изобразительного искусства, что позволяет ребенку в увлекательной форме развивать и совершенствовать свои способности, обеспечивает ситуацию успеха в видах деятельности, требующих проявления творческих способностей.

Дата публикации: 2022-03-19 Рабочая программа по разделу «Лепка» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей подготовительной к школе группы Романовская Татьяна Николаевна МАДОУ "Умка", г.Ноябрьск В основу положено использование разнообразных нетрадиционных техник изобразительного искусства, что позволяет ребенку в увлекательной форме развивать и совершенствовать свои способности, обеспечивает ситуацию успеха в видах деятельности, требующих проявления творческих способностей.
Пожалуйста, оцените работу!
(Нет оценок)
Загрузка...

Рабочая программа по разделу «Лепка» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей подготовительной к школе группы

Скачать работу


Приложение 53

к приказу МАДОУ «Умка»

от «_____» ___________2021

№_______-од

Рабочая программа

по разделу «Лепка»

образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

для детей подготовительной к школе группы

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

«Умка»

муниципального образования город Ноябрьск

(всего 11 непрерывных образовательных деятельностей в год)

Составитель:

воспитатель

МАДОУ «Умка»

Романовская Т.Н.

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по разделу «Лепка» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей подготовительной группы, составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Умка».

Программа рассчитана на проведение непрерывной образовательной деятельности (НОД) 11 раз в год, длительность проведения НОД - 30 минут.

Актуальность заключается в том, что содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной группы.

Новизна программы заключается в том, что в основу положено использование разнообразных нетрадиционных техник изобразительного искусства, что позволяет ребенку в увлекательной форме развивать и совершенствовать свои способности, обеспечивает ситуацию успеха в видах деятельности, требующих проявления творческих способностей.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что она соответствует целям и задачам МАДОУ «УМКА».

Целью данной программы является формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.

Задачи:

  1. Развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы; продолжать учить передавать форму основной части, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов.
  2. Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы.
  3. Учить детей создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей.
  4. Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки; учить при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.

Особенности организации образовательного процесса

Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми другими ее направлениями: ознакомлением с окружающим миром, социальными явлениями, природой во всем ее многообразии; ознакомлением с разными видами искусства, как классического, современного, так и народного, включая литературу, а также разнообразными видами деятельности детей.

На всех НОД важно развивать активность и самостоятельность детей, вызывать стремление создавать что-то полезное для других, порадовать детей и взрослых. Следует побуждать детей вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт детей, что похожее они уже делали, как они это делали; вызывать ребенка для показа всем детям, как можно изобразить тот или иной предмет.

Особое значение в подготовительной группе приобретает рассматривание созданных детьми изображений и их оценка. При рассматривании с детьми созданного сюжетного изображения следует обратить их внимание на то, как передан сюжет, какие изображения в него включены, соответствуют ли они содержанию выбранного эпизода.

Отличительные особенности организации образовательного процесса

Отличительные особенности заключаются в том, что программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

Виды интеграции образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Социально – коммуникативное развитие»

  1. развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.
  2. формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности.

«Познавательное развитие»

  1. формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества.

«Художественно – эстетическое развитие»- развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.

Содержание и результаты всех областей программы могут быть обогащены и закреплены с использованием средств продуктивной деятельности детей.

  1. использование музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания области «Художественно – эстетического развития».

Сопутствующие формы работы при организации образовательного процесса

Задачи и содержание работы

Формы работы

Формы организации детей

Непрерывная образовательная деятельность

Лепка

Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров.

Создание макетов, коллекций и их оформление.

Украшение предметов для личного пользования.

Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики.

Дидактические игры.

Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями художников (тематических и персональных), репродукций произведений живописи и книжной графики, тематических выставок (по временам года, настроению и др.).

Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.).

