Рабочая программа по предмету “Информатика и робототехника” для 5 класса основной школы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24» города Чебоксары Чувашской Республики
Рассмотрено на заседании ТЛ Руководитель ТЛ ______________ Константинова Е.В. Протокол от 13 августа 2021 | Согласовано Заместитель директора по УВР ______________ Н.В.Ефимова августа 2021 | Утверждено: Приказом МБОУ «СОШ №24» г. Чебоксары от 16 августа 2021 №194 Директор школы: _____________ Л.А. Иванова |
Рабочая программа
Предмет: информатика и робототехника
Класс –5а, 5б, 5и
Учитель: Яковлева Надежда Владимировна
г. Чебоксары
Пояснительная записка
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями);
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ№24» г. Чебоксары
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 г.№1/15)
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и внеурочной деятельности, утвержденной приказом по МБОУ «СОШ№24» г.Чебоксары от 28 июня 2016 г. № 126.
- Учебный план МБОУ «СОШ№24» г.Чебоксары на учебный год.
- Календарный учебный график МБОУ «СОШ №24» г. Чебоксары на учебный год
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2
"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания - Информатика: учебник для 5 класс / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
- Технология. Робототехника: учебник для 5 класса / Д. Г. Копосов, - М.: Просвещение., 2021.
Цели и задачи изучения предмета
Цель: развитие способностей к творческому самовыражению через овладение навыками конструирования в процессе создания робототехнических систем.
Задачи:
Обучающие:
• Познакомить учащихся с основными терминами и понятиями в области робототехники и научить использовать специальную терминологию;
• Сформировать представление об основных законах робототехники;
• Сформировать первоначальные представления о конструировании роботов;
• Познакомить учащихся с основами разработки алгоритмов при создании робототехнических конструкций;
• Усовершенствовать или привить навыки сборки и отладки простых робототехнических систем.
• Познакомить с основами визуального языка для программирования роботов;
• Систематизировать и/или привить навыки разработки проектов простых робототехнических систем;
• Усовершенствовать навыки работы с компьютером и офисными программами и/или обучить использованию прикладных программ для оформления проектов.
Развивающие:
• Стимулировать интерес к смежным областям знаний: математике, геометрии, физике, биологии.
• Способствовать заинтересованности в самостоятельном расширении кругозора в области конструирования робототехнических систем.
• Формировать информационную культуру, умение ориентироваться и работать с разными источниками информации;
• Поддерживать выработку эффективных личных методик использования внимания и памяти, обработки и анализа сведений, конспектирования и наглядного представления информации (подготовки презентаций, в том числе мультимедийных).
• Поощрять стремление к применению своего потенциала в поиске оригинальных идей, обнаружении нестандартных решений, развитию творческих способностей.
• Развивать способности работы индивидуально и в командах разного качественного и количественного состава группы;
• Прививать навыки к анализу и самоанализу при создании робототехнических система;
• Содействовать саморазвитию в формировании успешных личных стратегий коммуникации и развитию компетенций при участии учеников в командной работе.
Воспитательные задачи:
• Формировать интерес к практическому применению знаний, умений и навыков в повседневной жизни и в дальнейшем обучении;
• Поощрять целеустремленность, усердие, настойчивость, оптимизм, веру в свои силы;
• Способствовать развитию способности конструктивной оценки и самооценки, выработке критериев оценок и поведенческого отношения к личным и чужим успехам и неудачам;
• Подтверждать высокую ценность таких способностей и качеств, как эмоциональная уравновешенность, рассудительность;
• Поддерживать представление учащихся о значимости общечеловеческих нравственных ценностей, доброжелательности, сотрудничества;
• Укреплять спортивный дух, способность сохранять уважение к соперникам, и преодолевать стресс во время обучения и соревнований;
• Прививать культуру организации рабочего места, правила обращения со сложными и опасными инструментами;
• Воспитывать бережливость и сознательное отношение к вверенным материальным ценностям.
Срок реализации рабочей учебной программы: один учебный год.
Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом МБОУ «СОШ №24» г. Чебоксары и календарным учебным графиком на учебный год. Количество часов, отводимых на изучение информатики и робототехники в 5 классе согласно учебному плану школы: в год - 34 часа, в неделю - 1 час. Предмет изучается на базовом уровне.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Предметные:
Учащиеся:
• Будут иметь представление о роли и значении робототехники в жизни;
• Поймут смысл принципов построения робототехнических систем и смогут объяснять их значение;
• Овладеют основными терминами робототехники и смогут использовать их при проектировании и конструировании робототехнических система;
• Освоят основными принципы и этапы разработки проектов и смогут самостоятельно и/или с помощью учителя создавать проекты;
• Освоят принципы работы механических узлов и смогут понять назначение и принципы работы датчиков различного типа;
• Смогут выполнить алгоритмическое описание действий применительно к решаемым задачам;
• Смогут использовать визуальный язык для программирования простых робототехнических систем;
• Смогут отлаживать созданных роботов самостоятельно и/или с помощью учителя.