Групповая

Принципы и подходы к формированию программы:

  1. развивающего обучения и научного положения Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.В. Давыдов);
  2. культуросообразности - учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнение недостатков духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры;
  3. научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
  4. критерия полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
  5. единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
  6. интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  7. комплексно-тематического построения образовательного процесса;
  8. построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
  9. учета соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой;
  10. варьирования образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
  11. решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Учебно - тематический план

№

НОД

Тема НОД

Количество

НОД

В том числе практическая

НОД

1.

«Ветка рябины»

1

1

2.

«Калининские птички»

1

1

3.

«Барельеф – цветы»

1

1

4.

«Туристы в горах»

1

1

5.

«Бабушкины сказки»

1

1

6.

«Животные нашего леса»

1

1

7.

«Петух, индюк»

1

1

8.

«Пограничник с собакой»

1

1

9.

«Сказочная птица»

1

1

10.

«Космос»

1

1

11.

«Праздник весны и труда»

1

1

ИТОГО:

11

11

Содержание рабочей программы

Развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.

Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы.

Учить детей создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей.

Декоративная лепка. Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку. Учить при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.

Педагогический мониторинг.

Педагогическая диагностика проводится на основе диагностического пособия Афонькиной Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей / Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2015. Мониторинг проводится 2 раз в год (сентябрь, май) в форме наблюдения, беседы, игры в целях дальнейшего планирования педагогических действий.

Предлагаемая в данном диагностическом журнале модель педагогической диагностики индивидуального развития детей разработана с учетом образовательных областей и их приоритетных направлений, определенных ФГОС ДО. В каждой образовательной области в контексте определенных направлений выделены уровни эффективности педагогического воздействия, то есть педагогическая диагностика предполагает не ранжирование детей по их достижениям, а выявление целесообразности и полноты использования педагогами образовательных ресурсов для обеспечения развития каждого ребенка.

С учетом того факта, что в раннем и дошкольном возрасте основные линии психического развития находятся в стадии становления и, как следствие, их показатели могут быть недостаточно устойчивы, зависимы от особенностей микросоциума, здоровья ребенка, его эмоционального состояния на момент диагностики, в методике предлагаются наряду с устоявшейся уровневой градацией (высокий, средний, низкий) промежуточные уровни эффективности педагогических воздействий: средний/высокий, низкий/средний, низший/низкий; это позволяет сделать диагностику точнее. Содержание уровней разработано с учетом преемственности в отношении каждой возрастной группы от 2 до 7 лет, что позволяет сделать педагогический мониторинга систематическим, «пролонгированным» и отразить историю развития каждого ребенка в условиях образовательной деятельности.

Итоги диагностики фиксируются в карте оценки уровней эффективности педагогических воздействий (Приложение 1)

Программно-методическое обеспечение:

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Учебно-наглядные пособия:

  1. Плакаты;
  2. Фотографии;
  3. Открытки;
  4. Муляжи;
  5. Иллюстрации.

Оборудование:

  1. Пластилин;
  2. Глина;
  3. Дощечки для лепки;
  4. Стеки;
  5. Салфетки.

Для педагогов:

  1. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М А. Васильевой.
  2. Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» подготовительная к школе группа. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г. Серия: «Дымковская игрушка» М.: Мозаика – Синтез, 2006.
  3. Диагностическое пособие Афонькиной Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей / Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2015.

Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий Приложение1

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Возрастная группа: Воспитатели:

Дата заполнения:

№ п/п

Фамилия,

Имя

ребенка

Направления реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Личный уровень

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы

Становление эстетического отношения к окружающему миру

Формирование элементарных представлений о видах искусства

Восприятие музыки

Восприятие художественной литературы, фольклора

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

Реализация самостоятельной творческой деятельности

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г

К.г

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

Начало года: В.у. - %, С.у. – %, Н.у. - % Конец года: В.у. – % , С.у. – %,, Н.у. – %

Календарно – тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности по разделу «Лепка» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для подготовительной к школе группе

Планируемая дата

Дата по факту

№ занятия

Тема занятия

Программное содержание, целевые ориентиры.

Информационно- методическое обеспечение

20.09

1

«Ветка рябины»

Закрепить умение работать с пластилином в технике «Жгутик». Развивать фантазию, воображение. Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Материал: пластилин, стеки, дощечки, образец, ветка рябины.

11.10

2

«Калининские птички»

Формировать умение передавать особенности калининских птиц в их форме, позе и украшениях налепами. Вытягивать части тела из целого куска – овоида.

Материал:

Пластилин трех цветов, стека, дощечки.

Швайко, с.44

01.11

3

«Барельеф – цветы»

Закреплять умение работать с пластилином. Учить создавать объемные поделки. Развивать фантазию, пространственное воображение. Педагог предлагает вылепить объемное лепное изображение на плоскости (на основе изобразить цветок). Напомнить, что рельефная лепка всегда начинается с основы. Такую форму сначала нужно раскатать в лепёшку, а затем обрезать стекой до нужного размера. Форма выбирается в виде круга, овала, прямоугольника, ромба и т.д. Детали цветов выполняются отдельно и прикрепляются к основе.

Материал: пластилин, стеки, картон – основа, мокрые тряпочки.

22.11

4

«Туристы в горах»

Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Варьировать способ лепки из цилиндра (валика), надрезанного с одного или двух концов (в зависимости от позы фигурки).

Материал: пластилин, стеки, дощечки.

Лыкова, стр.76.

13.12

5

«Бабушкины сказки»

Лепка по мотивам русских народных сказок: самостоятельный выбор образов сказочных героев и сюжетов (композиций), определение способов и приёмов лепки; передача движений и взаимодействий персонажей.

Материал: пластилин, стеки, дощечки.

Лыкова, стр.106

10.01

6

«Животные нашего леса»

Вызвать интерес к составлению коллективной сюжетной композиции из вылепленных лесных животных.

Учить анализировать особенности строения разных животных, соотносить части по величине и пропорциям, замечать характерные позы и движения.

Материал: пластилин, стеки, дощечки.

Комарова, стр.67.

31.01

7

«Петух», «Индюк»

Учить детей передавать в лепке образ дымковского петуха или индюка. Упражнять в лепке основной формы из целого куска с использованием усвоенных ранее приемов лепки. Развивать эстетическое восприятие.

Материал: пластилин, стеки, дощечки.

Комарова, стр.74.

21.02

8

«Пограничник с собакой»

Закрепить умение детей лепить фигуры человека и животного

Материал:

фетр разных цветов для фона и вырезывания.

Гирндт С., стр. 67

21.03

9

«Жаворонки»

(р.н.п. «Сороки»)

Учить детей определять содержание своей работы. Закреплять умение лепить птичек из целого куска пластилина, используя усвоенные ранее приёмы лепки. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать интерес к русским традициям, народным праздникам.

Материал:

Пластилин или соленое тесто, стеки, дощечки.

11.04

10

«Космос»

(лепка по замыслу)

Учить детей передавать в лепке форму ракеты, космического корабля, космонавта в скафандре и т.п.

Развивать наблюдательность, мелкую моторику рук.

воспитывать уважение к труду космонавтов и всех, кто причастен к полетам в космос.

Материал:

Пластилин, стеки, дощечки.

Лыкова, с.182-186

16.05

11

«Праздник весны и труда»

(лепка по замыслу)

Развивать у детей воображение, умение передавать в лепке разные по форме предметы, характерные фигурки персонажей, сказочных героев, обращать внимание на выразительность образа.

Материал:

Пластилин, стеки, дощечки.

Просмотреть свитедельство о публикации


Дошкольное образование Календарно-тематическое планирование, Лепка, Подготовительная группа, Эстетическое развитие.

Post navigation

Детские конкурсы как инструмент личностного развития дошкольников
Памятка Как общаться с родителями в социальных сетях
  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека - методическая копилка для учителей © 2022