Метапредметные
Учащиеся смогут:
• Найти практическое применение и связь теоретических знаний, полученных в рамках школьной программы;
• Получить практические навыки планирования своей краткосрочной и долгосрочной деятельности;
• Выработать стиль работы с ориентацией на достижение запланированных результатов;
• Использовать творческие навыки и эффективные приемы для решения простых технических задач;
• Использовать на практике знания об устройствах механизмов и умение составлять алгоритмы решения различных задач;
• Использовать полученные навыки работы различным инструментом в учебной и повседневной жизни.
Личностные
Учащиеся смогут:
• Получить социальный опыт участия в индивидуальных и командных состязаниях.
• Найти свои методы и востребованные навыки для продуктивного участия в командной работе;
• Убедиться в ценности взаимовыручки, поддержания доброжелательной обстановки в коллективе;
• Научиться использовать навыки критического мышления в процессе работа над проектом, отладки и публичном представлении созданных роботов.
• Укрепить и усовершенствовать в себе чувство самоконтроля и ответственности за вверенные ценности.
• Развить внимательное и предупредительное отношение к окружающим людям и оборудованию в процессе работы.
Раздел 2. Учебно-тематическое планирование.
Общее число часов: 34ч.
РАЗДЕЛ 1. Информация вокруг нас. 3ч.
Как человек получает информацию. Виды информации по форме представления, Действия с информацией.
РАЗДЕЛ 2. Компьютер – универсальная система для работы с информацией. 9ч.
Что умеет компьютер. Как устроен компьютер. Устройства ввода информации. Клавиатура и мышь. Программы и документы. Хранение информации. Оперативна и долговременная память, файлы и папки. Передача информации. Электронная почта. Кодирование информации. Метод координат.
РАЗДЕЛ 3. Алгоритмы и исполнители. 11 ч
Понятие алгоритма. Разнообразие исполнителей, Формальные исполнители. Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов. Понятие ГРИС. Основы работы в программной среде Кумир. Управление исполнителей Чертежник, управление исполнителем Черепаха, управление исполнителем Робот. Основы работы в программной среде Scratch.
РАЗДЕЛ 4. Роботы 5ч.
Суть термина робот. Робот-андроид, области применения роботов. Конструктор EV3, его основные части и их назначение. Способы подключения датчиков, моторов и блока управления. Правила программирования роботов. Модульный принцип для сборки сложных устройств. Конвейерная автоматизированная сборка. Достоинства применения модульного принципа. Современные предприятия и культура производства. Исследование основных элементов конструктора LEGO MINDSTORMS Education EV3 и правила подключения основных частей и элементов робота.
РАЗДЕЛ 5. Робототехника 8ч.
Понятие «робототехника». Три закона (правила) робототехники. Современная робототехника: производство и использование роботов. Программирование, язык программирования. Визуальное программирование в робототехнике. Основные команды. Контекстная справка. Взаимодействие пользователя с роботом. Достоинство графического интерфейса. Ошибки в работе Робота и их исправление. Память робота.
Примерное поурочное планирование (34 часа)
№ Раздела /урока | Содержание | Количество часов |
Раздел 1. Информация вокруг нас | 3 | |
Урок 1 | Техника безопасности и организация рабочего места. Как человек получает информацию | 1 |
Урок 2 | Виды информации по форме представления | 1 |
Урок 3 | Действия с информацией | 1 |
Раздел 2. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией | 9 | |
Урок 4 | Что умеет компьютер | 1 |
Урок 5 | Как устроен компьютер | 1 |
Урок 6 | Устройства ввода информации | 1 |
Урок 7 | Программы и документы | 1 |
Урок 8 | Хранение информации | 1 |
Урок 9 | Передача информации | 1 |
Урок 10 | Кодирование информации | 1 |
Урок 11, 12 | Обработка информации | 2 |
Раздел 3. Алгоритмы и исполнители | 11 | |
Урок 13 | Что такое алгоритм | 1 |
Урок 14 | Типы алгоритмов | 1 |
Урок 15 | Разнообразие исполнителей | 1 |
Урок 16, 17 | Управление исполнителей Чертежник | 2 |
Урок 18 | Управление исполнителем Черепаха | 1 |
Урок 19, 20 | Управление исполнителем Робот | 2 |
Урок 21, 22, 23 | Основы работы в программной среде Scratch | 3 |
Раздел 4. Роботы | 5 | |
Урок 24 | Что такое робот | 1 |
Урок 25 | Робот конструктора EV3 | 1 |
Урок 26 | Сборочный конвейер | 1 |
Урок 27 | Проект «Валли» | 1 |
Урок 28 | Культура производства | 1 |
Раздел 5. Робототехника | 6 | |
Урок 29 | Робототехника и её законы | 1 |
Урок 30 | Передовые направления в робототехнике | 1 |
Урок 31 | Программа для управления роботом | 1 |
Урок 32 | Графический интерфейс пользователя | 1 |
Урок 33 | Проект «Незнайка» | 1 |
Урок 34 | Почему возникают ошибки, как их исправить | 1 |
ВСЕГО | 34 |